Получи документы

Методическая разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ФФНР «Звук [Ч]»

юлия крушневич
Методическая разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ФФНР «Звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка логопедического занятия

для обучающихся 1 класса с ФФНР

на тему: «Звук [ч]»

Автор:

Крушневич Юлия Геннадьевна,

учитель-логопед

МКОУ «Коткозерская средняя общеобразовательная школа»

Содержание

Аннотация…. 3

Введение….3

Методическая разработка логопедического занятия для учащихся

1 класса с ФФНР на тему : «Звук [ч]»…. 4

Публикация «Методическая разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ФФНР „Звук [Ч]“» размещена в разделах

Заключение…. 10

Список литературы….11

Аннотация

Методическая разработка логопедического занятия предназначена для проведения работы по коррекции нарушенного произношения звука [ч] у младших школьников. Может быть использована логопедами, учителями начальных классов, воспитателями ГПД, родителями.

Введение

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Главная цель занятия – добиться правильного произношения звука [ч] во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.

Методическая разработка нацелена на

-) формирование целостной системы знаний;

-) реализацию образовательных и воспитательных функций учебного процесса;

-) обеспечение развития ребенка как субъекта познания;

-) сохранение здоровья, обеспечение психического развития.

Практическая направленность методической разработки в том, что ее в своей работе широко могут использовать логопеды, учителя начальных классов, воспитатели ГПД, родители для оказания помощи детям, страдающим нарушением звукопроизношения.

Форма занятия - фронтальное.

Методы : словесные, наглядные, практические.

Средства воздействия: воспитание, обучение, коррекция.

Методическая разработка логопедического занятия

для учащихся 1 класса с ФФНР

на тему: «Звук [ч]»

Цель занятия : закрепить правильное произношение звука [ч].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-) закреплять навыки четкого произношения звука [ч];

-) учить выделять звук в слогах, словах, фразах, предложениях;

-) закреплять правильное написание звукосочетаний ЧА и ЧУ;

-) совершенствовать слоговую структуру слова;

-) учить образовывать притяжательные прилагательные;

-) совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-) учить работе с деформированным предложением, текстом.

Коррекционно-развивающие:

-) развивать фонематическое восприятие;

-) развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

-) учить детей работать в группе сообща;

-) развивать стремление говорить красиво и правильно;

-) воспитывать ответственность, инициативность.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите на улицу в окно. Какая погода? Светит ласковое солнышко. Давайте и мы улыбнемся также ласково друг другу и начнём занятие.

На доске изображены предметы:

- пчёлы, ромашка, василек, тюльпан;

- печка, тарелка, ваза, поднос;

- шляпа, панама, перчатки, фуражка.

- Назовите «лишние» предметы в каждой группе.

- Какой общий звук у этих слов?

- Назовите его.

2. Объявление темы и целей занятия

- Сегодня на занятии мы с вами закрепим правильное произношение звука[ч].

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

«Заборчик»

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

«Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

«Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, упражнение выполнять молча и на одном выдохе.

(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

4. Уточнение артикуляции, характеристика звука [ч]

- Как мы произносим звук [ч]?

-) губы – «хоботочком», «трубочкой»;

-) зубы – приоткрыты;

-) язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба;

-) воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком.

- Дайте характеристику звука [ч].

Звук [ч] – согласный (есть преграда, глухой (голосовые связки не работают, мягкий всегда.

5. Правильное и чёткое повторение чистоговорки

Чо –чо – чо, чо –чо – чо - У меня болит плечо.

Чу - чу - чу, чу – чу – чу - Раз болит, пойди к врачу.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу - Нет, к врачу я не хочу.

Ча – ча – ча, ча – ча – ча - Буду плакать у врача.

Чи – чи – чи, чи – чи – чи - Помогают нам врачи.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу - Ну, тогда пойду к врачу.

6. Развитие фонематического восприятия и памяти

- Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука [ч] в словах.

Туча, ученик, столик, кричит, бабочка, соловей, чемпион, учить.

- Проверим вашу память. Вспомните, какие слова со звуком [ч] я продиктовала?

7. Закрепление правильного написания слогов ЧУ и ЧА

- Сейчас я продиктую слова, а вы записывайте только 1 слоги:

чудо, часы.

- А сейчас – только 2 слоги:

туча, хочу.

- Прочитаем. Какие слоги записали? Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА пиши с гласной А, ЧУ пиши с гласной У).

8. Лексико-грамматические упражнения

- К нам в гости пришёл Птенчик, он любит всё маленькое. Помогите Птенчику назвать правильно предметы.

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пенёк - пенёчек Язык - язычок Ванна - ванночка

Замок - замочек Ключ - ключик Ваза - вазочка

Кисть - кисточка Мяч - мячик Коза - козочка

Кофта - кофточка Коса - косичка Вода - водичка

Палец - пальчик Бок - бочок Собака - собачка

- Птенчик очень рад. Птенчик очень любит животных, но не умеет образовывать слова, а вы умеете. Давайте поможем Птенчику правильно ответить на вопросы.

Образование притяжательных прилагательных.

- Чей хвост, чья шубка, чьё ухо, чьи следы? (на доске картинки животных) :

- заяц: заячий, заячья, заячье, заячьи;

- белка: беличий, беличья, беличье, беличьи;

- волк: волчий, волчья, волчье, волчьи;

- кошка: кошачий, кошачья, кошачье, кошачьи.

9. Физкультминутка

- А теперь немного отдохнём.

Вы теперь не ребятишки, (ходьба по кругу)

Не девчонки и мальчишки,

А веселые мячи! (прыжки на двух ногах)

Так что прыгай и скачи!

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал, (бег по кругу)

На иголку набежал…

Он все ниже опускается, (сесть на корточки)

Воздух тихо выдувается.

