Ольга Власова
Лэпбук в современном дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка.
Лэпбук в современном дошкольном образовании.
Воспитатель ГБДОУ 89 Приморского района г. Санкт-Петрбурга.
Власова О. И.
Одним из важных аспектов современного Российского образования, в условиях реализации ФГОС, является - научить ребенка учиться самому.
Педагогам приходится находить новые средства обучения, которые соответствуют новым целям образования и требованиям.
Публикация «Лэпбук в современном дошкольном образовании» размещена в разделах
Одним из эффективных способов достижения этой цели является - использование технологии «лэпбук». "Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга).
Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную основу, на которую приклеиваются различные маленькие книжки, кармашки, гармошки, небольшие тексты и т. д. в которых организован и записан изучаемый материал.
Можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит креативно мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Для чего делают такие книжки? Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
Лэпбук удобен для педагога тем, что:
- Помогает в организации материала по изучаемой теме в рамках тематического планирования;
- Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
- Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.
Также важно значение Лэпбука для ребенка :
- способствует пониманию и запоминанию материала по изучаемой теме;
- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и систематизации информации по изучаемой теме;
- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Лепбук соответствует требованиям ФГОС :
информативен;
способствует развитию творчества, памяти, воображения;
пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
несет в себе вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа над лэпбуком достаточно интересна и разнообразна. Каждый Лэпбук получается уникальным. Для работы над ним подходит все: цветная бумага, картон; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, различные кармашки.
Лепбук помогает:
-наглядно систематизировать найденную информацию;
-развивать познавательный интерес и творческое мышление;
-заинтересовать даже самой скучной темой;
-научить детей простому способу запоминания;
-объединить всю группу детей в детском саду для увлекательного и полезного занятия.
Работая над одним лэпбуком, дети часто находят для себя новые темы для следующих исследований.
Также педагог может создать с детьми целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать те или иные проблемы.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Для того чтобы изготовить лэпбук, необходимо:
1. Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Для детей младшего возраста можно брать обобщающие темы - транспорт, осень, животные и т. п.
Это подходит для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми.
Для детей старшего возраста - темы берут более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивнее. Например, Поведение в общественных местах, здоровый образ жизни.
2. После того, как тема выбрана, необходимо написать план.
Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками - это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (программное содержание). А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Следующий этап самый интересный: Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертах. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Пример Лэпбука по ФЭМП для среднего возраста. "Математика вокруг нас".