юлия крушневич
Методическая разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ФФНР «Звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка логопедического занятия
для обучающихся 1 класса с ФФНР
на тему: «Звук [ч]»
Автор:
Крушневич Юлия Геннадьевна,
учитель-логопед
МКОУ «Коткозерская средняя общеобразовательная школа»
Содержание
Аннотация…. 3
Введение….3
Методическая разработка логопедического занятия для учащихся
1 класса с ФФНР на тему : «Звук [ч]»…. 4
Публикация «Методическая разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ФФНР „Звук [Ч]“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Заключение…. 10
Список литературы….11
Аннотация
Методическая разработка логопедического занятия предназначена для проведения работы по коррекции нарушенного произношения звука [ч] у младших школьников. Может быть использована логопедами, учителями начальных классов, воспитателями ГПД, родителями.
Введение
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Главная цель занятия – добиться правильного произношения звука [ч] во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.
Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Методическая разработка нацелена на
-) формирование целостной системы знаний;
-) реализацию образовательных и воспитательных функций учебного процесса;
-) обеспечение развития ребенка как субъекта познания;
-) сохранение здоровья, обеспечение психического развития.
Практическая направленность методической разработки в том, что ее в своей работе широко могут использовать логопеды, учителя начальных классов, воспитатели ГПД, родители для оказания помощи детям, страдающим нарушением звукопроизношения.
Форма занятия - фронтальное.
Методы : словесные, наглядные, практические.
Средства воздействия: воспитание, обучение, коррекция.
Методическая разработка логопедического занятия
для учащихся 1 класса с ФФНР
на тему: «Звук [ч]»
Цель занятия : закрепить правильное произношение звука [ч].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-) закреплять навыки четкого произношения звука [ч];
-) учить выделять звук в слогах, словах, фразах, предложениях;
-) закреплять правильное написание звукосочетаний ЧА и ЧУ;
-) совершенствовать слоговую структуру слова;
-) учить образовывать притяжательные прилагательные;
-) совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-) учить работе с деформированным предложением, текстом.
Коррекционно-развивающие:
-) развивать фонематическое восприятие;
-) развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
-) учить детей работать в группе сообща;
-) развивать стремление говорить красиво и правильно;
-) воспитывать ответственность, инициативность.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, посмотрите на улицу в окно. Какая погода? Светит ласковое солнышко. Давайте и мы улыбнемся также ласково друг другу и начнём занятие.
На доске изображены предметы:
- пчёлы, ромашка, василек, тюльпан;
- печка, тарелка, ваза, поднос;
- шляпа, панама, перчатки, фуражка.
- Назовите «лишние» предметы в каждой группе.
- Какой общий звук у этих слов?
- Назовите его.
2. Объявление темы и целей занятия
- Сегодня на занятии мы с вами закрепим правильное произношение звука[ч].
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
«Заборчик»
Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
«Киска сердится»
Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
«Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Заморозим подбородок»
Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, упражнение выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)
4. Уточнение артикуляции, характеристика звука [ч]
- Как мы произносим звук [ч]?
-) губы – «хоботочком», «трубочкой»;
-) зубы – приоткрыты;
-) язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба;
-) воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком.
- Дайте характеристику звука [ч].
Звук [ч] – согласный (есть преграда, глухой (голосовые связки не работают, мягкий всегда.
5. Правильное и чёткое повторение чистоговорки
Чо –чо – чо, чо –чо – чо - У меня болит плечо.
Чу - чу - чу, чу – чу – чу - Раз болит, пойди к врачу.
Чу – чу – чу, чу – чу – чу - Нет, к врачу я не хочу.
Ча – ча – ча, ча – ча – ча - Буду плакать у врача.
Чи – чи – чи, чи – чи – чи - Помогают нам врачи.
Чу – чу – чу, чу – чу – чу - Ну, тогда пойду к врачу.
6. Развитие фонематического восприятия и памяти
- Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука [ч] в словах.
Туча, ученик, столик, кричит, бабочка, соловей, чемпион, учить.
- Проверим вашу память. Вспомните, какие слова со звуком [ч] я продиктовала?
7. Закрепление правильного написания слогов ЧУ и ЧА
- Сейчас я продиктую слова, а вы записывайте только 1 слоги:
чудо, часы.
- А сейчас – только 2 слоги:
туча, хочу.
- Прочитаем. Какие слоги записали? Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА пиши с гласной А, ЧУ пиши с гласной У).
8. Лексико-грамматические упражнения
- К нам в гости пришёл Птенчик, он любит всё маленькое. Помогите Птенчику назвать правильно предметы.