Проговаривание: «Ч-ч-ч-ч-ч".

10. Работа на уровне предложения

- Сейчас я раздам вам карточки. На них вы видите слова. Из этих слов необходимо составить правильные предложения. Прочитайте свои предложения.

Собирала лесу Анечка в ягоды.

интересную Катя сочинила сказку.

купила чудесную книгу Мама.

весёлую Дети частушку спели.

- Найдите в этих предложениях слова со звуком [ч]. Из найденных слов составьте новое предложение.

Анечка сочинила чудесную частушку.

- Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.

11. Работа с деформированным текстом

На доске записаны предложения.

- Предложения перепутались. Расставим эти предложения по порядку, чтобы получился рассказ:

В посылке были чулки и шапочка. (4)

Олечка пошла на почту. (1)

Вот какую посылку получила Олечка. (6)

Почта была далеко. (2)

На шапочке была вышита бабочка. (5)

На почте Олечка получила посылку. (3)

- Прочитайте предложения еще раз по порядку.

- Что у нас получилось?

- Как бы вы озаглавили рассказ?

- Найдите в тексте слова со звуком [ч].

- Ответьте на вопросы:

- Куда пошла Олечка?

- Что она получила на почте?

- Что было в посылке?

- Что было вышито на шапочке?

12. Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня работали?

- Дайте характеристику данному звуку.

- Поднимите красный мяч, если у вас хорошее настроение. Поднимите зелёный мяч, если настроение грустное.

Заключение

При разработке фронтального занятия я старалась соблюдать основные требования к его проведению:

-) сформулировать тему и цель занятия;

-) определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

-) постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

-) кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

-) использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

-) создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

На мой взгляд, цель достигнута, хотя на практике я еще не использовала данную методическую разработку. Но в дальнейшем я обязательно использую ее в своей работе.

Список литературы

1. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Быстрова, Г. А., Сизова, З. А., Шуйская, Т. А. – СПб. : КАРО, 2001. – 112 с.

2. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М. : В. Секачев, 2005. – 16 с.

3. Ивановская, О. Г. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет : Методические рекомендации. / Ивановская, О. Г., Гадасина, Л. Я. – СПб. : КАРО, 2004. – 176 с.

4. Коноваленко, В. В. Фронтальные занятия в подготовительной группе для детей с ФФН: Пособие для логопедов. / Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 80 с.

5. Лопухина, И. С. Логопедия : упражнения для развития речи. – СПб. : Дельта, 1997. – 334 с.

6. Мелехова, Л. В. Речь дошкольника и ее исправление. / Мелехова, Л. В., Фомичева, М. Ф. – М. : Просвещение. 1967. – 96 с.

7. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.

8. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В., Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2002. – 240 с.

9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Волосовец Т. В. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 200 с.

10. Резниченко, Т. С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш – Ж, Ч – Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т. С., Ларина, О. Д. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 72 с.

11. Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить: логопедическое пособие в стихах. – М. : изд-во ин-та Психотерапии, 2002. – 247 с.

12. Фомичева, М. Ф. Воспитание правильного произношения / Академия пед. и соц. наук; Моск. псих. -соц. ин-т. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 304 с.

13. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Фотекова, Т. А., Ахутина, Т. В. – М. : АРКТИ, 2002. – 136 с.

14. Ханьшева, Г. В. Практикум по логопедии : коррекция звукопроизношения. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 93 с.

15. Хватцев, М. Е. Недостатки речи у детей и их устранение: пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М. : Учпедиздат, 1939. – 87 с.

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия «Осенние посиделки» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и Нвонр Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки» с применением элементов фольклора для детей старшего дошкольного.

Конспект подгруппового логопедического занятия для воспитанников подготовительной к школе группы с ФФНР «Зимняя сказка».Конспект подгруппового логопедического занятия для воспитанников подготовительной к школе группы с ФФНР «Зимняя сказка». Цель методической разработки – способствовать формированию фонематического слуха и восприятия, процессов фонематического анализа и синтеза,.

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [р], [р’]» Конспект индивидуального занятия на тему «Автоматизация звука «р», «Рь» Задачи Коррекционные: 1. Закреплять умения ребенка произносить.

Методическая разработка итогового логопедического занятия с элементами логоритмики по теме «Весенняя капель» ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ I. Предварительная работа: 1. Беседа на тему: «Весна на Камчатке». 2. Рассматривание наглядных пособий «Весна», «Времена.

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Изготовление игрушек из фетра и их многофункциональное использование» Методическая разработка мастер - класса «Изготовление игрушек из фетра и их многофункциональное использование» подготовила воспитатель.

Методическая разработка мастер — класса Нетрадиционная техника рисования на мятой бумаге Тема. Рисунок на мокрой мятой бумаге Целевая аудитория. Педагоги дошкольной образовательной организации, педагоги дополнительного образования.

Методическая разработка мастер-класса «Учимся играя. «Лэпбук» — интерактивная папка для детей» План мастер-класса Тема: «Мой город Березники». Цель: создание условий для эффективного применения новой технологии – интерактивной папки.

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 15–19 лет «День святого Валентина» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «САРАПУЛЬСКИЙ.

Методическая разработка занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [Ш], буква Ш» Цель: • изучение буквы «Ш», звука «Ш» Задачи: • Учить анализировать звук • Дать понятие «шипящий» звук • Учить определять место звука.

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся с ОВЗ «Моя будущая профессия» Внеклассное мероприятие: "Моя будущая профессия"Составила Пахарева Л. В., воспитатель Цели: формирование представления о будущей профессии;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ФФНР «Звук [Ч]»
Опубликовано: 4 января 2018 в 20:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ФФНР «Звук [Ч]»» (включая файлы) размещена пользователем юлия крушневич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД