Светлана Бережная
Семинар на тему «Метод проектов в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
повышение профессиональной компетентности педагогов;
обучение педагогов проектной деятельности;
внедрение в педагогический процесс технологии проекта;
развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
1. Теоретические основы проектной деятельности.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Публикация «Семинар на тему „Метод проектов в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Классификация проектов.
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике и способам реализации результатов
(творческие, информационные, игровые или исследовательские)
По составу участников
индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий, так средней продолжительности и долгосрочными ( пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Виды проектов :
Творческие
Цель: развитие творческого потенциала каждого участника проекта,
овладение различными видами творческой деятельности,
углубленное приобщение к искусству, народному творчеству.
Игровые
Цель: развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов,
развитие навыков общения, использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.
Исследовательские
Цель: развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки, систематизация знаний об окружающем мире, формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
Смешанные
Цель: развитие способности к созданию выразительного художественного образа на основе полученных знаний, расширение представлений о действительности, совершенствование навыков художественной деятельности и пополнение знаний в процессе творчества и исследовательской деятельности
2. Обучение технологии проектирования
Этапы разработки проекта
Первый этап - организационный.
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Второй этап – планирование работы
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап – реализация проекта
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап – презентация проекта
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Советы воспитателю при работе над проектом
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.
ПАМЯТКА
по составлению плана-схемы реализации проекта
I этап подготовительный (разработка проекта).
Создаём игровую мотивацию. Основой мотивации должен стать продукт.
Входим в проблемную ситуацию.
Формулируем проблемы, цели, определяем продукт проекта.
Формулируем задачи, позволяющие достичь желаемой цели.
Планируем деятельность и возможные мероприятия.
Выбираем участников проекта, и тех, к кому обратиться за помощью.
Подбираем средства реализации проекта.
Определяемся, чему научиться для достижения цели.
Приступаем к непосредственным действиям и приобретаем необходимые навыки.
II этап основной.
Проводим мероприятия по созданию исходного продукта.
Ищем необходимую информацию.
Налаживаем взаимодействие между участниками проекта.
Организуем поисковую, творческую деятельность.
III этап заключительный.
Презентация продукта деятельности.
Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему)
ИНСТРУКЦИЯ по оформлению проекта
Приступая к оформлению проекта, тщательно продумайте информацию, которую Вы разместите в каждой графе. Внимательно читайте подстрочный текст и размещайте требующиеся данные.
Чтобы указать тип и вид проекта, вспомните классификацию проектов, используемых в практике ДОУ.
Особое внимание уделите лаконичной формулировке цели и задач проекта. Учтите, чем конкретнее определена цель действия, тем легче оценить его результат. Решение задач ведет к поэтапному достижению поставленной цели.
Помните! Результат проекта должен быть, что называется, «осязаемым». Это тот продукт, который задумывается изначально, при постановке цели, и будет значимым не только для участников проекта, но и для окружающих.
3. Выбор тематики проекта
В ходе обсуждений и дискуссий каждый педагог выбирает тему для проекта. Эти проекты в течение учебного года необходимо будет реализовать