Ольга Кострикова
Творческая площадка «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.
Задачи:
1. Повысить профессиональную компетентность в планировании проектно-исследовательской работы.
2. Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.
Форма проведения: практикум
Участники: педагоги детских садов района
Публикация «Творческая площадка „Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Проекты
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты творческие
- Темочки
Оборудование: проектор, магнитная доска, магниты, контейнера с водой, воздушные шары, одноразовые пакеты, схемы, пяльцы, маркеры, шприцы, листы А4, ватманы, клей, ножницы, цветная бумага.
Подготовительная работа: создание презентации
Ход мероприятия
1. Орг. момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас.
В рамках реализации ФГОС отдел образования Иланского района предлагает педагогическому сообществу ДОУ новый форму кооперации - «Творческие площадки». В течение этого года планируется четыре встречи, и я буду руководить творческой площадкой «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ».
2. Основная часть:
Первая тема встречи: «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
Показ слайда №1
/Работа в группах/
Каждый из вас, в общем, знаком с понятиями проектной и исследовательской деятельности. Давайте освежим в памяти : что такое «проект?», и что такое «исследовательская деятельность?» (разбить на 2 группы и дать задания оформить основные пункты этих понятий, от группы по выступающему для защиты).
Показ слайда №2, №3
Сегодня мы продолжаем познавать тонкости организации проектной и исследовательской деятельности ДОУ, Новизна этой нашей работы будет заключаться в том, что мы объединим эти два понятия проект и исследование, проявим творчество.
Задачи заключаются в следующем:
1. Обеспечить психологическое благополучие и развитие детей;
2. Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;
3. Развивать творческую активность познавательных процессов;
4. Учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.
Выступление группы представляющей понятие «проект»
Показ слайда №2, №3
Проект
1. Это педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
2. Основное предназначение метода проекта — предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
3. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта.
В деятельности ДОУ используются
следующие типы проектов :
1. - исследовательские: дети
2. экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;
3. - творческие (оформление результата в
4. виде детского праздника, детского дизайна и т. п.).
3. - информационные: дети собирают
информацию и реализуют ее, ориентируясь
на социальные интересы (оформление и
дизайн группы, выставки т. д.);
5. - ролево-игровые (театрализованные
6. постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Они классифицируются:
1. по составу участников;
2. по целевой установке;
3. по тематике;
4. по срокам реализации.
Возрастные этапы проектной деятельности :
1. - младший дошкольный возраст (подражательно-исполнительский уровень, происходит в форме игры, активная роль принадлежит взрослому)
2. - средний дошкольный возраст 5 лет (развивающий уровень проектирования, развиваться самостоятельно, активность воспитателя снижается)
3. - старший дошкольный возраст (творческий этап проектной деятельности, характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию. Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её)
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Во время проектной деятельности обязательно нужно прибегать к исследованиям.
-Что такое исследование? расскажут нам коллеги следующей группы.
Показ слайда №4
1. Исследоване — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности;
2. Не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели, прототипа;
3. Является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности;
4. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
- Какие у вас детском саду проводились исследования, эксперименты?
Практическая часть (Экспериментирование)
- Ребята моей группы обратились к вам уважаемые педагоги с видео письмом (просмотр видеописьма) Слайд №5
-У каждого из вас есть карточки с изображением конфедераток. Я приглашаю участников
- с черными конфедератками в нашу научную лабораторию.
Эксперимент «Воздух вокруг нас»
- Участники с желтыми конфедератками проводят эксперимент «Воздух легче воды».
А вот как проводили такие же эксперименты ребята нашей группы Показ слайда № 6, 7, 8, 9
- Участники с синими конфедератками проводят эксперимент «Воздух вокруг нас»
-Ребята нашей группы тоже проводили такой эксперимент и вот что получилось.
Показ слайда № 10, 11.
Чаще всего мы проводим с детьми эксперименты, составляем проекты. соответствующие учебному план.
А что если перед ребё нком возник вопрос:
- Почему собака кусается?
- Почему крокодилы не живут в Антарктиде?
- Что такое лотка дом?
-Почему в холодильнике холодно?
- Для чего нужен зоопарк? И т. д.
Эти вопросы его интересуют сегодня. они для него актуальны. В этом помощником будет исследовательский проект.
Показ слайда №12
Исследовательский проект
Рассмотрим пример такого проекта
Показ слайда №13
Проект Даши называется «Почему собака кусается?» Этот проект представлен в виде красочного альбома.
Возможно, за этим кроется страх перед собаками или желание показать сверстникам доброту этих животных.
В данном проекте обращает на себя внимание то, что ребенок личностно заинтересован в его исполнении.
-Первая страница альбома посвящена формулировки основного вопроса исследования. Как правило, представляет собой красочный заголовок, созданный общими усилиями родителей и детей, в данном случае Даши.
-На следующих страницах девочка размещает ответы родителей, сестры. Показ слайдов №14, 15,16, 17
- И на последней странице своего проекта Даша отразила систему правил обращения с собакой. Теперь ситуация общения с собакой перестала для неё быть неизвестной и девочка чувствует себя комфортно. Даша охотно делится правилами общения с животными со своими друзьями.
Сейчас мы с вами составим свои исследовательские проекты. Выбрать темы проекта поможет нам ромашка.
(Представитель от группы выбирает лепесток с темой. Группы берут необходимый материал для создания презентации проекта)
-Составление исследовательского проекта.
(Каждая группа представляет свой проект)
Составляя проекты мы сейчас с вами использовали два вида деятельности : проектную и исследовательскую.
Получается что мы сейчас занимались проектно- исследовательской деятельность.
Такая форма работы соответствует ФГОС
В п. 4.6. ФГОС дошкольного образования сказано что, целевыми ориентирами возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность соответствует этим требованиям.
Показ слайдов№19,20,21
Проектно-исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который:
1. положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности;
2. позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной актуальной для ребенка проблемы;
3. применять полученные знания на практике.
Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир, – вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.
Показ слайдов № 22,23,24,25
Проектно-исследовательская деятельность предусматривает активное сотрудничество родителей с детьми, проведение экспериментов в домашних условиях, создание проектов по актуальным для детей вопросам.
Сотрудничество возможно в различных формах. В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения.
Родители узнают о форме организации и условиях исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов)
Показ слайдов №26,27
предметно- пространственная среда
Показ слайдов №28,29
Методическая литература
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста проектно – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является важным видом деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.
Рефлексия
«Мое состояние» Поместить конфедератку, на ступеньку отражающую ваше самочувствие от происходящего.
Удачи вам во всех ваших делах.