Алтынай Ганбарова
Конспект занятия по декоративному рисованию «Русская Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотой петушок»
Методическая разработка.
Конспект занятия по декоративному рисованию
«Русская Матрешка»
Подготовила воспитатель:
Ганбарова Алтынай Дилимхановна
МАДОУ «Детский сад «Золотой петушок»
г. Новый Уренгой
г. Новый Уренгой
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка ориентирована на средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию „Русская Матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Цели: познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства; расширять словарный запас; развивать интерес к народным игрушкам, творчество, воображение.
Задачи:
1. Художественно-эстетическое развитие: учить расписывать матрешку, по возможности точно передавая пропорции и элементы оформления «одежды». Развивать чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Совершенствовать способы рисования кистью. Закреплять умение чисто промывать кисточку перед использованием краски другого цвета. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать эстетический вкус.
2. Речевое развитие: развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности. Расширять словарный запас. Словарь: расписная матрешка, деревянная игрушка.
3. Познавательное развитие: вызвать интерес к русской народной игрушке (матрешке). Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.
4. Социально- коммуникативное развитие: воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать патриотические чувства, национальную гордость за мастерство русского народа. Приобщать детей к национально-культурным традициям, знакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом России; формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Материал: русская народная музыка, разные матрешки; бумажный силуэт матрешки, кисти, краски, салфетки, непроливайки, бумажные медали с похвалой на каждого ребенка,
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: На Руси всегда было много мастеров, которые своим мастерством и талантом прославляли землю русскую. Давайте наше знакомство с народным творчеством начнем с самой знакомой и близкой для нас игрушки. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте.
Разноцветные подружки
Любят прятаться в друг дружке.
- Конечно же, это всем нам знакомая матрешка. Вот она. (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
- Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась больше ста лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика-мудреца Даруму. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще поменьше, и еще, и еще. (Воспитатель раскрывает и вынимает поочередно матрешек.)
- С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третьей – малиновый платочек с белыми горошинами, а у четвертой – яблоки на передничке.
- Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.
- Так родилась матрешка – разъемная кукла. Можно с увлечением расставлять и собирать матрешку, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.
- Как вы думаете, из чего сделана матрешка?
- Самым подходящим материалом была и остается липа, так как она очень мягкая и легко поддается вырезанию ножом. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Сначала изготавливается самая маленькая кукла, она неразъемная, иногда она бывает размером с ноготь. А остальные все состоят из двух частей. Одна матрешка может содержать 3-и куклы, а бывают и такие, которые состоят аж из 50-ти куколок.
- Послушайте, какие добрые и теплые стихи складывают люди о матрешках :
Очень любим мы матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Шли матрешки по дорожке,
Было их немножко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
- А как вы думаете, почему они такие гладкие? Правильно, их обрабатывают шкуркой, расписывают, а затем покрывают лаком.
- Кто расписывал эти игрушки? Какие цвета использовали художники?
- Наша русская матрешка является для иностранцев символом России. Поэтому, когда люди приезжают в Россию в гости, они покупают этот сувенир и увозят к себе домой, как память о России.
- Давайте, и мы с вами сегодня украсим наши матрешки, чтобы подарить их своим друзьям и близким.
Звучит русская народная мелодия. Дети украшают плоскостное изображение матрешек под музыку.
Воспитатель подходит к детям, помогает тем, у кого какие-либо затруднения.
Музыка приглушается.
- Ребята, какие вы молодцы! Вы потрудились на славу! Какие красавицы у вас получились! Просто загляденье! И у всех такие разные наряды.
- А теперь, давайте, мы с вами сделаем выставку, чтобы ваши папы и мамы полюбовались на ваших матрешек. А затем вы сможете их унести домой и подарить кому-то.
Вывешивают свои работы.
- Ребята, любой труд заслуживает награды. Я всем вам приготовила вот такие медали, потому что даже и не сомневалась, что у вас всех все получится!
ЛИТЕРАТУРА
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России. Средняя группа»; В. Н. Косарева «Народная культура и традиции. Занятия для детей 3-7 лет».