Людмила Степанова
Выступление «Опыт внедрения проектно-исследовательских технологий во внеурочной деятельности с младшими школьниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий в настоящее время ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
Слайд №2.
Публикация «Выступление „Опыт внедрения проектно-исследовательских технологий во внеурочной деятельности с младшими школьниками“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Слайд №3.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Слайд №4.
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Рефлексия
Слайд №5.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, макет, атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.
Слайд №6.
Предлагаю вашему вниманию несколько проектов, которые мы выполнили с учениками и их родителями во время внеурочной деятельности.
Темы проектов :
1. Проект – рукописная книга «Семь я».
2. Проект –рукописная книга «Как хорошо на свете без войны».
3. Проект «История герба города».
4. Проект «Будущее моего города».
5. Проект «Мой город по-своему красив».
6. Конкурс мультимедийных проектов «Ради жизни на земле». Проект «Крылатая гвардия», «Дневник Тани Савичевой».
7. Проект- рукописная книга «У каждого есть свой город».
8. Проект –рукописная книга «Если помнить о войне, значит миру быть!»
9. Проект «Мы строим Добрый мир!» журнал «Добрята».
Все проекты несут большую практическую направленность, презентации их можно использовать, как на уроках, таких как: литературное чтение, окружающий мир, краеведение, а также во внеурочной деятельности и на классных часах в начальной школе.
Слайд № 7. (Грамоты).
Работы были представлены на конкурсах разного уровня
Муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ «Наш край», на Международных конкурсах детской рукописной книги, на различных муниципальных и региональных, всероссийских конкурсах, были отмечены грамотами, благодарственными письмами, дипломами.
Слайд №8. (Обложка книги).
Предлагаю вашему вниманию работу над одним из проектов, который мы выполнили с учениками и их родителями в прошлом учебном году- создание рукописной книги «Если помнить о войне, значит миру быть!». Данный проект мы посвятили 70-летию Победы.
В чём заключается актуальность данного проекта?
Наши дети, маленькие граждане страны – будущее России. Для того, чтобы они гордились своей Родиной, им необходимо знать ее историю, ее великие победы, самоотверженность поколений, на долю которых выпали испытания, перенесенные с честью.
Именно поэтому на родительском собрании нашего класса единодушно было принято решение: мы дружно беремся за проект по созданию рукописной книги «Если помнить о войне, значит миру быть».
Слайд №9.
Цель проекта : создание условий, способствующих ознакомлению детей со страницами истории Великой Отечественной войны, в т. ч. в Заполярье, о подвиге русского народа, с развитием у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину-победительницу, за свой народ и предков.
Слайд №10-11.
Задачи проекта :
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2. Подвести к восприятию литературных и художественных произведений о войне;
3. Укрепить знания о государственном празднике День Победы, с разъяснением названия праздничной даты и чествования ветеранов, детей войны, узников войны.
4. Сформировать нравственно-патриотические качества: храбрость и отвага, мужество и стойкость в стремлении защитить свою Родину, своих близких.
5. Познакомить детей с увековечиванием памяти героев Великой Отечественной войны: музеи истории боевой Славы г. Кандалакша, улицы, названные в честь воинов, Вечный огонь, памятники, обелиски; произведения литературно-художественного и музыкального творчества.
6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми отмечали воинов во время Великой Отечественной войны.
7. Предложить семьям рассмотреть семейные архивы (фото и письма военных лет, рассказы воевавших родственников, семьях сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
8. Воспитывать в детях потребность мирного сообщества людей, недопустимости повторения войны.
9. Издать рукописную книгу «Если помнить о войне, значит миру быть!» для дальнейшего ее представления маленьким землякам, подрастающему поколению и их родителям.
Слайд №12. Фото.
Участники проекта : ученики 1 «А» класса, классный руководитель, родители.
Слайд №13 .
Социальные партнё ры:
общество несовершеннолетних узников и детей великой Отечественной войны г. Кандалакша,
Музей истории г. Кандалакша,
«Музей боевой славы» МБОУ ООШ № 9,
городские и школьная библиотеки Центральной библиотечной системы г. Кандалакша.
Слайд №14.
Целевая группа проекта : проект адресован читателям разного возраста: и взрослым, и детям.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2014 года – май 2015 года
Слайд №15.
Основные формы реализации проекта :
экскурсии в городской и школьный музеи,
посещение библиотек,
организация Клубов выходного дня,
творческие совместные семейные работы на патриотическую тему: рассказы, очерки, стихотворения, фотографии;
организации выставок творческих работ детей и их родителей,
встречи и беседы с ветеранами Отечественной войны,
просмотры кинофильмов о войне.
Слайд №16.
Предполагаемый результат проекта :
У первоклассников сформирован и укреплен интерес и чувство уважения к истории России.
Родители были привлечены к совместной патриотической и творческой работе с учащимися: собрана информация из семейных архивов страниц истории Великой Отечественной войны.
Дети познакомились с семейными архивами, получили определенные знания по истории Великой Отечественной войны (в соответствии со своими возрастными особенностями).
Обучающимися усвоен алгоритм создания проекта : постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
У первоклассников сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным архивам - фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
Детьми осознано понимание важности праздника – Дня Победы в жизни каждого российского человека.
Оформлена выставка детского творчества ко Дню Победы.
Слайд №17.
Этапы реализации проекта
Под руководством классного руководителя был создан среди родителей оргкомитет, который разработал план мероприятий по созданию проекта.
1 этап. Подготовительный (сентябрь).
- определение темы проекта; (название рукописной книги и её разделов)
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор необходимого материала.
Слайд №18.
2 этап. Основной (октябрь-март).
Организация деятельности классного руководителя, обучающихся, родителей над проектом.
Слайды №19-25.
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
посещение Музея боевой Славы школы № 9,
организация Клуба выходного дня с выходом в городской Музей истории г. Кандалакша.
Экскурсии в городскую и школьную библиотеки,
встреча с ветеранами войны на классных часах,
создания семейных творческих тематических работ различного жанра: стихотворения о войне, рисунки, фото, рассказы, очерки.
Создания поделок ручного творчества – открыток и поделок для вручения ветерану Великой Отечественной войны.
Участие в интервью после посещения Музеев боевой Славы (городского и школьного).
Слайд №26.
3 этап.
Заключительный (март-май).
- презентация проекта.
- оформление выставки.
Итогом всей работы стала рукописная книга «Если помнить о войне, значит миру быть», которая состоит из трёх разделов (глав).
Слайд №27.
1 глава «Мужеству героев посвящается». Дети с помощью родителей рассказывают о героях своей семьи, о боевом пути прадедушек и прабабушек, о том как важно знать и помнить, как тяжело далась героическая победа над фашисткой Германией.
Слайд №28.
2 глава называется «Воинский подвиг глазами детей».
В этой главе мы рассказали о детях войны, о том как тяжело и страшно было всем людям, особенно детям.
Слайд №29.
3 глава «Как хорошо на свете без войны».
В этой главе мы славим воина –победителя, говорим спасибо нашим ветеранам, защитившим родную Отчизну.
Стихотворение «О войне».
Слайд №30-31.
Книга создана. Она сплотила нас, научила работать в команде, помогла само реализовываться. Она согрета теплом наших сердец и словами благодарности нашему народу за Великую Победу. Сборник был представлен на конкурс рукописной книги в регионе, отмечен грамотой.