Ольга Годованая
Методическая разработка «Музыкальное воспитание в раннем детстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ, работающих с детьми раннего возраста. Именно в этот период начинает закладываться у малышей интерес к музыке. Оттого, на сколько правильно и интересно будет организовано музыкальное воспитание детей 2-3-х лет, насколько малышам будет комфортно в период адаптации в детском саду, настолько в дальнейшем будут успешно развиваться их музыкальные и творческие способности, их эмоциональное состояние.
Публикация «Методическая разработка „Музыкальное воспитание в раннем детстве“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Методическая разработка «Музыкальное воспитание в раннем детстве»
О. Ю. Годованая, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Академия детства», г. Нижний Тагил Свердловской области.
Музыка открывает ребёнку окно в мир прекрасного, приобщает его к духовной красоте, воздействует на развитие его творческих способностей.
Трудно представить себе умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста без музыки.
Воспринимать музыку ребёнок начинает ещё в период внутриутробного развития. Именно ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда у самых маленьких закладывается тот фундамент, те наиболее важные способности, которые определяют его дальнейшее развитие.
Основной целью музыкального воспитания в дошкольном учреждении является развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение детей к музыкальному искусству. Музыка должна вызывать у детей радость, положительные эмоции, побуждать их к музыкальной активности. Поэтому работа педагога с детьми раннего возраста требует большого умения, мастерства, знания программных требований, хорошего владения методикой проведения занятий.
Только на первый взгляд может показаться, что проведение музыкальных занятий с детьми раннего возраста не представляет большой трудности. Это далеко не так.
Само слово «занятие» говорит о том, что происходит процесс обучения, но это обучение должно быть занимательным, вызывать у детей интерес, яркое впечатление, побуждать к проявлению у них радостных эмоций.
И решающая роль, конечно же, принадлежит музыкальному руководителю, его подготовке к занятию, контакту с детьми, его мимике, взгляду, улыбке, которыми он поощряет ребёнка, разделяет его радость. Педагог должен быть эмоционален, речь- выразительной, ласковой, неторопливой и, в то же время, краткой. Ведь монотонность и равнодушие никогда не найдут отклика в детской душе и тогда занятие потеряет свою ценность.
Закладывая основы музыкального воспитания, мы применяем обучающее воздействие, используем разнообразные методы и приёмы, направляем внимание детей, используя различные формы словесного руководства: беседа, рассказ, отдельные вопросы, краткие пояснения.
Ранний возраст имеет свои особенности, свою специфику: для него характерно всё перенимать подражательно как в подпевании и пении, так и в музыкально- ритмических движениях. Так что всё обучение проводится с применением игровых приёмов.
Большую роль при этом играет музыкально- двигательный показ («Делай как я», который обогащает музыкальный опыт ребёнка, побуждает к подражанию видимому и слышимому, помогает звукоподражать, воспроизводить отдельные интонации мелодии. Предварительный показ взрослого поясняет смысл действий и игрушки, которую он держит в руках или которой управляет. В последствии дети сами выполняют эти действия в соответствии с характером музыки и словами песни.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально-двигательный показ применяется для того, чтобы: вызвать интерес и сосредоточить внимание на том или ином предмете; обучить тем или иным игровым приёмам, умению выполнять движения в соответствии с текстом песни.
Игрушки, иллюстрации (наглядность) помогают установить контакт с детьми, привлекают их внимание к занятиям, расширяют представления малышей об окружающем мире. Постепенно и последовательно усложняя программный материал, музыкальный руководитель помогает детям преодолеть трудности его восприятия, помогает быть активными участниками во всех видах музыкальной деятельности. Ведь правильно преподнесённый детям материал, даёт возможность повысить качество обучения. Однако педагогу недостаточно знать только программу обучения, а важно ещё учитывать и характерные особенности детей раннего возраста : у них слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия; слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание; ещё очень узок круг представлений об окружающем мире.
У детей этого периода жизни ещё нет навыков и умений в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий, в звукоподражании; они ещё не умеют согласовывать свои движения с музыкой, подчинять свои действия зрительным и слуховым сигналам; не понимают, что такое музыкальное занятие.
Успешное выполнение этих требований зависит от того, насколько интересно и методически правильно преподносится детям программный материал.
Прежде, чем включать в структуру занятий основные виды музыкальной деятельности (ходьбу, пение, пляску, слушание музыки, развивать ритмичность, слоговое подпевание, необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу, по слову воспитателя : догонять птичку, убегать от собачки, грозить кошке пальчиком, искать куклу и т. д. Одновременно происходит последовательное и постепенное знакомство детей с повадками птиц и животных, звукоподражание им, формирование представлений о предметах, сюжетных и бессюжетных игрушках. Обогащается словарный запас детей и расширяется представление о внешнем мире. И только тогда, когда у детей уже будут накоплены какие-то представления и знания, только тогда можно усложнять материал на занятиях, соблюдая его структуру.
Музыкальному руководителю очень важно с первого момента стремиться заинтересовать детей, привлечь к себе внимание, установить с детьми контакт. Детям нужно создать такую обстановку, в которой они будут чувствовать себя комфортно, особенно в период адаптации. У ребёнка должно возникнуть желание самому принять участие в совместной деятельности. Музыкальный материал должен быть простым, но при этом ярким, художественным, а тематическое содержание (речь персонажей, слова песен) – интересны и понятны детям.
Несмотря на то, что занятия должны быть эмоционально и информационно насыщенны, детская психика ни в коем случае не должна перегружаться. Персонажи должны быть знакомы детям, их не должно быть много. Поэтому, чтобы не напугать малышей, лучше использовать персонажи кукольного театра, мягкую игрушку, маску, не скрывающую лица взрослого.
Самой приемлемой формой общения с детьми является игра, которая помогает организовать и активизировать детей, собрать их внимание, установить контакт с ними. Для этого лучше всего использовать сюжетные игрушки (зайчик, петушок, мишка, птичка и др.). Игрушка- лучший помощник педагога, необходимый атрибут, появление которого вызывает особый интерес, внимание у детей; своей яркостью и красочностью пробуждает у них радостные чувства и эмоции.
Так, зайдя в группу на первое занятие с яркой игрушкой, музыкальный руководитель обращает на неё внимание детей, занятых своей игрой. Почти никто из них не останется равнодушным к ней, на каждого она произведёт определё нное впечатление: один улыбнулся, другой оставил игрушку, третий перестал плакать. Музыкальный руководитель предлагает детям подойти поближе и рассмотреть игрушку: её глаза, лапки, хвостик; хвалит тех детей, которые нашли в себе смелость подойти к ней; предлагает наиболее смелым потрогать игрушку, погладить её; показывает, что она умеет делать.
Появление игрушки вызывает у одной части детей радостные эмоции, но часть малышей остаётся на своих местах, пассивно наблюдая за игрой. Музыкальный руководитель, используя игровые приёмы, направляет действия активных детей (играют с игрушкой, кормят, гладят её) и старается вовлечь в игру малоактивных детей. И вот они идут искать игрушку, заглядывая под стол, стулья, в разные углы музыкального зала и как радуются, когда находят её!
Путём вопросов и ответов, побуждающих детей к активному высказыванию, закрепляется пройденный материал, то есть проводится рассматривание игрушки или картинки с участием всех детей, слушание песенки про неё, проводятся игровые действия с игрушкой (покормить птичку, пожалеть собачку).
Вся проведённая работа помогает активизировать детей, собрать их внимание, даёт возможность совершенно безболезненно ввести организационный момент- усадить детей на стулья.
Маленькие дети легко возбудимы, быстро утомляются. И хотя занятие длится всего 10 минут, необходимо продумывать такую организацию занятия, которая предусматривала бы смену различных видов деятельности. Все этапы занятия должны объединяться общим игровым сюжетом, который становится основой развития различных видов детской деятельности.
Таким образом, широкое использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, игр-инсценировок, интеграция различных видов деятельности в процессе планомерной и систематической работы способствует всестороннему развитию музыкальных и творческих способностей ребёнка, обогащает его новыми музыкальными впечатлениями, побуждает к подражанию видимому и невидимому, помогает овладеть целым рядом навыков, соответствующих программным требованиям.