Елена Полякова
Проектно-исследовательский метод в деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проектно-исследовательский метод в деятельности ДОУ
Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление. Именно это требуется для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности.
Публикация «Проектно-исследовательский метод в деятельности ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и др.) существуют и другие, самостоятельные направления проектирования. К ним можно отнести проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существует также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования.
Так что же такое метод проектов?
Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
То есть в его основе лежит развитие познавательных навыков у детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды:
• кардиальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом;
• наличие информации, обеспечивающей самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и его выполнении;
• создание условий для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.
В ходе проектирования самым сложным для педагога является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если дети идут не в том направлении. Для ребенка же трудностями могут быть:
• постановка ведущих и текущих целей и задач;
• поиск пути их решения;
• осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;
• аргументация выбора;
• сравнение полученного результата с предполагаемым;
• корректировка (при необходимости) результата;
• объективная оценка самой деятельности.
В свою очередь, смена образовательной парадигмы, переориентация профессионального мышления педагогов от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному) также даются нелегко. Поэтому педагог должен сначала сам овладеть алгоритмом проектирования. При этом достигаются две цели. Педагогический коллектив перестает быть пассивным участником преобразований, а кроме того, педагоги начинают внедрять метод проектов и в воспитательно – образовательную деятельность детей.
Какими же должны быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают :
• повышение личной уверенности каждого участника проектного обучения, его самореализацию и рефлексию через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле, через осознание себя, своих возможностей, а также личностный рост в процессе выполнения проектного задания;
• развитие осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
• развитие исследовательских умений (выявление проблемы, подбор необходимой информации, наблюдение практических ситуаций, выдвижение гипотез и др.)
Важно помнить, что метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (например, через рассказ или пояснение). В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время, интересам общего дела. Участие в проекте помогает приобрести уникальный опыт, который невозможно получить в других формах обучения.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в который указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе.
В ходе работы над проектом важно помнить о правилах успешности проектной деятельности :
• в команде нет лидеров;
• все члены команды равны;
• команды не соревнуются;
• все члены команды должны получать удовольствие от работы друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
• каждый должен получать удовольствие от уверенности в себе;
• все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
• не должно быть так называемых «спящих партнеров»;
• ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
На сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно – исследовательская деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике. Главное на этом пути – учитывать возрастные особенности маленьких детей и не переносить школьные методики проектной деятельности в детский сад.
Для стимулирования исследовательской активности младших дошкольников, педагоги детского сада проводят коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа детей. Игры позволяют освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Проектно – исследовательская деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектно – исследовательская деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектно – исследовательской деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает выполнение оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектно – исследовательской деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектно – исследовательская деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Большое влияние проектно – исследовательская деятельность оказывает и на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
Проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.
Проектирование также ориентировано на уникальные отношения «ребенок -взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Педагог ведет к соучастию постепенно: от наблюдения за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, наконец, к сотрудничеству.
Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
В ходе проектно – исследовательской деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь родителя и ребенка наполняется богатым содержанием.
Таким образом, чтобы дети овладели методом проектов, педагог должен:
• иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,
• донести её до детей,
• познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,
• заинтересовать каждого ребенка,
• использовать мотивационную и эмоциональную отзывчивость детей,
• использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,
• использовать индивидуальный подход,
• оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,
• информировать о его реализации.
Проекты помогают :
• активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
• осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её,
• способствуют развитию творческих способностей детей;
• способствуют умению наблюдать слушать,
• способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
• способствуют развитию мышления;
• развивают воображение, внимание, память, речь.
Литература
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. :Мозаика –Синтез, 2008. -112с.
2. Казакова Г. М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий: Практическое пособие. – М. :АРКТИ, 2007. – 104с. :ил.
3. Киселева Л. С, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, 4 – е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2006. -96с.
4. Смирнова Е. О. Ермолова Т. В. Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия 5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002