Романова Галина
Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста «Поэзия Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель МБДОУ Детский сад № 11 «Светлячок», г. Гуково, Ростовской области: Романова Г. В.
Дисциплины (образовательные области) : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Поэзия Донского края»
Возраст участников – 5-7 лет
Время проведения – 35 минут.
Форма проведения занятия: Посиделки.
Участники занятия: педагоги, дети, родители.
Темочки:
Цель: Приобщать детей к культуре Донского края, поэтическому наследию Дона, воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках, развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его.
Задачи:
1. Воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры. Идентификация с культурными традициями казаков;
2. Развитие творческих способностей, интонационной стороны устной речи, развитие слухового восприятия;
3. Знакомство «жемчужинами народной мудрости» (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами).;
4. Создание радостного настроения.
Материал и оборудование: презентация, медиа проектор, веревки, куклы в колясках, кухонная утварь, игрушки-коровы, прищепки, игрушки-лошадки, гимнастические палки, маски; для сюрпризного момента: нитяные куклы-«мартинки»
Оформление зала: центральной стене (на экране) : курень, плетень с подсолнухами, лавочки, бочки и т. п. Перед куренем стоят лавки для детей.
Ход занятия.
Дети входят в зал. В зале их встречают Казачки.
1-я Казачка. Здорово дневали, ребята, как уж вам я нынче рада.
Вы ребятки, осмотритесь.
По сторонкам оглянитесь.
Хаты, куреня, пшеница.
Хлеб румяный золотится.
Солнце на небе смеется.
Как наш край родной зовется?
Ответы детей
1-я Казачка. Да, Донской край. Послушайте, как говорится о нем в старинных сказаниях.
2-я Казачка. Ой ты Край Донской – воля вольная,
Воля вольная – степь широкая,
Степь широкая да ковыльная,
Ты ковыльная степь раздольная.
Пораскинулась степь – ты матушка
Да во все края, во все стороны,
Да во все края, во все стороны
Все от батюшки Дона Тихого.
Славный Тихий Дон, он прорыл, прокопал младец горы грубые.
А на праву то на сторонушку – леса темные,
А на леву то на сторонушку – зелены луга,
А живут на Дону люди вольные удалые братцы казаченьки
Да казачки – красавицы статные.
Вслушайтесь в эти слова: «Дон-батюшка», как вы думаете, почему казаки с такой любовью и теплотой относились к реке Дон?
Ответы детей.
Дон-батюшка, потому что кормилец и поилец. В реке казаки ловили рыбу, из реки же и воду брали. По берегам реки – обширные пастбища для домашнего скота, а главное для лошадей, без которых казаки не мыслили свою жизнь. Послушайте, какая красивая легенда живёт в народе про наш Дон – батюшку.
«У старого Иван-озера было два сына – Дон Иванович и Шат Иванович. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Братья по характеру отличались друг от друга. Буен и неукротим, вспыльчив и непокорен был Шат, тих и ласков, сдержан и послушен был младший сын Дон. Отец любил и дорожил обоими. Показал отец каждому дорогу и велел им слушаться. Шат – шатун, пока старик был здоров, не смел своевольничать и перечить ему. Но после тяжёлой болезни Иван – озеро ослеп и не мог присматривать за старшим сыном. И тут Шат решил сбежать от старого отца, искать счастья и удачи в дальней стороне. Отец Иван отличал сыновей по правой руке: у Дона была сильная, мужественная, лохматая, а у Шата – тонкая, гладкая. Чтобы обмануть слепца, одел Шат шубу, пришёл к отцу и просил отпустить посмотреть иные земли. Пощупал отец протянутую руку, решил, что это Дон и дал благословление.
Обрадованному Шату не удалось далеко уйти, упал он в мутную реку Упу.
А Дон Иваныч послушал отца и тихо, не спеша понёс свои воды на юг куда отец приказывал. Прошёл он всю Россию, достиг Азовского моря и славен стал».
1-я Казачка. Прекрасен Донской край. Это о нё м так страстно и взволновано написал наш земляк Михаил Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою прекрасную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая, степь!».
2-я Казачка. Многими поэтами был воспет наш донской край. Поклонимся и мы ей, донской земле.
Великий русский поэт А. С. Пушкин, побывав в краю донском, написал стихотворение «Дон» проникнутое радостью и восторгом.
Дети читают стихотворение.
Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
1-я Казачка. С давних пор славится наш край смелостью, отвагой донских казаков. Об этом ив песнях наших казачьих поется.
Исполняется песня «Во саду вишенка цветет».
1-я Казачка. Казаки не только защищали край от врагов, но и много трудились, пахали поля, выращивали хлеб. Все вы знаете, что наш край богат хлебом. Дон – житница нашей страны. Послушайте стихотворение «Донской каравай».
Дети читают стихотворение.
Как сладко пахнет хлеб зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
В земле проклюнулось зерно
Кинжальчиком едва заметным,
Пригрелось под лучом оно
И закачалося под ветром.
И — стебель к стеблю — на простор,
Как будто протянуло стрелы.
От синих вод до синих гор.
И вот зерно созрело.
И ветер гнет, и дождь сечет,
Но в бункера зерно течет,
Шумит донской волною;
И солнца свет роняет след
Над золотой стернею.
А мы садимся у стола,
Друг друга поздравляя,
Что вот уже пришла пора
Донского каравая.
Еще он отдает зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
2-я Казачка. А скажите, мне ребята, какое первое слово произносит маленький казачок?
Ответы детей.
1-я Казачка. Мама! Самое понятное слово на земле. У мамы самое доброе сердце. У мамы самые теплые и ласковые руки. Вы любите своих мам, ребята?
Ответы детей.
2-я Казачка.
На заре, на зорюшке, только рассветет,
Матушка - казаченька по воду пойдет.
На плечах у матушки тяжко коромысло.
Матушка - казаченька, дай воды напиться.
Катит воды батюшка – православный Дон,
Слышится заутренней колокольный звон.
Вышла к речке матушка с утренней зарей,
На мостках склонилася над речной водой.
Под мостками плещутся воды Дон-реки.
Постирает матушка белы рушники.
Борщ на стол поставила, крынку с молоком.
Хлеб накрыла матушка чистым рушником.
Ох, истерты рученьки да грубы мозоли.
До темна-то матушка все трудилась в поле.
Вечером у прялочки поучает дочь.
Оглянется матушка: за окошком ночь.
1-я Казачка. Видите, ребята, как тяжело раньше проходил день матери-казачке. Потому как, казаки часто уходили в походы, и всю работу приходилось делать женщинам-казачкам. Кроме того, если селению грозила опасность, казачки брали в руки оружие и вставали на защиту своих близких.
Но матери-казачки, как и все матери на свете, любили и ласкали своих детей. Пели им колыбельные песенки.
Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов проезжая на Кавказ останавливался на постой в казачьих станицах. Наблюдал, подмечал, слушал и написал «Казачью колыбельную».
Видео «Казачья колыбельная»
2-я Казачка: Мать-казачка, и никто другой, отвечала за воспитание детей и перед Богом, и перед людьми. Приучала их к трудолюбию, прививала им чувство собственного достоинства, любовь к родной земле, родному краю, к своему народу, воспитывала уважение к человеку. Поэтому большое значение имела в казачьей семье женщина - мать, которая умела посвящать себя семейной жизни, своим детям. На долю казачке выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению.
Выходят дети в казачьих костюмах. Спорят между собой.
Девочка: А я гутарю казачка!
Мальчик: Нет казак!
2-я Казачка: Здорово дневали, казачата! Об чем гутарите!
Мальчик: Да, мы тут с ребятами поспорили, кто главней: казак или казачка? По мне так казак. Ить казаки с покон веку Родину защищають.
Девочка: Нет казачка! Казачка завсегда на себе дом, хозяйство несла, детей ростила, и казаку пособляла.
2-я Казачка: Эх, детушки. Что спорить тут? Да никто не главней.
Мальчик: Как так?
2-я Казачка: А вот так! Главней – природа – мать, земля наша донская, что кормит нас, силу, красу нам дает. Дон наш могучий, что нас мудрыми делает, учит силу к делу прилагать, а не к безделью. А дите человеческое, коли у природы учится – добрым человеком станет, малого да слабого не забидит, старого уважит. Про то и песни наши поются.