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пенёк - пенёчек Язык - язычок Ванна - ванночка
Замок - замочек Ключ - ключик Ваза - вазочка
Кисть - кисточка Мяч - мячик Коза - козочка
Кофта - кофточка Коса - косичка Вода - водичка
Палец - пальчик Бок - бочок Собака - собачка
- Птенчик очень рад. Птенчик очень любит животных, но не умеет образовывать слова, а вы умеете. Давайте поможем Птенчику правильно ответить на вопросы.
Образование притяжательных прилагательных.
- Чей хвост, чья шубка, чьё ухо, чьи следы? (на доске картинки животных) :
- заяц: заячий, заячья, заячье, заячьи;
- белка: беличий, беличья, беличье, беличьи;
- волк: волчий, волчья, волчье, волчьи;
- кошка: кошачий, кошачья, кошачье, кошачьи.
9. Физкультминутка
- А теперь немного отдохнём.
Вы теперь не ребятишки, (ходьба по кругу)
Не девчонки и мальчишки,
А веселые мячи! (прыжки на двух ногах)
Так что прыгай и скачи!
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Мячик прыгал и скакал, (бег по кругу)
На иголку набежал…
Он все ниже опускается, (сесть на корточки)
Воздух тихо выдувается.
Проговаривание: «Ч-ч-ч-ч-ч".
10. Работа на уровне предложения
- Сейчас я раздам вам карточки. На них вы видите слова. Из этих слов необходимо составить правильные предложения. Прочитайте свои предложения.
Собирала лесу Анечка в ягоды.
интересную Катя сочинила сказку.
купила чудесную книгу Мама.
весёлую Дети частушку спели.
- Найдите в этих предложениях слова со звуком [ч]. Из найденных слов составьте новое предложение.
Анечка сочинила чудесную частушку.
- Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.
11. Работа с деформированным текстом
На доске записаны предложения.
- Предложения перепутались. Расставим эти предложения по порядку, чтобы получился рассказ:
В посылке были чулки и шапочка. (4)
Олечка пошла на почту. (1)
Вот какую посылку получила Олечка. (6)
Почта была далеко. (2)
На шапочке была вышита бабочка. (5)
На почте Олечка получила посылку. (3)
- Прочитайте предложения еще раз по порядку.
- Что у нас получилось?
- Как бы вы озаглавили рассказ?
- Найдите в тексте слова со звуком [ч].
- Ответьте на вопросы:
- Куда пошла Олечка?
- Что она получила на почте?
- Что было в посылке?
- Что было вышито на шапочке?
12. Итог занятия
- С каким звуком мы сегодня работали?
- Дайте характеристику данному звуку.
- Поднимите красный мяч, если у вас хорошее настроение. Поднимите зелёный мяч, если настроение грустное.
Заключение
При разработке фронтального занятия я старалась соблюдать основные требования к его проведению:
-) сформулировать тему и цель занятия;
-) определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;
-) постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
-) кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
-) использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
-) создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
На мой взгляд, цель достигнута, хотя на практике я еще не использовала данную методическую разработку. Но в дальнейшем я обязательно использую ее в своей работе.
Список литературы
1. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Быстрова, Г. А., Сизова, З. А., Шуйская, Т. А. – СПб. : КАРО, 2001. – 112 с.
2. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М. : В. Секачев, 2005. – 16 с.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет : Методические рекомендации. / Ивановская, О. Г., Гадасина, Л. Я. – СПб. : КАРО, 2004. – 176 с.
4. Коноваленко, В. В. Фронтальные занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. / Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 80 с.
5. Лопухина, И. С. Логопедия : упражнения для развития речи. – СПб. : Дельта, 1997. – 334 с.
6. Мелехова, Л. В. Речь дошкольника и ее исправление. / Мелехова, Л. В., Фомичева, М. Ф. – М. : Просвещение. 1967. – 96 с.
7. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.
8. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В., Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2002. – 240 с.
9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Волосовец Т. В. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 200 с.
10. Резниченко, Т. С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш – Ж, Ч – Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т. С., Ларина, О. Д. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 72 с.
11. Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить: логопедическое пособие в стихах. – М. : изд-во ин-та Психотерапии, 2002. – 247 с.
12. Фомичева, М. Ф. Воспитание правильного произношения / Академия пед. и соц. наук; Моск. псих. -соц. ин-т. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 304 с.
13. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Фотекова, Т. А., Ахутина, Т. В. – М. : АРКТИ, 2002. – 136 с.
14. Ханьшева, Г. В. Практикум по логопедии : коррекция звукопроизношения. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 93 с.
15. Хватцев, М. Е. Недостатки речи у детей и их устранение: пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М. : Учпедиздат, 1939. – 87 с.