Виктория Никитина
Настольно-печатная дидактическая игра «Моё село Маргаритово»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачёв.
Актуальность.
Гражданско-патриотическое воспитание в сегодняшние дни, является одним из важнейших звеньев системы воспитательной работы. И актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие детям духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотических чувств, уважения к культурному и историческому прошлому малой Родины и России в целом, бесспорна.
Темочки:
Общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения на каждом этапе исторического развития. Различные факторы влияют на содержание воспитания: запросы общества, экономические условия, уровень развития науки, а также возможности возраста детей. Поэтому очень важно проводить работу по патриотическому воспитанию начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство является важнейшим периодом становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот период является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно при воспитании патриотизма.
Большая Родина всегда начинается с малой – места,где родился человек, с семьи, двора, дома, детского сада и школы, озера или речки, расположенных рядом. Все это имеет свою историю и традиции.
Любовь ребёнка к родине, родному краю формируется и развивается в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Свои первые нравственные чувства ребё нок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду. Первые чувства гражданственности формируются в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок приобретает такие понятия, как «дом», «улица», «город», «Родина», то есть та территория, на которой он проживает. Решать задачи развития детей дошкольного возраста наиболее эффективно в игровой форме. Отсутствие в магазинах игр по краеведению, натолкнуло на мысль о самостоятельном изготовлении такой игры. Игра направлена не только на развитие представлений о родном крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении их словарного запаса. Использовать дидактическую игру можно во всех видах деятельности детей в детском саду.
При использовании игры необходимо придерживаться следующих принципов:
• Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
• Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
• Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
• Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
• Конкретно и четко объяснять правила игры.
Предварительная работа:
Изготовление настольно-печатной дидактической игры «Моё село Маргаритово».
Для этого понадобились: иллюстрации достопримечательностей и объектов села, символика района.
Настольно-печатная дидактическая игра «Моё село Маргаритово»
предназначена для детей 5- 7 лет.
Цель: воспитание нравственных чувств, при ознакомлении детей с историей и культурой родного села.
Задачи:
• закрепить знания детей о родном селе, его достопримечательностях, умение узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного села;
• привить детям чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• сформировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
• расширять кругозор детей, развивать любознательность, внимание, память, мелкую моторику и ориентировку в пространстве;
• развивать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру;
• активизировать речевую деятельность детей;
• воспитывать чувство гордости и любви к родному селу, интерес к истории родного села.
Игра состоит из игрового поля с изображением пути, который должны пройти играющие от СТАРТА до ФИНИША. К полю прилагаются карточки с вопросами и заданиями; 1 игровой кубик, на сторонах которого нанесены точками числа для счета шагов ходящего; фишки для каждого игрока.
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности села. Проводится краткая беседа.
Правила игры: правила очень просты и доступны для детей дошкольного возраста. Все игроки расставляют свои фишки на «СТАРТ». Очередность выполнения хода определяется участниками перед началом игры с помощью жребия. Побеждает тот, кто быстрее доберется до «Финиша».
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- можно использовать во всех видах деятельности.
Содержание дидактической игры способствует реализации общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и др. и служит источником идейной направленности нравственно-патриотического воспитания детей 5-7 лет. В процессе игры у детей расширяются и закрепляются знания о главных достопримечательностях малой Родины, о символике района.
Правила игры:
Играющие по очереди бросают кубик, затем идут по игровому полю на определенное количество ходов, указанное на одном из ребер кубика. Останавливаются на кружке с номером. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них. Синий кружок – необходимо назвать объект и рассказать о нём. Знак вопрос указывает на необходимость выбора карточки с вопросом. После его выполнения, ход переходит к следующему игроку. За дополнительную информацию –фишка. Если ребенок не смог ответить на вопрос или не выполнил задание, фишка возвращается на предыдущее место, ход переходит к следующему игроку.
Роль ведущего:
Ведущий следит за выполнением правил, читает (помогает прочитать) карточку с вопросом (заданием) и оценивает ответ игрока. Перед началом игры ведущий всегда объясняет или напоминает игрокам (детям) ее правила.
Вариативность применения дидактической игры «Моё село Маргаритово
1 вариант – индивидуальная игра как игровой метод обучения.
Согласно этому варианту педагог играет с одним ребенком. В данном случае игра носит форму индивидуального занятия. Педагог – ведущий и игрок, ребенок - в роли игрока. Педагог использует разные компоненты игровой деятельности в сочетании с объяснением, показом, вопросами, указаниями.
2 вариант – групповая игра, как форма обучения, выявления и закрепления знаний детей.
Педагог играет с группой детей. В этом случае педагог может выступать как в роли игрока, так и в роли ведущего. Все зависит от того, какие цели преследует педагог: больше обучить или закрепить знания, дать большую самостоятельность в игре.
В ходе групповой игры обязательным является контроль за ее ходом не только со стороны ведущего, но и всех остальных детей. По ходу игры ведущий может предложить кому-либо из игроков исправить ошибку товарища, уточнить его ответ или дать более правильный.
3 вариант – игра в качестве диагностического инструментария.
В этом случае игра используется в конце учебного года, когда нужно выявить уровень знаний, сложившихся представлений по одному из важных направлений дошкольного образования – нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Высокий уровень: Ребенок уверенно, самостоятельно, без помощи взрослого отвечает на вопросы. Речь четкая, использует сложноподчиненные предложения.
Средний уровень: Ребенок отвечает не всегда уверенно. Задание выполняет правильно, но ему требуется незначительная помощь взрослого. При объяснении педагог напоминает о необходимости давать полные ответы.
Низкий уровень: На вопросы отвечает неверно, задания не выполняет, постоянно требуется помощь взрослого.
Каточки с вопросами и заданиями
1. Как называется залив расположенный рядом с нашим селом (Таганрогский)
2. Кто основал село маргаритово (Маргарит Блазо)
3. Как называют жителей села Маргаритово? (Маргаритяне)
4. Какое старинное здание сохранилось в нашем селе (Барская усадьба)
5. Назови свой домашний адрес.
6. Перечисли три названия улиц в селе Маргаритово.
7. Назови три достопримечательности села?
8. Назови районный город? (Азов)
9. Назови областной город (Ростов на Дону)
101. Назови главу сельской администрации села. (Гончаров Александр Васильевич)
11. Назови главу района (Палатный Александр Николаевич)
12. Назови губернатора Ростовской области (Голубев Василий Юрьевич)
13. Как называется твой детский сад и группа?
14. Что изображено на фотографии № 3-6-33- 40- 25 -47- 58?
Вывод:
Таким образом, в результате использования дидактической игры «Моё село Маргаритово» у детей повысилась познавательная активность, дети стали сильнее проявлять интерес к окружающему миру, расширился словарный запас, дети научились рассуждать, задавать познавательные вопросы и отвечать на них. Все это говорит об эффективном использовании игры в воспитательно-образовательном процессе.