Елена Ермолова
Проект «Традиции и обычаи народов Самарской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Высокое
муниципального района Пестравский Самарской области
(ГБОУ ООШ с. Высокое)
структурное подразделение детский сад № 15 «Родничок»
___
Методическая разработка на тему:
«Традиции и обычаи народов Самарской области.»
для детей дошкольного возраста.
Подготовила:
Воспитатель: Ермолова Елена Александровна.
Публикация «Проект „Традиции и обычаи народов Самарской области“» размещена в разделах
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Самарская область, Самара
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Г. Н. Волков
Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме.
Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.
Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.
Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Цель: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4. Организовать работу в группе вариативной деятельности «Умелые ручки», включив в него элементы народного исскуства ;
5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
6. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям на основе национальностей проживающих в Самарской области» для выступления на педсовете;
7. Подготовить материал и принять участие в семинаре по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;
8. Подготовить консультации для родителей;
9. Подготовить материал и провести мастер-классы для педагогов.
Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:
1. Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
2. Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
3. Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев.
4. Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
5. Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.
Индивидуальный план самообразования по теме:
Месяц Тема самообразования Форма и срок отчета
Сентябрь Изучение и подбор литературы.
Диагностика детей на начало года.
Разработка перспективного плана по работе с детьми. План самообразования.
Перспективный план.
Результат диагностики.
Конец сентября – начало октября.
Октябрь Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям.
Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции» Проекты по заданным темам.
Мини – центр.
Конец октября- начало ноября.
Ноябрь Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме.
Консультации для педагогов и родителей.
Подбор материала по мастер - классу для педагогов. Папки передвижки.
Консультации для родителей.
Мастер – класс для педагогов.
Конец ноября – начало декабря.
Декабрь Участие в семинаре.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Доклад
Конец декабря
Январь Рождественский сочельник Консультация
Стенгазета
Творческая выставка детских работ
Конец января.
Февраль Размещение опыта работы в СМИ
Народные праздники в кругу семьи. Доклад
Фото выставка.
Конец февраля
Март Духовное развитие народов проживающих в Самарской области. Консультация.
Конец марта.
Апрель Светлая Пасха Стенгазета
Папки передвижки для родителей
Конец апреля
Май «У семейного очага» подбор материала Мероприятие с родителями детьми.
Конец мая
Перспективный план в работе с детьми и родителями.
Сентябрь.
Тема.
«Кто мы, откуда? Где наши корни?
«Путешествуем в прошлое России»
«Русский народный костюм»
«Традиции татарского народа»;
«В гостях у татарской бабушки (абики)»
Знакомство с традициями и обычаями, праздниками татарского народа
Цель и задачи: Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями на примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.
Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.
Ознакомление детей с татарской национальной культурой. Знакомство с традициями и обычаями, праздниками татарского народа.
Форма работы.
С детьми.
Рассматривание семейных фотографий;
Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»;
Изготовление семейного древа
Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других;
Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи)
Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями)
Рисование на темы:
«Укрась казанские сапоги»
«К нам гости пришли» с/р игра
(Кукла в русском костюме);
Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.
Этикет и кухня народов. Викторина "Гостям всегда рады"
Знакомство с татарским национальным костюмом.
Знакомство с традициями и обычаями, праздниками татарского народа
Приготовим «чак – чак»;
Лепка на темы:
Оружие, доспехи
Конструирование из бумаги «Тюбетейка»;
Татарский фольклор: Чтение татарских сказок «Водяная», «Волшебное кольцо», «Гульчечек»
Татарские игры : «Угадай и догони»(читанме, бузме, «Скок – перескок» (Кутчем – кум) «Куры и лисица». "Перетяни канат", Не пролей воды"
С родителями.
Создание мини-музея русской старины;
Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»;
Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуре»;
Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках. Буклет для родителей о традициях татарского народа ;
Октябрь.
Тема.
«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные»
«С новым урожаем!»
«Покров – первое зимовье»
Цель и задачи. Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.
Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ;
Продолжать знакомство детей с народными праздниками.
Форма работы.
С детьми.
Рассматривание фото ( готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);
Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой. Игра "Тайны народного костюма"
Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России.
— «По щучьему веленью» — русская народная сказка;
— «Девушка на луне» — чувашская народная сказка;
— «Бедняк, волк и лиса» — осетинская народная сказка;
Праздник «Осень, осень, в гости просим»;
Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;
Выставка поделок из природного материала.
Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;
Рисование на темы:
«Поздняя осень»;
«Дары Осени»;
«Укрась головной убор»;
Лепка на темы:
«Кокошник»;
«Овощи, фрукты»;
С родителями.
Круглый стол для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное»
Ноябрь.
Тема.
«Дом, дом, открой свою тайну»
«Дух и природа»
«Синичкины именины»
Исследование характерных особенностей национальных костюмов мордовского народа
Цель и задачи. Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;
Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа.
Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси.
Знакомство с жилищем, бытом мордовского народа
Форма работы.
С детьми.
Развлечение «Милости просим, гости дорогие»
Отгадывание загадок о предметах быта;
Д/И «Собери целое из частей»
Чтение: «Сказания и поверья русского народа»;
Чтение стихов о природе;
Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги
(обыгрывание)
Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»
Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц».
16 ноября Международный день толерантности – НОД «Все народы – в гости к нам!»
Подвижные игры:
Почта (русская народная игра); Царь горы (русская народная игра)
Знакомство с жилищем, бытом мордовского народа
«Нет краше Мордовочки нашей»
Исследование характерных особенностей национальных костюмов
Дид игра «Наряди куклу Акань»
"Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин".
Продуктивная деятельность: Рисование : «Пояс «Пулагаем» (украшение мордовского пояса).
Чтение мордовских сказок «Лиса и медведь»,.
С родителями.
Конкурс «Родословное древо моей семьи»
Буклет для родителей о традициях мордовского народа
Подарки и поздравления мамам к Дню Матери
Мамина школа «Волшебный лоскуток».
Буклет для родителей о традициях мордовского народа ;
Декабрь.
Тема.
«Начинаем готовиться к зимним святкам»
«Спиридон – солнцеворот»
«Новый год у ворот»
Цель и задачи. Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях
Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси
Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения.
Форма работы.
С детьми.
Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках;
Разучивание колядок, игр к празднику;
Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням;
Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)
Хоровод с Петрушкой;
Драматизация отрывков из сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка»
Презентация для детей «Новый год на Руси»
Пение колядок;
Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;
Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров»
С родителями.
Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы, «На пороге Новый год»
«Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника)
Участие детей и родителей в творческом конкурсе в рамках Рождественского фестиваля «Возродим Русь Святую», «Декоративно-прикладное творчество»
Январь.
Тема.
«У нас Рождественский Сочельник»
«Русский самовар и чаепитие на Руси.»
Цель и задачи. Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.
Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.
Форма работы.
С детьми.
Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»
Конкурс рисунков «Рождественская сказка»
Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»
Рассматривание коллекций чая;
Лепка из соленого теста пряников, сушек;
Д. И «Разбитый чайник»
Мордовские игры «Лапта», «Котел»
С родителями.
Участие в муниципальном конкурсе «Кормушка для птиц»
Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании»
«Зимушка-зима» - экскурсия с родителями и детьми.
Чайный вечер с родителями.
Февраль.
Тема.
«Ждем весну. Готовимся к Масленице»
«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)
«Познаем секреты русской кухни. Печем блины»
Знакомство с жилищем, бытом чувашского народа
Цель и задачи. Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.
Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.
Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.
Знакомство с жилищем, бытом чувашского народа
Форма работы.
С детьми.
Разучивание закличек на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров;
Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;
Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица»
Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;
Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.
Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;
Загадки о блинах;
Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;
с/р. Игра «Семья».
«Наведем порядок в чувашском доме – «киле».
Выставка рисунков: «Национальные чувашские узоры»
Конструирование из бумаги: «Енчек – поясной кошелек для зеркала и денег»
Чувашский фольклор: Чтение чувашских сказок «Иван – батыр», «Лиса и дятел», «Лиса – плясунья».
Подвижные игры: Хищник в море (чувашская народная игра)
С родителями.
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?»
«Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап
Фотогазета «Я и мой папа»
Папка передвижка «Россия – наша Родина»
Готовимся к народному празднику «Масленица».
Буклет для родителей о традициях чувашского народа
Март.
Тема.
«Народные промыслы : хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка, жестовские подносы. «Обычаи, традиции и быт казахского народа»
Цель и задачи. Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.
Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.
Познакомить детей с праздником «Наурыз».
- Раскрыть его значение, смысл.
- Сравнить празднование «Наурыза» в древности и нынешнее время.
- Закрепить полученные ранее навыки и умения в продуктивной
деятельности.
- Продолжать расширять и закреплять знания детей о праздниках,
Форма работы.
С детьми.
Игра – путешествие «В музее народного творчества»
Рисование на темы:
- «Русская матрёшка»
- «Городецкая роспись»
- «Сине-белое чудо – Гжель»
- «Роспись дымковских игрушек»
Лепка на темы:
- «В гостях у сказки»
- «Дымковские игрушки»
- Слепленная из солёного теста посуда (кесе, (пиала для чая) -касы (деревянная ложка, домбыра, обыз, народные казахские инструменты)
Аппликация на темы:
- «Народные орнаменты для сарафанов и кокошников»
- «Украшение дымковских игрушек»
- украсить узорами национального орнамента.
Дидактические игры:
«Укрась кокошник», «Составь узор»
Выставка работ детского творчества «Город мастеров».
Казахские народные игры
С родителями.
Совместное творчество детей и родителей конкурс «Благовест» - изготовление птичек и рассказ о родном крае
Изготовление скворечников
Праздник для мам и бабушек
Мастерим подарки для мам
Фотогазета: «Я и моя мама»
Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер».
Апрель.
Тема.
«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»
«Вербное воскресенье»
«Пасха»
Цель и задачи. Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа.
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.
Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.
Воспитывать в детях интерес к народной культуре.
Форма работы.
С детьми.
Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;
Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)
Рассматривание веточек вербы;
Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;
Игра с пением «Верба – вербочка»
Склеивание корзиночек подставок для яиц;
Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию»
Праздник «Пасха»
С родителями.
Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет»
Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи»
Изготовление пасхальной корзиночки
Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании»
Презентации «Семейное хобби»
Май.
Тема.
«Не бывать на Руси весны без Егория»
«Про отцов и дедов помним»
«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»;
Цель и задачи. Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.
Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.
Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм.
Форма работы.
С детьми.
Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.
Выставка работ детского творчества «Победный май»
Рассматривание фото из семейного альбома;
Утренник «День победы!»
Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»
Хоровод «Во поле береза стояла»
Загадывание загадок о березе, о лете;
Коллаж «Разноцветная полянка».
Ярмарка народных подвижных игр
С родителями.
Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы
Конкурс творческих работ «Любимая сказка»
Психологический тест «Знаете ли вы своего ребенка?»
«Наши успехи» - родительское собрание
Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом.
Итоговое мероприятие : Занятие - конференция «Культура народов родного края».
Цель: выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание
Планируемый практический выход:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;
2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;
5. Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;