Получи документы

Методическая разработка «Нетрадиционный социально-игровой урок «Музыкальный лабиринт» (3 фото)

Елена Щербина
Методическая разработка «Нетрадиционный социально-игровой урок «Музыкальный лабиринт»
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционный социально-игровой урок

«Музыкальный лабиринт"

Методическая разработка «Нетрадиционный социально-игровой урок «Музыкальный лабиринт»

Этот урок создан по методике А. П. Ершовой и В. М. Букатова нестандартных уроков «Социально-игровой урок» для общеобразовательных школ.

Публикация «Методическая разработка „Нетрадиционный социально-игровой урок „Музыкальный лабиринт“» размещена в разделах

Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. Мы уже не первый раз используем данную методику на практике в ДМШ и адаптируем приемы и технологии к заданиям музыкальной тематики.

Данная методика подразумевает использование заданий любой области, главное – выдержать основные игровые принципы хода урока и внедрить интересные идеи в процесс игры.

Основной особенностью данного урока является освоение и повторение материала в процессе командной игры. Основной тематикой этого урока является музыкальная терминология – начиная от самых элементарных знаний нот, до более глубоких знаний и ориентирования в музыкальном материале.

В музыкальной школе, в отличие от общеобразовательной, основной формой урока является индивидуальная, либо мелкогрупповая форма урока. Вследствие этого, учащиеся мало знакомы со сверстниками, другими ребятами, осваивающими тот же инструмент или занимающимися у одного преподавателя. Мы решили внедрить эту методику не только для повторения пройденного материала, но и для развития коммуникативных навыков и умений, укреплению дружеских отношений друг с другом посредством участия в командной игре.

Игра – это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умение и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее, справиться с заданием. Таким образом, соревнование способ-ствует усилению работоспособности всех учащихся.

В качестве жюри мы привлекаем родителей учеников. Благодаря участию в процессе, родители начинают больше вникать в обучение ребят, вместе со своими детьми начинают изучать музыку, что положительно влияет на творческое развитие учащихся.

Урок рассчитан на группу 6 – 17 человек от 8 до 15 лет, обучающихся на разных музыкальных инструментах.

Цели и задачи:

• Содействовать приобретению учащимися коммуникативных умений и навыков посредством участия в коллективной творческой деятельности;

• Способствовать повышению уровня знаний по теории музыки, закреплению знаний исполнительской терминологии через игровые технологии;

• Укрепление дружеских отношений между детьми, родителями и преподавателем через соучастие, равноправные условия в играх, ситуацию сотрудничества;

• Развитие творческих способностей с использованием здоровье-сберегающих технологий, вследствие разнообразия занятий через активную двигательную деятельность;

• Стимулирование концертной деятельности через непринужденную игру;

• Преодоления страха выступления на сцене через исполнение произведений в процессе командной игры;

• Использование межпредметных связей (обучение игре на инструменте, теория музыки, слушание музыки, концертное исполнение).

Материалы:

• чистые листы;

• карандаши, резинки;

• подготовленные вопросы для каждой команды (зад. 1)

• напечатанные названия нот (зад. 2)

• подготовленные термины для пантомимы (зад. 4)

• Распечатанный бланк музыкального кроссворда для каждой команды (зад. 5)

• заранее подготовленный карточки с определениями и ответами для каждой команды (зад. 6)

• стол для каждой команды;

• настроенные музыкальные инструменты;

• стол, листы и ручки для жюри.

Перед началом урока заранее приготовить зал, класс – убрать все стулья, поставить на расстоянии друг от друга два стола (для команд). На сцене приготовить место для жюри. Перед сценой (сбоку) приготовить инструменты для выступления учащихся.

Ход урока

Разделяем всех детей на команды по 6 - 7 человек – в командах должны быть ребята разного уровня подготовки, так как они будут выполнять задания различной сложности.

Подготовительное задание (без баллов): команды должны придумать название и девиз. Условие: название должно иметь отношение к музыке, к терминологии, а девиз отражать название.

I тур – «Музыкальная разминка»

Командам объясняется задание. Жюри засекает время (1 мин.) – задача каждой команды дать как можно больше правильных ответов.

Вопросы для 1 команды (время – 1 мин.)

1. Какая нота пишется на третьей линейке в скрипичном ключе (си)

2. Знак повторения (реприза)

3. На пяти проводах отдыхает стая птах? (ноты)

4. Пять линеек на которых пишутся ноты (нотный стан)

5. Что за буквы mf (меццо форте)

6. Веселый двухдольный танец (полька)

7. На что нужно посмотреть, прежде чем прочесть ноты (ключ)

8. Приём исполнения - отрывисто (стаккато)

9. Упражнение для пальцев (этюд)

10. Ансамбль из четырех человек (квартет)

11. Перерыв между действиями концерта (антракт)

Вопросы для 2 команды (время – 1 мин.)

1. Какую ноту кладут в суп? (соль)

2. Нота на первой линейке скрипичного ключа (ми)

3. Каким ключом нельзя открыть замок (нотным)

4. Высокий женский голос (сопрано)

5. Что за буквы mp (меццо пиано)

6. Каким инструментом владеет каждый человек? (голос)

7. Знак молчания, перерыв звучания (пауза)

8. Семь ребят на лесенке заиграли песенки (ноты);

9. Круговой трёхдольный танец (вальс)

10. Внезапно громко (сфорцандо)

11. Самая устойчивая ступень лада (тоника)

Вопросы для третьей команды:

1. Сколько нот всего на свете (7)

2. Ключевая нота в скрипичном ключе (соль)

3. Как называется ансамбль из 3х человек? (трио)

4. Постепенно усиливая звук (крещендо)

5. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан)

6. Нота на второй линейке в скрипичном ключе (соль)

7. Скорость музыки (темп)

8. Пение по нотам (сольфеджио)

9. Связное исполнение нескольких звуков (легато)

10. Сочинитель музыки (композитор)

11. Знак понижения ноты на пол тона (бемоль)

Если будет только две команды – вопросы для третьей команды можно задавать, как дополнительные, чтобы учащиеся имели возможность заработать баллы для своих команд. Вопросы, на которые команды не ответили, или не успели ответить за отведенное время, так же задаются дополнительно.

II тур - «Нотные конфетти»

Командам раздаются чистые листы и карандаши. Стирательная резинка лежит отдельно на сцене – для каждой команды своя. Так же командам выдается лист с напечатанными названиями нот. Задача команды – за две минуты придумать как можно больше слов только из имеющихся букв (до, ре, ми, фа, соль, ля, си): Соль, редис, лом, софа, род, фасоль, село, сор, дом, мор, доля, лес, лось, лиса, ром, миля, мол, сила, мир, сом, море, форель…

Музыкальная пауза

Учащимся предлагается выступить на сцене - исполнить любимое произведение. Команде смельчака добавляется балл за одно выступление.

III тур «Термины, Термины»

Команды находятся на одном конце зала. На другом конце зала стоит стол (для каждой команды отдельный). На столах приготовлены чистые листы и карандаши. Задача команды – по одному подбегать к столу и записывать один термин на листе. Условие – термины не должны повторяться, повторные термины не засчитываются. На задание дается время – 2 минуты. После того, как закончилось время, команды должны объяснить значение терминов, которые они записали. Если команда не мажет объяснить термин – засчитывается только пол бала.

Музыкальная пауза

Снова учащимся предлагается выступить на сцене - исполнить любимое произведение. Команде смельчака добавляется балл за одно выступление.

IV тур «Пантомима»

Предлагается два варианта выполнения этого задания:

Сначала одному участнику из каждой команды дается слово – музыкальный термин, которое он должен будет изобразить, объяснить только движениями, мимикой. Задача команды – постараться отгадать, если команда не отгадывает, дается право угадать слово другой команде.

1 команда: Стаккато, реприза, крещендо, аккорд.

2 команда: Легато, форте, метроном, размер.

3 команда: Диминуэндо, скрипичный ключ, пиано, акцент.

Далее усложнение задания – дается слово, и вся команда должна показать термин пантомимой, а другая команда – его отгадать. Условие – в демонстрации термина должна принимать участие вся команда. И термин нужно показать так, чтобы другая команда отгадала. Если команда не отгадывает – засчитывается только пол балла.

И снова предлагается «Музыкальная пауза»

V тур «Музыкальный кроссворд»

На стол каждой команде дается лист с напечатанным музыкальным кроссвордом. Кроссворды одинаковые для всех команд. Задача каждой команды – быстро и точно решить данный кроссворд. Участие принимает вся команда. Балл дается команде, которая быстрее и точнее решила весь кроссворд.

Музыкальная пауза

Снова учащимся предлагается выступить на сцене - исполнить любимое произведение. Команде смельчака добавляется балл за одно выступление.

VI тур «Найди пару»

Команды находятся в центре у стола (отдельного для каждой команды, на котором лежат ответы. В одном конце зала (на сцене или на столе) лежат напечатанные на отдельных листах различные определения терминов. Суть этого задания – соединить определение терминов с ответами. Задача команды – один подбегает к столу, берет определение, вместе с командой ищет ответ на своем столе, скрепляет их скотчем.

Фото «Музыкальный лабиринт»

Игра «Найди пару»

2 звука, взятые вместе или по очереди

Созвучие из 3 и более звуков

Самое близкое расстояние между звуками

Постепенное увеличение звука

Знак повышение ноты на полутон

3 полутона

Повторение мотива выше или ниже

Длительность, которая считается Раз-и-Два-и

Скоро

Цифры у ключа

Очень громко

Знак повторения

Замелдяя

Строка для записи нот

Длительность, которая считается Раз-и

Отрывисто

Крещендо

Малая терция

Четверть

Фортиссимо

Половинная

Ритенуто

Нотоносец

Секвенция

Стаккато

Aллегро

Интервал

Диез

Полутон

Аккорд

Размер

Реприза

Подведение итогов, награждение победителей и участников.

Методическая разработка «Нетрадиционный социально-игровой урок - фото
Публикации по теме:

Лучшая методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п. Вохма» Вохомского района Костромской области Руководители проекта:.

Методическая разработка Предлагаю вам конспект НОД для детей средней группы по теме: "Поможем Винни Пуху". Этот конспект познавательное занятие, направленного на.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом Описание работы: Психологи, педагоги, медики отмечают общую.

Методическая разработка для воспитателей "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность" К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека.

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

Методическая разработка по пластилинографии Волшебство пластилинографии. Своё повествование я начну с предистории, а она похожа, я уверена, на Ваши истории, дорогие педагоги. На работе.

Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена методическая разработка по социально - коммуникативному развитию детей младшего дошкольного.

«Пожарная безопасность». Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологии «Лэпбук»«Пожарная безопасность». Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологии «Лэпбук» Пояснительная записка. В условиях реализации нового Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, в котором выделены.

Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС Один дома. Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.

Родительское собрание «Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально-личностному развитию детей» Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Нетрадиционный социально-игровой урок «Музыкальный лабиринт»
Опубликовано: 23 октября 2017 в 21:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Нетрадиционный социально-игровой урок «Музыкальный лабиринт»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Щербина (УИ 1311888) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД