тамара растунцева
Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группе детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект интегрированного занятия
ТЕМА: «Зимующие птицы»
Старшая группа компенсирующей направленности детей с ТНР
Цель: Закрепить представление о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Зимующие птицы“ в старшей группе детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Углубить и расширить представление о зимующих птицах, строении их тела, повадках. Закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе, желание заботиться о птицах.
Оборудование: игрушка попугай, мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, магнитофон, презентация «Зимующие птицы», наборное полотно, магнитная доска,картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ :
Часть 1. Организационный момент
Часть 2. Основная часть. Зимующие птицы.
Часть3. Рефлексия
1часть. Организационный момент
Запись голосов птиц ….… 1мин
Беседа с попугаем Кешей …. 1 мин
Презентация «Зимующие птицы», беседа о птицах….5 мин
2 часть.
Пальчиковое упражнение «Дятел»… 1 мир.
Логопедическое упражнение «Спрячь слоги в ладошки»…1 мин
Игра на внимание «Какой птички не стало»…. 1 мин
Словесное упражнение «Назови ласково»….. 1 мин
Физкультминутка «Птички»….… … 1 мин
Составь предложение по картине …. 3 мин
Логопедическая игра «Каких птиц много на дереве?»….2 мин
Дидактическая игра «Посчитай-ка»…. … 2 мин
Работа в тетрадях…. …. 4 мин
3. Рефлексия …. 2 мин
Итого … ….25 мин
Ход занятия
Часть 1. Организационный момент
Звучит запись голосов птиц. Ребята, к нам на занятие прилетела какая-то птичка, вы её знаете. Правильно - это попугай, зовут его Кеша. Кеша рассказал, что прилетел из жаркой Африки, где тепло и всегда ярко светит солнце. А у вас холодно, я хочет узнать, какие у вас птицы, как их зовут здесь, чем они питаются. Хорошо, Кеша мы с ребятами тебе все расскажем. Да, ребята? Педагог предлагает посмотреть видео презентацию «Зимующие птицы» и проводит по ней беседу. Дети, вы уже знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но есть такие, что не улетают, а живут у нас круглый год. Какие это птицы? (ворона, дятел, голубь, воробей). А некоторые птицы с наступлением холодов перебираются из лесов поближе к человеку, и мы можем увидеть их в городе. Какие это птицы? (синицы, снегири)
- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
Отгадайте загадки: (При правильном ответе на экране появляется изображение птицы)
1.«На берёзу села стая. Не свистит, не напевает.
Это знает млад и стар. Не поётся слово «Кар» (стая ворон). 2. Птичка невеличка. Ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок (воробей) 3.- Эту птичку можно встретить в лесу. Он часто стучит по дереву, кто это? (ответы детей)
Да, это дятел. А вы знаете, зачем он это делает? (ответы детей)
- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков. А что ему в этом помогает? (Крепкий клюв и упор о дерево хвостом)
- Появляется изображение голубя. Расскажете про эту птицу. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
- Какие это птицы? Почему их так называют? Ответы детей.
Часть 2. Основная
Пальчиковое упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Логопедическое упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова: «Синица, снегирь, ворона, голубь»
Игра на внимание «Какой птички не стало?»
На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:
- Какой птички не стало? (игра повторяется несколько раз)
Словесное упражнение «Назови ласково» (с мячом) - Сейчас поиграем в игру «Назови ласково». Снегирь – снегирёчек, снегирёк, синица-синичка, голубь-голубок, воробей-воробушек
Физкультминутка «Птички» с попугаем Кешей.
Ой, летали птички, птички - невелички Дети бегают по кругу. Всё летали, всё летали крыльями махали. Машут руками На дорожку сели, зернышки поели Остановились,сели на корточки. Клю, клю, клю я зёрнышки люблю. Пальчиками задевают пол.
Составление предложений по картине
- Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
- Как называется домик с кормом для птиц? - Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку? - Какие птицы прилетели к кормушке? - Сколько птиц прилетело? - Что едят синички? - Какие птицы улетают? - Почему нужно помогать птицам зимой?
Словесная логопедическая игра «Каких птиц много на дереве?»
Педагог прикрепляет на стенд макет дерева и разных птиц.
- Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите — на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так:
На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон. На дереве много… снегирей.
Упражнение «Посчитай-ка»
- Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве. Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей (воробей, синица)
Работа в тетрадях
Задание: обвести по точкам изображение птицы, назвать её и раскрасить (снегирь)
Часть 3 Рефлексия.
• Дети, вы сегодня много вспомнили о зимующих птицах. Молодцы.
• А о чём вам больше всего понравилось рассказывать Кеше?
• Какие задания были самыми интересными?
Кеша, мы думаем, теперь ты знаешь много о зимующих птицах.
Кеша: Да, Я очень многое понял о птицах, которые могут жить в холодных природных условиях. Полечу в жаркие страны и расскажу всё своим друзьям.
Дети прощаются с попугаем Кешей.
Предварительная работа
• Чтение произведений о зимующих птицах
• Наблюдения на прогулке
• Игры «Найди пару», «Зимующие и перелётные птицы»
• Подготовка материалов в родительский уголок
• Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Методические рекомендации:
• Представленный конспект является актуальным в преддверии конкурса и способствует
экологическому воспитанию дошкольников. Разработан, как итоговое занятие тематической недели «Зимующие птицы» для детей старшей группы компенсированной направленности с ТНР.
• Для создания презентации используется программа Microsoft Power Point.
• При наличии возможности используется интерактивная доска.
• Ручной труд в свободной деятельности «Птицы» - техника оригами.
• Оформление выставки семейных творческих работ по теме «Зимующие птицы»
• Изготовление кормушек, подкормка птиц.
Список художественной литературы
1. Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Появились синички» 2. А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро» 3. А. Екимцев. «Зима» 4. С. Насонькина «Ёлка для птиц» 5. В. Бианки «Синичкин календарь» 6 М. Пришвин «Птицы под снегом» 7. Г. Скребицкий, В. Чаплина, «Появились синички» 8. И. З. Суриков, «Зима» 9. Г. Снегирев, «Скворец» 10. И. Соколов-Микитин «Глухари» 11. М. Горький, «Воробьишко».
Методическая литература:
1. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет). - СПб. : "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС"
2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб. : Нищева Н. В. – СПб. : ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2017
3. Интернетресурсы.