Татьяна Завалишина
Методическая разработка. Консультация для родителей «Если ваш малыш замкнут»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ваш малыш замкнут»
Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами. Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует. В данном случае родители должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него «что-то не так», совершенно напрасно. Стремление «перевоспитать» такого малыша, «пока не поздно», грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда малыш действительно спрячется и «уйдет в себя».
Публикация «Методическая разработка, Консультация для родителей „Если ваш малыш замкнут“» размещена в разделах
Иное дело, когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе. В таких ситуациях родителям просто необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения и, если это в ваших силах, помочь ребенку более безболезненно пережить данный период.
А может быть, причина такой перемены поведения малыша в вас самих? Достаточно ли вы уделяете ребенку внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда…По вечерам у взрослых обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия – они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает. Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, не заменят общения с родителями.
Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Малышу просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями. и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.
Ребенку важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Если вовремя не обратить внимания на подобные перемены в характере и поведении малыша, из него может вырасти неуверенный человек, обладающий многочисленными комплексами. Уделяйте малышу как можно больше внимания, не стесняйтесь открыто проявлять нежные чувства. Дети любого возраста, а особенно младшего дошкольного, очень нуждаются в родительской нежности и ласке.
Никогда не перестанет быть актуальным высказывание русского педагога XIX в. П. Ф. Каптерева: «Для ребенка ласка, любовь, нежность – одна из насущных потребностей; ребенок легче вытерпит недокармливание, чем лишение ласки. Без любви и ласки дитя вянет и портится. А эту любовь он может найти только в семье».
В проявлении любви к ребенку важно, конечно, не переусердствовать. ребенок не знает мира, в который он пришел. Он жадно впитывает впечатления, превращая их в свою собственную программу поведения. И если с первых дней жизни этот опыт будет содержать представление о непрекращающейся изнеживающей теплоте материнских рук, о постоянной готовности выполнить все желания, все капризы… он будет ожидать такого же отношения к себе от всех окружающих. А будут ли оправданы эти ожидания? Поэтому не превращайте свою любовь в потакание всем прихотям любимого чада. В дальнейшем это может серьезно помешать его нормальному общению с другими людьми.
Ускорить процесс внутреннего раскрепощения замкнутого малыша помогут несложные психологические тренинги и задания…Почти все дети любят фантазировать. Творческие занятия окажут положительное влияние на развитие коммуникативных способностей ребенка. Побуждайте ребенка рассказывать вам знакомые сказки, попробуйте рассказывать их по очереди: один начинает, второй продолжает, третий заканчивает; каждый может побыть в роли рассказчика не один, а несколько раз на протяжении сказки. Не менее эффективны психологические тренинги, которые преподносятся малышу как игра. В игре ребенок раскрепощается, именно в ней он с легкостью усваивает самое необходимое.
У каждого ребенка наверняка есть любимая игрушка – кукла, плюшевый зайка или медвежонок. Используйте ее в качестве главного действующего лица ваших игр. Проводите с малышом беседы, выступая от имени этой игрушки. Предложите своему ребенку «познакомиться» с игрушкой, познакомить ее со своими друзьями, отвести ее к парикмахеру, в магазин, на рынок, на прием к врачу. Привыкнув к свободному общению в игре, ребенок будет вести себя естественно и в повседневной жизни. Хорошая коммуникабельность – гарантия того, что у вашего ребенка не разовьется комплекс замкнутости. Постепенно подведите ребенка к тому, что для него общение с малознакомыми и незнакомыми людьми не представляет опасности.