А вы слыхали как поют донские казаки,
Уставшие вернувшись из похода?
Видали вы, как горько слёзы льют они,
Друзей припоминая и погодков?
Но вот, смахнет казак слезу щеки,
Рукою крепкою поднимет чашу
И скажет:
- Будя. Будя, казаки!
Кум, заводи. А ну, сыграем нашу!
Видео казачья песня.
2-я Казачка: Ох, добре песню играют! Любо!
Мальчик: А я вот как слышу песню, нашу казачью, так вроде Дон наш батюшка волною серебрится, девки гутарють. А то конь наметом пошел. И так сладко делается, как жеребенок до мамки тянется.
2-я Казачка: Да, сынку, такие песни играть умеют казаки, потому как народ красивый, сильный, добрый, как Дон родимый.
Девочка: Маманя, а мы тоже с ребятами песню казачью знаем.
2-я Казачка: Так позови ребят, и сыграйте песню, а мы послушаем.
Девочка: Ребята!
Исполняется песня «Эх, казачата»
2-я Казачка: Ох, добре! Любо!
Песни вы играть умеете, а сказки любите?
1-я Казачка. Жарко солнышко печет,
Река Дон течет, течет,
А по-Тихому по Дону
Сказка в гости к нам плывет.
Видео «Сказки Тихого Дона»
2-я Казачка: Что-то вы тут, казачатки, попритихли? В наши - то годы, когда я мала была, в такие веселые игры играли…
1-я Казачка: И мы много казачьих игр знаем, правда, детушки?
Дети перечисляют игры.
Казачка (если дети не назвали) называет свою любимую игру, предлагает поиграть.
1-я Казачка: В былые времена одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна".
Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".
Выбор осуществляется с помощью считалок:
2-я Казачка: Прилетел издалека,
Из высока- высока,
Опустился он на баз,
Чтоб ловить цыплят у нас.
Аты- баты, ата- ты,
Этот коршун будешь ты!
1-я Казачка: На базу цыплятки- детки
Разбежались без наседки.
Чтобы горю пособить,
Знать, тебе наседкой быть!
ИГРА «КОРШУН»
2-я Казачка: Ай, молодцы. Только казаки во все времена были знатными наездниками. Казак без коня – сирота! А ну, казачата, выходите, себя покажите!
ИГРА «НАЕЗДНИКИ»
1-я Казачка: Ай, да удальцы! Любо! Любо! Настоящие казаки!
2-я Казачка: А казачки на Дону всегда были знатными хозяйками, хлебосольными, да рукастыми. И дитя укачать, и еды наготовить, и скотину подоить, и белье постирать. А ну-ка, казачки выходите, какие вы хозяюшки, покажите!
ИГРА «ХОЗЯЮШКИ»
1-я Казачка: Ай, да хозяюшки! Добре! Добре!
2-я Казачка: Казаки и казачки всегда были не только лихими да удалыми, но еще и смекалистыми. А вы смекалистые? Загадки отгадывать умеете?
Тогда внимательно слушайте, да отгадывайте.
ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:
* Крепка, звонка да отточена.
Кого поцелует, тот с ног долой. (сабля).
* На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло).
* Погоны жёлтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).
* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).
* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок
наводит. (метла).
* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (вёдра и коромысло).
1-я Казачка: Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон - батюшка – не сосчитать. И пусть их современники, т. е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие.
Исп. песня «Широки просторы наши» (взрослые).
2-я Казачка: Да, нам есть чем гордиться. История нашего края, быт, культура донских казаков – это то, о чем необходимо знать каждому человеку, живущему на Дону, потому что это – наша малая родина. Отсюда все мы родом.
1-я Казачка: Ну а мы хотим подарить вам на память вот этих куколок, которых сделали вместе с ребятами из группы «Фантазеры» и группы «Радужная».
2-я Казачка: Это ребята, куклы не простые, это куклы - желаньица. Подержите в ладошках, покачайте немножко.
К сердечку прижмите. Чуть-чуть подождите.
А теперь загадайте желание. Просите все, что хотите. Только не для себя просите, а для своей семьи, для своих родных.
Этих куколок, ребята, дома спрячьте в укромное местечко. И пусть все задуманное исполнится.