Бахар Маглиева
Сценарий мероприятия «Толерантность — путь к миру» для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему «Толерантность – пусть к миру»
Введение
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - Л. Толстой, русский писатель
и мыслитель
Данное воспитательное мероприятие является частью целостной комплексной воспитательной, образовательной, развивающей работы с младшими школьниками (возраст 3 – 4 года) в рамках развития толерантности, как базового свойства личности. Оно может быть использовано в ходе тематических недель, включаться в социально – психологическое сопровождение воспитанников. Упражнения – игры, описанные в рамках мероприятия, могут применяться и отдельно, как элементы установления позитивного эмоционального фона детей. Толерантность является важнейшим качеством личности, которое необходимо развивать с самого раннего детства.
Публикация «Сценарий мероприятия „Толерантность — путь к миру“ для младших дошкольников» размещена в разделах
- День толерантности. Сценарии
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2024
Работа по воспитанию толерантности младших дошкольников позволит не просто сделать их будущими эффективными участниками коммуникации, но и заложить основы стабильности существования социального пространства, как такового, благодаря наличию в нем осознанных, заинтересованных и ответственных граждан. Максимально сенситивными для младших дошкольников являются игровые методики образования и воспитания, в связи с чем они будут преобладать в данной методической разработке.
1. Автор: Маглиева Бахар Магомед кызы – воспитатель, Сергеева Галина Валентиновна – воспитатель.
2. Вид мероприятия : инсценированная познавательная игра.
3. Форма мероприятия : данная методическая разработка является воспитательным мероприятием, адаптированным под психологические механизмы восприятия реальности младшими дошкольниками. Все элементы и этапы игры направлены на выстраивание адекватных механизмов взаимодействия между детьми и их сверстниками, а также взрослыми.
4. Оборудование: мультимедийная презентация: «Музыкальный калейдоскоп», проектор, дидактические карточки с различными изображениями (движения, танцы и пр.). Желательно, чтобы картинки на карточках были тематическими (народы мира, возможно изображение людей в национальных костюмах).
5. Возраст дошкольников : 3 – 4 года.
6. Цель мероприятия : формирование основ межэтнической и межкультурной толерантности среди дошкольников возраста 3 – 4 лет средствами изобразительной, логической деятельности, двигательной активности, сопровождающихся позитивным эмоциональным фоном.
7. Задачи мероприятия :
А) Образовательные:
- изучение первичных основ понятия «толерантность», «народ», «народность» при помощи средств визуального восприятия, музыкального восприятия, направленной двигательной активности, межличностного и межгруппового взаимодействия;
- исследование предметной составляющей окружающего мира через наглядные представления о том, что люди могут принадлежать к разным национальностям, отличаться между собой внешними данными, привычками, поведением и пр. ;
- анализ верных поведенческих образцов, которые возникают в процессе игровой и образовательной деятельности, предусмотренных данным мероприятием.
Б) Развивающие:
- формирование умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми (воспитатели, родители) при выполнении совместных коротких операций, цепочки действий, нахождении в общей эмоциональной ситуации;
- развитие первичных навыков решения конфликтных ситуаций, стабилизации собственного эмоционального состояния;
- сопровождение процесса становления основ толерантной личности в младшем дошкольном возрасте;
В) Воспитательные:
- воспитание терпимости, доброты, умения сопереживать, не подавляя при этом собственный внутренний мир;
- воспитание уважения к сверстникам и взрослым, которые могут принадлежать к разным национальностям, которое основывается на правильных установках позитивного отношения к окружающему миру.
7. Планируемые результаты мероприятия :
Личностные: каждый ребенок получит знания о том, какими способами можно наладить контакт с со сверстниками, что позволит заложить основы формирования установок положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
Предметные: дошкольники знают первичный сущностный смысл понятия толерантность и терпимость, который для них заключается в дружбе со сверстниками, умении делиться и выполнять совместные задачи.
Метапредметные: младшие дошкольники будут обладать умением эффективно выстраивать коммуникацию (договариваться, разделять действия, работать с наглядной информацией и разделять ее на минимальные смысловые блоки.
Основная часть
8. Ход мероприятия
а) вступительное слово воспитателя: Дети! Воспитанники! Сегодня мы с Вами совершим увлекательное путешествие в страну дружба, добра и мира. Но кто может помочь нам туда добраться? С нами будет проводник, ее зовут «Толерантность». Давайте с ней познакомимся (можно пригласить ведущую в сказочном костюме с использованием ярких цветов).
- Толерантность : здравствуйте ребята! Давайте все вместе посетим страну дружбы. Но на пути нас будут ждать некоторые трудности, которые мы попытаемся преодолеть, для этого необходимо выполнять задания, которые откроют нам дорогу в эту прекрасную страну.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить, Дружбу, Любовь. В своем сердце хранить!
- Воспитатель: спасибо тебе большое, ребята в добрый путь!
Далее в ходе работы младшие дошкольники выполняют предложенные задания, участвуют в играх, воспитатель и Толерантность, объясняют все правила и стараются задействовать в процессе игры каждого ребенка.
Игра 1. «Лягушка и улитка» :
Цель: развитие внимания детей, эмоциональное сплочение.
«Толерантность» показывает дошкольникам картинки с улиткой и лягушкой и поясняет им почему улитка может бояться лягушку. Также она поясняет, что улитка в момент опасности перчатся под раковину. «Толерантность» предлагает детям по команде «Прячемся от лягушки» стать большой улиткой, обнять за талию впереди стоящего человека и закрутиться в спираль. Упражнение повторяется три раза. Упражнение можно выполнять под динамичную музыку.
Игра 2. «Добрый бегемотик» :
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение чрезмерной двигательной активности. Воспитатель сообщает детям, что толерантность захотела отдохнуть и предлагает им встать в шеренгу протянуть руки и погладить по ладони вперед стоящего человека. Воспитатель говорит, что все дети вместе «Добрый бегемотик» и могут присесть на ковер. В процессе упражнения детям разрешается садиться в хаотичном порядке.
Игра 3. «Поделись со мной»
Цель: получение навыков борьбы со стрессом в ходе межличностной коммуникации.
Толерантность отдохнула и предлагает детям разделиться на пары. В хаотичном порядке раздает им игрушки. В случае если дети хотят взять игрушку другого ребенка, то им предлагается поменяться или поделиться. Но при этом, если кто – то отказывается, то необходимо ему подсказать как себя вести. Глубоко вздохнуть и сильно сжать кулачки, потом затаить дыхание и расслабиться. После этого важно сделать акцент на том, что все неприятности позади и можно спокойно поделиться с товарищем игрушкой или играть вместе.
Игра 4. «Сделай так» :
Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть собой. Толерантность делит детей на мини группы и раскладывает в каждой группе карточки с изображением человечков в национальных костюмах (приложение 1). Детям предлагается повторить их движения. Параллельно Толерантность совместно с воспитателем рассказывает о каждой национальности или этносе небольшой блок информации. Например:…они строили дома из шкур животных, которые называли Вигвам.
Игра 5. «Музыкальный калейдоскоп».
Цель: эмоциональное сплочение младших дошкольников.
Толерантность совместно с воспитателем знакомит детей с музыкой из разных культур и стран. Им предлагается потанцевать под музыку разных жанров. Это поможет детям понять, что музыка объединяет людей и может быть разнообразной и прекрасной.
Заключение
Представленная методическая разработка прошла апробацию на базе МДОУ детский сад № 362 Дзержинского района г. Волгограда. В мероприятии участвовали 24 дошкольника в возрасте от 3 до 4 лет. Мероприятие прошло по намеченному плану с высокой степенью эффективности. В конце Толерантность предложила детям домашнее задание, в ходе которого они совместно с воспитателями сделают поделку для мам. При этом предполагалась работа в парах, где дети помогали друг другу выполнять аппликацию.
Список литературы
1. Авраменко, О. В., Формирование толерантности младших дошкольников при помощи художественных средств / О. В. Авраменко // – М. : Инфра - М, 2019 – 272 с. ;
2. Андронова, И. С., Развитие толерантности дошкольников по отношению к культурным ценностям / И. С. Андронова // – М. : Ишим, 2019 – С. 28 - 30;
3. Ванеева, Л. И., Воспитание этнокультурной толерантности у младших дошкольников / Л. И. Ванеева // – Чебоксары: Теория и практика образовательной среды, 2019 – 272 с. ;
4. Гришко, М. В., Толерантность дошкольников и их родителей / М. В. Гришко // – М. : Преемственность в образовании, 2019 – С. 51 - 55;
5. Исмаилова, Н. И., Развитие толерантности у младших дошкольников / Н. И. Исмаилова // – М. : Проблемы педагогического образования, 2020 – С. 84 - 88;
6. Кочисов, В. К., Воспитание у дошкольников толерантного отношения к сверстникам / В. К. Кочисов // – М. : Синергия, 2018 – С. 188 – 189