Лучший педагог года

Фольклор в жизни маленьких детей

Виктория Белогорова
Фольклор в жизни маленьких детей
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор в жизни маленьких детей.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Публикация «Фольклор в жизни маленьких детей» размещена в разделах

Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Третий год жизни детей приносит новое, имеет свои неповторимые особенности в общем развитии, и в методике ознакомления с народной поэзией. К концу третьего года жизни у ребёнка усиливается произвольность и преднамеренность поведения, появляется умение выполнять задания в русле заданной взрослым системы, наблюдается усиленное развитие активных ориентировочно – исследовательских действий, возрастает познавательный интерес к окружающему миру, а вместе с этим и понимание простейших причинно – следственных связей и отношений. Всё это уже позволяет считать детей к концу третьего года жизни младшими дошкольниками.

Народное поэтическое творчество благодатно для занятий в ранний период детства. Если дети первого – второго года жизни в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приёмы потешек, песенок, то на третьем году их, как правило, увлекает содержание художественного произведения, ход развёртывающихся событий, последовательность. У детей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых в них событий, а главное, направленность на результат, способ его достижения.

Системный подход к ознакомлению с окружающим, как показало исследование, остаётся действенным на третьем году жизни детей, приобретая новые характеристики. Если на втором году жизни дети познают отдельные действия людей в различных ситуациях (бытовой, игровой, трудовой, художественной, то на третьем году начинают понимать их, как различные виды деятельности человека, направленной на отдельный результат.

Обращаясь к предмету нашего исследования, ещё раз подчеркнё м: именно на третьем году жизни ребёнок овладевает способами активной ориентировки. Действия человека ребёнок начинает осознавать как виды деятельности (бытовой, трудовой, художественной, игровой, направленные на результат. Именно это и составляет те базисные возможности, которые позволяют ребёнку действовать в образном плане. Например, как дети воспринимают потешку: «Собака на кухне пироги печёт, кот в углу сухари толчёт, кошка в окошке платье шьёт, курочка в сапожках избушку метёт.»

Для ребёнка третьего года жизни этот текст звучит по-новому, несёт дополнительную информацию. Если малыша двух лет забавлял сам процесс (как кот сухари толчёт, а курочка метёт?, то ребёнок трё хлетнего возраста ориентируется уже на цели и результат действий персонажа: собака печёт, чтобы накормить всех вкусными пирогами; кошка шьёт себе платье, чтобы нарядиться; курочка метёт избушку, чтобы навести чистоту. Знакомясь с профессиями в контексте этой потешки, дети так и воспринимают собаку поваром, кошку портнихой, курочку – дворником.

Дети уже способны дорисовывать в своём воображении последствия того содержания, которое дано в потешке, начинают ориентироваться на результат действия персонажа. Это возможно потому, что воспринимается действие по аналогии с действиями человека.

Народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающими через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно, открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» - понятны ребёнку потому, что их герои – животные разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай); бытовые (убирают дом, пекут пироги); художественные (пляшут, поют); игровые (играют в прятки). Восприятие литературы опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребёнку третьего года жизни понимать произведение более объёмно, образно. Детей уже не удивляет поведение сороки – белобоки, курочки – рябушечки, козы – дерезы, так как они представляют ситуацию, в которой действуют персонажи, сознательно реагируют на описываемые события.

Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище; человек и результаты его труда; человек и растительный мир. Новым является то, что ребёнок в этот возрастной период начинает усваивать условия жизни животных и их детёнышей более детально, воспринимает их внешние особенности и повадки. Взрослые животные и их детёныши ассоциируются «как мама и её детки».

Ещё одна особенность третьего года жизни : наряду с возникшей способностью образного восприятия у детей постепенно формируется реалистическое понимание действительности. Художественное произведение помогает почувствовать реалистичное в повествовании (например, «Как у котика усы удивительной красы, глаза смелые, зубки белые) и сказочные («Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился» и т. д.).

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке (с лисой, медведем, белкой, зайцем, формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребёнку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

Через сказку, потешку, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковь, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека.

Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Постепенно ребёнок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него возникает чувство сопереживания к герою произведения. Как правило, он уже может дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их последовательность, может рассказать, чем всё закончилось. Он начинает понимать не только житейские обыденные ситуации, но и непредвиденные ситуации сюжета, откликается на юмор, курьёзность некоторых ситуаций. Сопоставляя реальное сказочное, действительное и «понарошечное», смешное и грустное, учится анализировать окружающий мир.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее достижение тайн природы и величие человеческого духа.

Третий год для ребёнка – это только начало творческого пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.

Публикации по теме:

Стихи для маленьких детейСтихи для маленьких детей Я работаю в Доме ребенка, в моей группе воспитываются дети от полутора до 4 лет. Характерной особенностью маленьких детей является любовь.

Фольклор в жизни детей дошкольного возраста Несомненно, на сегодняшний день эта тема очень актуальной, потому, что в то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.

Опыт работы «Фольклор в жизни ребёнка» Фольклор народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность.

Фотоотчет «Фольклор в жизни детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Фольклор в жизни детей дошкольного возраста» Фотоотчет «Фольклор в жизни детей дошкольного возраста» Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании.

Консультация «Гаджеты в жизни маленьких детей» Многие родители с самого раннего возраста дают своему ребёнку гаджеты, поэтому к 3-4 годам дети перестают играть в другие игрушки. Врачи.

Конспект занятия кружка «Фольклор для маленьких» во второй группе раннего возраста «Солнышко-вёдрышко»Конспект занятия кружка «Фольклор для маленьких» во второй группе раннего возраста «Солнышко-вёдрышко» Тема: «Солнышко-вёдрышко». Цель: развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное,.

Конспект занятия «Любим русскую игру» по дополнительному образованию «Фольклор для маленьких»Конспект занятия «Любим русскую игру» по дополнительному образованию «Фольклор для маленьких» Тема: «Любим русскую игру». Цель: продолжать формировать у детей интерес к русской народной культуре средствами хороводной игры и малыми.

Консультация для родителей «Фольклор в познавательном развитии детей» Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника.

Консультация для родителей. Тема: Фольклор в жизни дошкольников Консультация для родителей. Тема: Фольклор в жизни дошкольников. В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам.

Проект деловой игры «Безопасность жизни маленьких детей» Разработка проекта деловой игры «Безопасность жизни маленьких детей» Воспитатель: Рохилабегим Нурматзода МАДОУ Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор в жизни маленьких детей
Опубликовано: 19 октября 2019 в 15:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор в жизни маленьких детей» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Белогорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД