Анастасия Углина
Методическая разработка проекта «Как обнаружить воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповой, краткосрочный, исследовательский проект :
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в детском саду направлена на решение ряда задач:
• Расширение представлений об объектах окружающего мира.
• Обучение самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности.
• Совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.
• Развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов продуктивной деятельности.
Публикация «Методическая разработка проекта „Как обнаружить воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
• Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.
• Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира (НОД, формированию элементарных математических представлений (ФЭМП, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.
Ребята получают новые знания также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники участвуют в длительных исследованиях, наблюдая за изменениями объекта: рост растений, изменение осадков в зависимости от температурных условий, движение светил в течение года, фазы Луны.
Актуальность
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Вид проекта : исследовательский.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Проблема: Воздух мы не видим, не слышим, его нельзя потрогать. Как обнаружить существование воздуха и доказать его значимость и необходимость в жизни живых организмов, растений и человека?
Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- Познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
- развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат: формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов. Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности.
Выполнение проекта.
Области образовательного процесса.
Коммуникация: дети общаются между собой в ходе эксперимента, делают выводы, в процессе обсуждения выбирают правильное решение поставленных задач.
Познание: дети получают знания о свойствах воздуха
Чтение художественной литературы: чтение стихотворений, загадывание загадок, знакомство с пословицами, поговорками о ветре
Музыка: слушание музыкальных произведений из цикла «Звуки природы»
Физическая культура: проведение подвижных игр
Безопасность: соблюдение правил безопасности при проведении опытов и экспериментов
Художественное творчество: рисование на тему «Дивный сад» с использованием метода «раздувание пятна», изготовление поделок для «Музея воздуха»
Труд: помощь воспитателю при подготовке к проведению опытов
Социализация: освоение правил и норм поведения во время бесед, проведении игр, занятий
Этапы проекта :
I этап (подготовительный) :
Беседы;
Наблюдения;
Чтение художественной литературы;
Создание мини-лаборатории для экспериментов, наполнение её необходимым материалом;
Рассматривание иллюстраций;
II этап (основной) :
1. Занятие – экспериментирование «Лаборатория профессора Х»
2. Викторина «Что?Где? Когда?»
III этап (итоговый)
1. Выполнение домашнего задания с родителями «Как обнаружить воздух?». Где ещё можно обнаружить воздух, как придать ему форму. Принести фотографию.
2. Дети рисуют иллюстрации к прочитанным художественным произведениям.
3. Дети складывают в технике оригами поделки для игр с воздухом, ветром.
Весь накопленный материал и поделки мы оформим в виде познавательно – развлекательного альбома, который будет в дальнейшем пополняться всё новыми и новыми исследованиями, интересными поделками и совместными с родителями экспериментами.
Результаты проекта.
Проект «Как обнаружить воздух?» длился 3 дня. Во время проведения проекта дети всесторонне исследовали свойства воздуха.
В ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воздухе.
Во время проекта воспитаники заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый, сильный - слабый.
В течение всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и речевые игры
Во время экспериментальной деятельности были проведены опыты «Свойства воздуха».
Таким образом, опыт экспериментальной работы по реализации проектной технологии в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности подтверждает высокий развивающий эффект отобранного содержания знаний на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Презентация проекта :
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению со свойствами воздуха :
создание библиотеки по проблеме;
подбор видеоматериала о свойствах, применении воздуха;
создание мини - музея «Мир воздуха»
оформление выставки рисунков «Мои фантазии», «Невидимка в гостях»;
оформление экспериментальной книги
фото отчёт с участием детей «Опыты с воздухом»