Наумова Марина Викторовна
Проект для дошкольников «Мир сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему
«Мир сказки»
Воспитатель: Наумова М. В.
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития коммуникативных, творческих, познавательных, умственных способностей дошкольников путём внедрения в образовательный процесс сказочных персонажей. Данная разработка является продолжением долгосрочного проекта «Мир сказки», разработанного и внедрённого на территории дошкольных групп. Составители предлагают теоретический и практический материал, который будет полезен педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми по этому направлению в качестве пособия.
Публикация «Проект для дошкольников „Мир сказки“» размещена в разделах
Теоретический материал содержит в себе основные направления работы со сказкой, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов.
Практический материал включает подборку игр, упражнений, конспектов интегрированных видов образовательной детской деятельности, а также конспектов логопедических занятий с детьми, в которых используются объекты проекта «Мир сказки».
Оглавление:
Актуальность.
1. Содержание и задачи работы со сказкой.
2. Методика работы со сказкой
3. Заключение
4. Практический материал.
5. Список использованных источников.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Репке, ни о Колобке, ни о сказке Лиса и заяц, и очень жаль. Дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки, он не знакомы с персонажами и героями русских или классических авторских сказок.
Актуальность разработки определяется уникальными возможностями дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
В нашей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Во время слушания сказки воспитатель постепенно формирует начальные литературоведческие представления детей: о жанровых особенностях сказки (невероятные волшебные события, животный и растительный мир, специфические сказочные высказывания). Сказка так захватывает детей, что будит их творческую активность, желание додумать, что-то прибавить или вычеркнуть из нее. Этим она помогает речевому и умственному развитию детей, развитию внимания, памяти. Сказка учит ребёнка не бояться трудностей, тем самым воспитывая чувство собственного достоинства, уверенности в собственных силах.
2. «В нашей дошкольной группе был задуман проект под названием «Мир сказки», который был реализован педагогами в 2022 учебном году. На участке были разбиты клумбы, проложены дорожки, оформлены сказочные композиции : «Репка», «Лиса и заяц», «Колобок» «Три медведя» «Маша и медведь». Предусмотрена также зона отдыха, в которой педагог с детьми может подвести итог сказочной экскурсии, прочитать или вспомнить сказку, побеседовать, пообщаться с детьми. Процесс введения сказочных персонажей, знакомым дошкольникам, можно сказать, вблизи, в натуральную величину, помогает воспринимать героев сказок на личностном уровне, сопереживать им, находить выход из трудных ситуаций. В данной разработке предлагаются конспекты занятий, которые могут использовать педагоги в своей работе с детьми.
Влияние сказок на умственное развитие дошкольника.
Умственное развитие – это степень развития у ребенка познавательных процессов (мышления и речи, памяти, внимания и воображения, умения строить собственные суждения. Методы и приёмы работы по развитию воображения, расширению кругозора.
творческие задания,
· сказочные задачи,
· использование пословиц и поговорок
· театрализация
· драматизация сказок
Методы и приё мы по развитию мыслительных процессов:
· рассматривание,
· обсуждение сюжета сказок, её героев на занятиях в детском саду,
· вопросы педагога,
· работа с персонажами,
· работа с детьми непосредственно на территории проекта,
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Задачи, решаемые с помощью сказок :
1. Формирование ценностного отношения к жизни,
2. Гармоническое развитие человека
3. Воспитание чувства долга, справедливости, ответственности
4. Воспитание моральных качеств личности дошкольников
5. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать
6. Заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра :
· Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
· Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
· Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
· Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок.
· Поучительный опыт
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Влияние сказок на развитие речи
С помощью сказок педагог-воспитатель обогащает художественно – речевой опыт детей, решает ряд важных задач по развитию у дошкольников умения описывать, пересказывать, рассуждать, объяснять, так как в восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.
· Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. Поведение ребенка формируется не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.
Для работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение сказок в занятия позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам).
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
3.
Методика работы со сказкой :
1) Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.
2) Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) Драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, так как важны чувства и мнение ребёнка.
4. Заключение
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Для решения данной проблемы необходимо осуществлять работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка - близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы поведения и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Если рассмотреть классические сказки с точки зрения их терапевтического воздействия, то заметим в них ряд общих черт:
Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя, а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).
Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.
Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.
Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.
Сказка находит верный путь к сердцу ребёнка, влияет на развитие мировоззрения, отношения ребенка к учебе, товарищей, родных, учит быть правдивым, честным, откровенным, презирать неправду, бороться с грубостью, ленью, безразличием, одним словом – раскрывает лучшие душевные качества. Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое "Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. В данном приложении авторы предлагают конспекты различных видов детской деятельности, которые помогут педагогам ввести героев сказок в повседневную жизнь дошкольников.
Автор – составитель:
Воспитатель: Наумова М. В.
6. Список использованных источников:
ЛИТЕРАТУРА
Петрова Т. И, Сергеева Е. Л, Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском
саду» школьная пресса. 2000г.
Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» Сфера 2001год.
Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва 2006г
5. Лексические упражнения по сказкам
.
2) Лексическое упражнение «Скажи ласково» (по сказке «Колобок»)
Цель: развивать активный словарь детей.
Материал: сказка «Колобок»
Инструкция к использованию: упражнение проводится преимущественно после чтения сказки, после чего воспитатель предлагает детям назвать ласково животных сказки.
3) Лексическое упражнение «Кто встретился Колобку на дорожке?» (по сказке «Колобок»)
Цель: развивать умение детей внимательно слушать сказку и добирать слова в соответствии с ситуацией и уместным их употреблением.
Материал: сказка «Колобок», картинки с животными
Инструкция к использованию: воспитатель читает детям сказку, а затем спрашивает: «Кто встретился Колобку на дорожке?», а дети подбирают подходящую картинку.
Пересказ содержания прослушанной сказки
1) Сказка «Снегурушка и лиса»
Воспитатель задаёт вопросы после прослушанной детьми сказки :
— Как называется сказка?
— О ком в ней рассказывается?
— Что случилось в лесу со Снегурушкой?
— Какие лесные звери хотели ей помочь?
— Кто помог добраться Снегурушке до дома?
— Как отблагодарили лису дедушка и бабушка?
__
Взрослый предлагает желающим детям пересказать содержание сказки. Пересказ может быть цельным, по частям (командами, коллективный, творческий, выборочный или же инсценировка за ролями.
Игры
Игра «Узнай сказку»
Воспитатель читает детям отрывки из сказок и предлагает вспомнить их названия.
1) «…Ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит - стоит избушка. Постучала Машенька в дверь- не отвечают. Толкнула она дверь- дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: Кто же здесь живёт?» (сказка «Маша и медведь»)
2) «…Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке…» (сказка «Колобок»)
Языковые тренировки
1) Языковая тренировка к сказке «Колобок»
Воспитатель предлагает детям:
— Решить проблемный вопрос: «Почему лиса съела колобка?»
—Повторить фразы из сказки : «Я колобок, колобок!» тихо – громко – тихо; быстро – медленно – быстро.
2) Языковая тренировка к сказке «Репка»
Воспитатель предлагает детям:
— Повторить фразы из сказки : «Дед за репку» тихо – громко – тихо; быстро – медленно – быстро.