Получи документы

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Помоги Маше»

Светлана Светлана
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Помоги Маше»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по формированию целостной картины мира

Девиз ТРИЗ:

«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Средство работы с детьми – педагогический поиск.

Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»

Занятие - не форма, а поиск истины»

С самого рождения дети активно познают окружающий мир, выстраивая свою “картину мира”, пытаясь понять закономерности происходящих процессов. ТРИЗ, призвана помочь детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, помочь грамотно мыслить и решать свои пока маленькие проблемы. Ценность инструментария ТРИЗ способствует развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности. Совместное творчество воспитателя с детьми способствует выявлению и разрешению противоречий. Жизнь сплошь состоит из противоречий. Когда и где ребенок учится разрешать противоречия? Он ведь сталкивается с ними постоянно. И если не в состоянии преодолеть, инстинктивно уходит от их разрешения, даже не осознав, что за препятствие повстречалось на его пути. Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить, творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения, личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).В детском саду, к сожалению, понятие о противоречивых законах диалектики не рассматриваются упорядоченно и не подаются как система знаний. А ведь умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их может стать ключом к тайнам жизни, позволит ребенку не только сформировать грамотное мышление, адекватную реальности “картину мира”, но и активно решать свои проблемы, защищать свои позиции. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не даёт детям готовые знания, не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Цель ТРИЗа – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Задача ТРИЗ – не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира „Помоги Маше“» размещена в разделах

Занятие «ПОМОГИ МАШЕ» МДОУ «Ясли - сад №316 г. Донецк» Цель: Доставить детям радость и удовольствие от занятия развивающей, игровой направленности. Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении полугодия.

Задачи.

Образовательные: Закрепить знания о праздниках,о способах подготовки к ним; уточнить с детьми выражения речевого этикета – как одну из форм воспитания вежливости; о днях недели и их последовательности, упражнять во временной (вчера, сегодня, завтра) и пространственной (между, рядом, в правом,в левом, в нижнем, в верхнем) ориентировках; формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер) Совершенствовать умение анализировать объекты и находить из представленного ряда нужный по характерным признакам;, закреплять умение устанавливать закономерность, сравнивать множества предметов, упражнять детей в количественном и порядковом счёте; упражнять в умении решать примеры +1 -1. Закрепить понятие «товар» выделять главное направление использования денег людьми; умение производить операции купли – продажи используя кредитные карточки, решать простейшие экономические задачи. Упражнять в умении решать противоречия, формировать умения обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями; читать слова, продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.

Развивающие : Способствовать развитию познавательного интереса. Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, сосредоточенность, мыслительную и двигательную активность, любознательность, взаимопомощь, самостоятельность, навыки самооценки; умение сравнивать, анализировать, высказывать и обосновывать свои суждения; умение, ,делать выводы; способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, фантазии, творческого воображения.

Воспитательные: Воспитывать интерес к занятию, стремление много знать, культуру общения, оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Развивающая среда. Демонстрационный материал: «ковёр с дырками»(блоки Дьенеша, вазы, цветы, прилавок и полки магазина, касса, продукты питания (молоко, масло, сметана, мука, изюм и т. д., ценники, два навесных замка, кукла Маша, магнитные доски, физминутка с муз. сопровождением.

Раздаточный материал: геометрические фигуры разные по форме, цвету, размеру; карточки-коды (блоки Дьенеша, кредитные карточки (с примерами,листы с цветным изображением ваз и ниточек, фломастеры, трафареты.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поисковая, познавательная, продуктивная.

Предварительная работа: беседа о праздниках, д/игры на развитие математических способностей, решение проблемных ситуаций с умением решать, доказывать, делать выводы; чтение А. Котовой «Подарок», чтение слогов и слов, с/р игры «Магазин», «Идём в гости» изготовление и подбор материала в уголок «Магазин»,аппликация «Украсим скатерть», физминутка «Собрались на празднике все мои друзья», пальчиковые игры «Гости», «Печу, печу хлібчик», «Замок»,координация движений и речи «Собрались все дети в круг», «Дружно за руки возьмёмся», использование музыкального сопровождения.

Ход занятия.

Заходят дети в группу. Воспитатель обращает внимание на то, как много пришло гостей. В. Поприветствуйте их. Д. Здравствуйте! В. А как мы ещё можем поприветствовать гостей. Д. Мы рады вас видеть, добро пожаловать, проходите пожалуйста. В. Ребята, гости это наши друзья, а как ещё можно поприветствовать друзей, но без слов? (реверанс, поклон головой, машут руками, рукопожатие ладони об ладонь) В. А теперь поприветствуйте друг друга.

Д. Собрались все дети в круг Ты мой друг и я твой друг, Ты мой друг и я твой друг, Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.

В. Ребята, а вы любите праздники? А какие праздники вы знаете? Какой праздник ваш самый любимый? Вот и у одной очень весёлой девчонки будет день рождения. А зовут её Маша. Она прислала нам приглашение, но какое - то очень странное.

«Дорогие ребята, приходите ко мне в гости на этой неделе.

В. Вы знаете, что такое неделя? Сколько дней в неделе? Назовите дни недели. Так в какой же день мы должны прийти в гости? Здесь вот ещё такая запись: -сегодня вторник, приходите завтра (ответы детей);- нет, вчера был вторник, а вы приходите сегодня (ответы детей);- нет, завтра будет четверг, а вы приходите сегодня (ответы детей) Так когда же мы пойдём на день рождения (ответы детей? А сегодня какой день недели? (ответы детей)

Игра «Хорошо-плохо» (решение противоречий)

В. А как вы думаете, гости это хорошо или плохо? Хорошо: весело, можно поиграть, накрыть праздничный стол, пообщаться, потанцевать и т. д. - А чем плохо? Плохо: шумно, мешаем соседям, устаём, много грязной посуды, грязно в квартире, разбросаны игрушки, волнительно и т. д.

Пальчиковая игра

«Мама, мама! -Что, что, что? - Гости едут. - Ну и что. Здравствуй, здравствуй! Чмок, чмок, чмок!»

В. И так, в гости мы отправимся завтра. Но Маша очень волнуется и поэтому ничего не успевает. Она просит нас помочь ей. Ну что, поможем? Что нам надо сделать? (ответы детей)

Дружно за руки возьмёмся

И в кружочек соберёмся.

Будем крепко мы дружить? (да, да, да).

Нашей дружбой дорожить? (да, да, да).

Друга можно подводить (нет, нет, нет) Друга можно обижать? (нет, нет, нет).

Другу нужно помогать? (да, да, да

I. В. Давайте подметём Маше коврик. Ой, а что это он весь в дырках. На что похожи дырки? У каждого карточка (блоки Дьенеша, вы должны её правильно прочесть и выбрать соответствующую фигуру и вставить в «дырку» Почему, ты, выбрал именно эту геометрическую фигуру? (решение противоречий) -Какая геометрическая фигура находиться в правом верхнем углу? – в левом нижнем углу? –по середине? –где находится большой треугольник? Какие же вы у меня молодцы.

II. В. Посмотрите, Маша решила украсить свой дом цветами, приготовила вазы, а цветы расставить не успела; давайте расставим цветы, соблюдая закономерность (расставляют цветы) - Как, вы, расставили цветы? -Сколько цветов в жёлтой вазе? –Сколько цветов в розовой вазе? -В какой вазе больше в жёлтой или красной; на сколько? -Какая по счёту синяя ваза? красная? -Какая ваза находится между зелёной и желтой вазой? - Молодцы.

III. В. А теперь будем готовить угощения. -Что для этого нужно? -Где это всё взять? -Что надо для того, чтобы купить продукты? -Какие денежные единицы вы знаете? -Какие денежные единицы должны взять мы? Почему? У нас вместо денег будут банковские карточки, мы найдём код (решив примеры,в магазине выберем продукты, глядя на ценник, на эту сумму, которая у вас получится. (дети выбирают продукты). -Кто, что купил? Прочтите. –Могли ли вы купить товар дешевле? дороже? -Что можно из этого приготовить (ответы детей)

Упражнение на координацию движений и речи. «Печу, печу хлібчик Діткам на обідчик. Меньшенькому - меньший, Більшенькому - більший, Шусть у піч.»

IV В. Ну, что устали, давайте немного отдохнём. (релаксация под музыку В. А. Моцарта «Ближе к мечте»)

Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем, Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена она. Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется, Дышится легко, ровно, глубоко.

Активизация.

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали; Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать Бодрый день наш продолжать.

V В. Мы уже все дела переделали, а Маши всё нет. Давайте поиграем в игру «Весёлые цепочки». (соотнесение прилагательных) Человек- высокий, высоким может быть дерево; дерево- зелёное, зелёным может быть- кузнечик; кузнечик- прыгучий, прыгучим может быть мяч; мяч- круглый, круглым может быть- луна и т. д.

VI. В. Уже все дела переделали и поиграли, где же Маша? Давайте, пока её нет, приготовим для Маши подарок. У вас на листах нарисованы ниточки, соберём ей бусы из геометрических фигур при помощи трафарета. Но условие будет такое: если меняем цвет фигуры - остаётся форма, а если остаётся форма - меняется цвет. (блоки Дьенеша). Дети поясняют, как собирали бусы.

VII.В. Ребята, я ещё приготовила для Маши и её гостей развлечение, давайте поиграем. Понравится ли оно им? (физминутка под музыку)

Собрались на празднике все мои друзья, А скучать на празднике никому нельзя. Ну-ка улыбнитесь все. Значит все идём ко мне. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, Хлопнули в ладоши все 1, 2, 3, Топнули ногою 3, 2,1, Повернулись все на лево 1, 2, 3, Повернулись все на право 3, 2, 1, Высоко подпрыгнули1, 2, 3, Ножками подрыгали 3, 2, 1, А теперь все дружно сядем1, 2, 3, И обратно вместе встанем3, 2, 1.

VIII. Стук в дверь. Дверь не открывается, на двери два замка. -Как же нам открыть замки? (ответы детей)

Пальчиковая игра.

«На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули,постучали,

Покрутили,и открыли!»

-Замок не открывается; может всё дело в этих значках- кодах. (дети анализируют и делают выводы) Замки открываются.

IX. Появляется кукла Маша с конфетой в руках. Здоровается. Хочет угостить детей конфетой.

В. Но у тебя только одна конфета, а ребят много. М. - Как много? Вот зайцев в лесу много, а вас мало. В. Ребята, Маша права, нас мало? Д. Мало это когда один или два, а нас много. В. А если сравнить с количеством детей всего детского сада? Д. Нас мало. В. Можно точно определить «много» или «мало»? Д. Смотря с чем сравнивать. В. А для кого может быть одна конфета «много»(ответы детей) В. Одна конфета это плохо; много конфет это… (ответы детей) А если очень много конфет вы съедите и у вас заболят зубы…. (ответы) Так значит что? Д. Значит: Мало-плохо, много- хорошо, очень много- плохо. В. А бывает хорошо когда мало (ответы детей) Так значит что? Д. Значит: если что-то неприятное то хорошо когда мало, а если то, что нравится хорошо когда много. В. А теперь поиграем и научим Машу. Я буду называть разные ситуации, а вы внимательно послушайте и скажите: если того, о чём я буду говорить, будет мало, то это хорошо (хвалят, ругают, дают горькое лекарство, бьют, дерутся, обнимают, ломают игрушки, ссорятся, кричат, водят в цирк, любят и т. д.)

Молодцы! Умницы и умники!

В. Маше очень понравилось играть. Она вас очень благодарит за игру и за помощь в подготовке к её празднику. Маша ждёт нас завтра в гости.

А нам пора. До свидания Маша, до свидания гости.

Литература:

1. С. И. Гин. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 2. А. В. Яценко. Школа радостной семьи. Харьков: Ранок, 2010. 3. А. В. Яценко. Родник творчества. Харьков: Ранок, 2011.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира «Наша армия родная» Цель: - формировать у детей представления об армии, как защитнице Родины; сформировать у них представления о родах войск, о защитниках Отечества.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Необъятный космос» Цель: Систематизация знаний о космосе, космонавтах и их работе. Задачи: Обучающие: • вспомнить ранее изученный материал о космосе; • уточнить.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Что растёт в нашем лесу» Ход ОД 1. Организационный момент - Дети, сегодня я вам расскажу о лесе. Послушайте стихотворение: С. Погореловский Лес. Здравствуй лес, дремучий.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе на тему «Профессии» Конспект по формированию целостной картины мира в младшей группе «Профессии» Цель: расширять знания детей о разных профессиях: повар, врач,.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Одежда» Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде. Задачи: 1. Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении,.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Свойства снега» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами снега; обратить внимание детей на то, во что может превратиться вода; научить правилам.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе «Кирпичики»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе «Кирпичики» Цели: расширить представления о профессии строителя, совершенствовать умение сравнивать и подбирать предметы по цвету и размеру, закреплять.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в первой младшей группе на тему «Овощи»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в первой младшей группе на тему «Овощи» Конспект занятия по формированию целостной картины мира в первой младшей группе (дети с 1,5 до 3 лет). Тема: «Овощи» Интеграция образовательных.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в разновозрастной группе на тему «Продукты питания» ТЕМА: «Продукты питания» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: -познакомить с полезными продуктами питания, учить правильно называть их. -упражнять в.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Деревья — источник жизни» Познание. Формирование целостной картины мира. Тема: «Деревья-источник жизни» Цели. Знакомство с видами деревьев и роль их в жизни человека,.

Автор публикации:
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Помоги Маше»
Опубликовано: 22 мая 2019 в 08:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Помоги Маше»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД