М Н
Конспект занятия «Ложки точечные — ручки золоченые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре.
Образовательные задачи:
1. Познакомить с изготовлением деревянной ложки в старину.
2. Обогащать представление детей о людях древних профессий, их быте, обиходе.
Развивающие задачи:
1. Формировать представление о разнообразных произведениях русского декоративно-прикладного искусства.
2. Закреплять умение играть на деревянных ложках.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать национальную гордость.
2. Приобщать к истокам русского народного творчества.
Публикация «Конспект занятия „Ложки точечные — ручки золоченые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы и оборудование: телефон, руль для машины, аудиозаписи
(песня «Еду в гости», «Перепляс с ложками», куклы в русских национальных костюмах (девочка и мальчики – ремесленники, деревянные бруски, деревянные ложки, гуашь, ватные палочки, кисточки, ложки из бумаги.
Формы организации совместной деятельности:
Речевое развитие: беседа, рассказ воспитателя об истории изготовления деревянных ложек, широкое использование малых фольклорных форм, целенаправленно обогащать речь детей, поощрять повторение слов за воспитателем, дидактическая игра «Определим на ощупь».
Познавательное развитие: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве – двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Художественно – эстетическое развитие: развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через музыкально ритмические движения с ложками «Перепляс», совершенствовать умение рисовать с помощью примакивания.
Социально – коммуникативное развитие: продолжать воспитывать бережное отношение к разнообразны произведениям русского декоративно-прикладного искусства, обогащать представление детей о людях древних профессий, знакомство с трудом взрослых.
Физическое развитие: физминутка, повторение движений за воспитателем.
Предполагаемый результат интегративных качеств у воспитанников:
1. Любознательные, активные – отличаются высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел;
2. Эмоционально отзывчивые – эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.
3. Овладевшие средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками – используют личностную формы общения. С удовольствием участвуют в коллективных делах: способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату.
Структура:
1. Организационный момент, встреча детей с бабушкой;
2. Сюрпризный момент - деревянные расписные ложки;
3. Знакомство детей с изготовлением деревянной ложки, с показом экспонатов;
4. Музыкальная пауза «Перепляс с ложками»;
5. Рисование «Ложки точеные – ручки золоченые»;
6. Рефлексия.
Характеристика группы: дети второй младшей группы.
Ход:
(Звонок телефона)
Воспитатель: Ребята, мне позвонила моя бабушка и пригласила нас всех в гости. Ребята поедем к моей бабушке?
Дети: Да.
Воспитатель: Моя бабушка живет далеко в деревне, пешком мы к ней не дойдем. На чем же мы поедем к моей бабушке?
Дети: На машине.
Воспитатель: Поехали.
Идет имитация движения с песней.
Песня «Еду в гости»
Воспитатель: Ну вот, приехали.
Бабушка: Здравствуйте, детки!
Воспитатель: Ребята поздоровайтесь с бабушкой.
Бабушка: Вот и мои ребятишки приехали. Проходите ко мне в избу. Места всем хватит, рассаживайтесь поудобнее. Расскажу я вам сегодня, где я бывала, что я видала. Была я на ярмарке, всякого товара видала и подарок вам прикупила.
- Ребята, отгадайте загадку:
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
- Трудная загадка, а ответ у меня находится в «Волшебном мешочке».
Дидактическая игра.
«Определим на ощупь». Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке.
Дети: Деревянная ложка.
Бабушка: Вот ложки точеные, ручки золоченые.
Хочешь - ими щи хлебай, а не хочешь - так играй!
(Берет ложки, ударяет друг о друга).
Напевает:
«Чики-чики-кички березовые лычки,
Летели две птички собой невелички.
Как они летели, все люди глядели,
Как они садились, все люди дивились»
Подходите, подходите, ложки все себе берите.
(Бабушка раздает ложки, рассматривает с детьми цветочки и узоры на ложках).
Бабушка: Посмотрите, все ложки изукрашены узорами, одна на другую не похожа. Ложки эти необычные – все они деревянные. Раньше на Руси только такие ложки и были, металлические современные появились на много позже. Изготовление деревянной ложки – дело не простое, а хотите узнать, как мастера - ложечники их изготавливали в старину?
(дети подходят к первому экспонату – мальчик сидит на лавочке, а перед ним деревянные брусочки)
Бабушка: Посмотрите на эти деревянные брусочки – называются они баклуши – это заготовки под будущие ложки. Считалось, что это очень простое дело и больших усилий не требует, отсюда и взялась поговорка «Бить баклуши», что означает ничего не делать. Баклуши высушивались и попадали в руки мастера.
(дети переходят следующему экспонату – мастер сидит со стекой и деревянной ложкой)
Бабушка: В руках мастера неотесанная баклуша быстро превращалась в гладкую, удобную деревянную ложку. Ее шлифовали, вываривали в молоке, и ложка была готова к употреблению. Но она была обыкновенная, не красивая.
(Дети подходят к экспонату – девушка с красками разрисовывает ложку)
Бабушка: Долгими зимними вечерами девушки мастерицы наносили узоры на деревянную ложку. Вспоминали они летнее солнышко, цветочки лазоревые, травушку – муравушку, ягодки янтарные и получалась ложка красоты необыкновенной. Эта роспись называется хохломской. Кажется, что ложка расписана золотыми красками. Не зря эту роспись еще называют «золотой хохломой». Покрывали ее лаком и несли на весеннюю ярмарку. Такой ложкой можно было не только щи хлебать, но и на ложках играть.
-А теперь все в круг вставай, звонкую песню запевай! (Звучит фонограмма русской плясовой. Дети выполняют танцевальные движения с ложками по показу воспитателя «Перепляс с ложками»).
Бабушка: Поиграли, устали наши ложки, а ну-ка, быстро все в лукошко.
(Собирает ложки)
Бабушка: Ребята, хотите стать художниками и расписать свои ложки?
Детям предлагается с помощью ватных палочек и гуашевых красок закончить рисунок (нарисовать ягодки ватными палочками и листики нарисовать кисточкой – способом примакивания).
- Какие красивые ложки получились! Давайте на них полюбуемся.
Физминутка:
Мыли мылом ручки,
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки, ладошки!
Наварили кашки,
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки, ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки, ладошки!
(Имитационные движения).
- Ребята, что вы узнали о деревянных ложках?
(Ложками едят, на деревянных ложках играют, деревянные ложки расписывают мастера-художники)
- Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали по наследству: от отца к сыну и так далее. Ложка являлась семейной ценностью. Поэтому деревянная ложка является частью нашей культуры.