Наталья Машкова
Дидактическое пособие «Ложки настроений»
▼ Скачать + Заказать документы
При речевых нарушениях, обусловленных дизартрией, у детей наблюдается недостаточная иннервация мышц артикуляционного аппарата, которая приводит к недоразвитию мимики. В результате, речь ребёнка теряет интонационную и эмоциональную окраску. Ребёнок затрудняется выразить свои чувства: сочувствие, страх, грусть и т. д. Поэтому можно предложить детям пограть с «ложками настроений».
Публикация «Дидактическое пособие „Ложки настроений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Театр на ложках и лопатках
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2018
Цель применения ложек: развитие связной речи, диалогической речи, развитие дыхания, формирование целенаправленной воздушной струи, самомассаж ладоней, автоматизация звуков, совершенствование грамматического строя речи и т. д.
Сначала, все упражнения желательно выполнять перед зеркалом, т. е. с опорой на зрительный контроль. Впоследствии, когда ребёнок научится выполнять упражнения, от зрительного контроля можно отказаться.
Логопед прелагает детям выбрать ту ложку, которая подчеркнёт их настроение. Каждая ложка обозначает определённое эмоциональное состояние.
Логопед: «Ребята, как вы думаете, какое настроение у этой ложки?» (Радостное, весёлое, хорошее, доброе и т. д).
- Давайте посмотрим на себя в зеркало и улыбнёмся. У кого улыбка продержится дольше всех и не сбежит? Считаю до пяти. Молодцы! В каких ситуациях у нас бывает такое настроение?
- А какое же настроение у этой ложки? (Грустное, печальное). Давайте посмотрим в зеркало и попробуем «поймать» грустное настроение. Сморщили брови, опустили глазки вниз, губки сложили «клювиком». Считаю до пяти. Молодцы, теперь можете отпустить грустное настроение.
Какие события могут вызвать у нас такое настроение? (Ответы детей)
- А эта ложка, какое настроение нам принесла? Давайте посмотрим в зеркало и попробуем нахмурить брови, считаю до пяти. Молодцы! Теперь «снимите» с себя это сердитое настроение (дети выполняют движение, как при умывании лица и встряхивают ручки).
Обратите внимание, какое задумчивое, мечтательное настроение у этой ложки. Посмотрим в зеркало, попробуем поднять брови и слека улыбнуться, подумаем о чём-нибудь приятном, считаю до пяти. Вы большие молодцы!
- А чему же удивляется наш следующий дружок? Давайте и мы так попробуем. Посмотрим в зеркало, поднимем брови, округлим и вытянем губы, глаза выпучим. А кто же из ребят, сможет удивить дольше всех? Считаю до пяти.
И всегда заканчиваем мимическую зарядку позитивным настроением.
Как один из вариантов игры с ложками, можно предложить упражнение на дыхание «Подуй на чубчик». Цель: развитие длительного, целенаправленного, плавного выдоха.
Ложку я свою люблю,
Чуб развею на ветру.
Можно предложить ребенку повращать ложку между ладонями, а затем черенком ложки указать на картинку и произнести слово с автоматизируемым звуком.
Черенок в руках кручу,
Слово вам назвать хочу.
Цель: массаж ладоней, игровой мотив для автоматизации звуков.
А теперь, посчитаем наши ложки. Цель: формирование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным, автоматизация звуков [л], [ш] и т. д.
Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек.
Одна (весёлая, белая, пластмассовая и т. д) ложка, две (весёлые, белые, пластмассовые) ложки, …
Синквейн из ложек
Цель: пополнение словарного запаса, формирование грамотного, правильного, последовательного изложения своих мыслей, составление рассказа.
Можно предложить ребёнку составить небольшой рассказ, схематически обозначая ложками. Например,
Что? Ложка.
Какая? Красивая, чайная.
Действия ложкой. Стучит, черпает, пересыпает.
Предложение. Моя ложка самая большая.
Ассоциация по теме. Посуда.
Надеюсь, что моя выдумка окажется полезной для детей и педагогов.