Мария Зайцева
Методическая разработка мастер-класса по теме «Использование техники эбру для развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Искусство облаков»
или использование техники Эбру в работе с дошкольниками
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования - «Эбру».
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования на воде – эбру.
2. Показать педагогам основной способ рисования красками на воде с элементами цветочного декора.
3. Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»;
Публикация «Методическая разработка мастер-класса по теме „Использование техники эбру для развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
4. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
Форма проведения: лекция с показом презентации + практическая работа.
Оформление: презентация по теме мастер-класса; выставка детских работ, выполненных в технике «Эбру»; буклеты.
Материалы и инструменты для работы: экран для показа презентации, столы для участников мастер класса, емкости, вода с загустителем для рисования в технике Эбру, акварельная бумага, краски «эбру», кисточки, пипетки, зубочистки, салфетки.
Ход мастер - класса :
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.
Искусство эбру зародилось в 11 веке. Это интересная техника —рисование на воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию.
В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
(На фоне журчащей воды произносится текст)
«Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.» Дао Дэ Дзин ("Книга о Пути и Силе") мудрец Лао-Цзы
Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. (музыка закончилась)
А вы пробовали рисовать на воде? Если нет, то сегодня попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге.
Применение техники Эбру в работе с дошкольниками позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.
Данная техника помогает решить следующие задачи:
1. Обогащать знания детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
2. Формировать желание экспериментировать в рисовании.
3. Развивать творческие способности, фантазию и самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность деятельности.
4. Воспитывать желание у воспитанников проявлять творческую самореализацию и индивидуальность.
Так как техника Эбру не является единственной нетрадиционной техникой, применяемой мною в работе с воспитанниками, то я оформила в группе «Центр творчества», в котором собрала все необходимые материалы для работы в нетрадиционных техниках рисования.
На данный момент только начала работать с детьми в данной технике, поэтому «Центр творчества» обязательно будет пополняться материалами для экспериментирования с красками и водой: инструментами для рисования на воде и емкостями для рисования. Раствор для рисования решили делать из воды и картофельного крахмала (клейстер).
Я познакомила детей с материалами, применяемыми в работе. Так как краски и основа для работы в технике Эбру имеют специфический состав, мы познакомились со свойствами различных красок.
Вместе с ребятами, в процессе исследовательской деятельности, выяснили, что масляные краски не растворяются в воде, но имеют свойство смешиваться в процессе рисования, а обычная краска (гуашь, акварель) растворяются в воде, но перенести ее на бумагу невозможно. Выяснили, что в работе можно использовать акриловые краски или гуашь с добавлением канцелярского клея.
Помимо красок в технике Эбру применяется основа, которая состоит из воды с загустителем, на поверхности которой и рисуются узоры. Проведенные нами эксперименты с обычной водой показали, что в ней краски растворялись, а с водой на маслянистой основе нет, что и позволяет узор переносить на бумагу.
В итоге, выяснив все свойства красок, воды и жидкого клейстера в качестве основы для рисования в технике Эбру, мы приступили непосредственно к рисованию.
Для этого ребенку необходимо нанести небольшое количество краски на кисть или набрать в пипетку. Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. Капли краски на масляной основе не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности, расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Используя спицу, зубочистку, деревянные палочки дети выполняют рисунок на поверхности воды.
На данный момент дети только знакомятся с данной техникой, они очень любят просто экспериментировать – водя спицей по поверхности воды, и только потом начинают придумывать сюжетную композицию (например, букет из цветов и листьев, подводный мир, сказочную птицу). Детям нравится выполнять задания на воображение и развитие творческого мышления : определи, на что это похоже; угадай, что здесь нарисовано.
Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. А полученные изображения могут выступать как собственный рисунок (т. е. законченной работой) или послужат фоном для дальнейшего творчества.
Хочется отметить, что техника Эбру напоминает собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлекает, но и прекрасно успокаивает активных и беспокойных детей.
Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я пришла к выводу, что с помощью волшебного таинства Эбру можно развивать художественные навыки у детей, а так же раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников.
Мастер-класс
Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебную сказку Эбру.
Для начала рисования нам понадобятся: емкость, в которой мы будем рисовать, пипетка, кисточка для фона, зубочистка для рисования. Все это вы видите на своих рабочих местах.
В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.
Сейчас мы попробуем нарисовать цветочный узор.
Первое, что нам необходимо - нарисовать фон. Нужно набрать небольшое количество краски (по вашему выбору) в пипетку и аккуратно нанести на наш необычный холст. Каждая капелька, соприкасаясь с водой, оживает и начинает гулять по поверхности.
Затем мы повторим то же самое краской другого цвета. Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьмём инструмент, которым собственно и будем рисовать – это спица или зубочистка. Одно из правил рисования по воде – спицу необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде. Осторожно окунем спицу в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т. д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой. У нас получается рисунок похожий на ёлочки.
Теперь вы можете немного пофантазировать и поводить спицей по поверхности, так как захочется вашей душе.
Далее, нарисуем красивый цветок. Наносим спицей три круга, в центр этих кругов ещё круги других цветов, посмотрите, как это делаю я, чтобы было более понятно. Затем опустим спицу чуть выше первого круга и проведём прямую в центр круга. Теперь вводим спицу в круг и плавными движениями оттягиваем краску по дуге, влево и так же вправо. Второй круг мы будем спицей собирать в центр, посмотрите, как это делаю я. Приступаем к третьему кругу, первые наши действия повторим, как и со вторым цветком, соберём его в центр, а теперь каждый лепесток оттянем в сторону. Вот так из обычных кругов мы получили три разных цветка.
Ну а теперь каждый может немного пофантазировать и дополнить свою работу, какими-нибудь элементами.
Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои фантазии на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите 2-3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость.
Вывод: я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.
Уважаемые коллеги! Как вы думаете - что дает дошкольникам рисование в технике ЭБРУ? (Ответы участников мастер-класса).