Васима Фахрутдинова
Методическая разработка ИОД в старшей группе «Взаимосвязь погоды и основных зимних природных явлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Предисловие
Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
В нашем ДОУ возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре.
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Публикация «Методическая разработка ИОД в старшей группе „Взаимосвязь погоды и основных зимних природных явлений“» размещена в разделах
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В связи с этим возникла идея создания метеостанции на территории детского садика, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).
Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы.
Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни
человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных.
Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек
может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам
делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед. Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция.
С созданием метеостанции на территории детского сада появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, делать выводы, основанные на собственных наблюдениях и экспериментах.
Цель: Создание условий для формирования у детей знаний об основных зимних природных явлениях, по которым можно определить погоду, о метеорологах и приборах для определения погоды (термометр, флюгер, ветряной рукав).
Задачи:
• Формировать представления о характерных особенностях каждого сезона и о закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону.
• Развивать умения детей работать с приборами-помощниками: термометром, флюгером, ветряным рукавом.
• Развивать у детей исследовательские навыки и умение наблюдать, выявлять проблему, проводить эксперимент, рассуждать, делать выводы, анализировать, обобщать, записывать схематически свои наблюдения в календаре погоды.
Основное содержание
Актуальность.
• Знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.
• Занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.
• У детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему,
наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
Материалы и оборудование:
- Метеостанция на площадке.
- Интерактивная доска, ноутбук, мольберт.
- Слайды о временах года с характерными признаками, об основных зимних явлениях природы – снегопад, град, лёд, иней, гололедица;
- карточки с явлениями погоды;
- палочки с ленточками на каждого ребёнка;
- цветные карандаши, листочки с изображением термометра (схематическое) на каждого ребёнка;
- карточки со схематическим изображением погоды;
- календарь погоды.
Предварительная работа: Экскурсия на метеоплощадку для знакомства с метеоприборами. Наблюдение за небом и облаками, за снегопадом, инеем, ветром. Беседа о явлениях природы в разное время года, чтение стихотворений и рассказов о зимних явлениях природы, знакомство с народными приметами, отгадывание загадок о метеоприборах (термометр, флюгер, ветряной рукав).
Формы организации: коллективная деятельность (работа по подгруппам, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход.
Ход деятельности.
1. Вводная часть. Настрой детей:
Воспитатель: Вместе с солнышком проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Крепко за руки возьмитесь
Своей добротой поделитесь!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, у меня есть для вас игра «Чудесный мешочек».
Нужно достать предмет и сказать, что это и для чего он нужен.
(термометр; компас)
Предполагаемые ответы детей:
- Уличный термометр нужен для измерения температуры воздуха на улице, чтобы знать, как одеться.
- Компас нужен для того, чтобы знать стороны света (север, юг, знать, откуда дует ветер.
Воспитатель: Ребята, нужно ли заранее узнавать, какая будет погода на улице? (ответы детей: да)
Воспитатель: Почему? (ответы детей: чтобы знать, как одеваться, чтобы не замёрзнуть)
Воспитатель: А вы знаете, как можно заранее узнать, какая будет погода?
Ответы детей: Посмотреть по телевизору, послушать радио, посмотреть в интернете, прочитать в газете.
Воспитатель: Предлагаю отгадать загадки и посмотреть отгадки на экране.
Пусты поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает. (осень)
Снег на полях
Лед на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает. (зима)
Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает (весна)
Солнце печет
Липа цветет
Рожь поспевает
Когда это бывает (лето)
(На слайдах картинки с характерными признаками времён года).
Воспитатель: Сейчас какое время года? (ответ детей: зима)
Воспитатель: Посмотрите в окно! Как вы думаете, какая сегодня погода? (ответы детей: морозная, холодная, пасмурная, ветреная, снежная)
Воспитатель: Какая еще может быть погода зимой? (ответы детей: солнечная, ясная и. т. д.)
Воспитатель: Посмотрите на слайды, какие явления вы видите? (ответы детей: солнце светит, идёт снег (снегопад, дует сильный ветер, идёт дождь, радуга, иней на деревьях, лёд на реках и озёрах и. т. д.)
Воспитатель: Какие явления характерны для зимы? (снег, сильный ветер, иней, лёд, солнце)
Воспитатель: Когда бывает радуга? (летом) Дождь? (летом, весной и осенью). Молодцы!
Воспитатель: Предлагаю поиграть! Игра «Лето-зима»
Если я скажу зимнее слово, вам нужно обнять себя, как будто вы замёрзли, если я скажу летнее слово, вам нужно поднять руки вверх.
(метель, радуга, снег, дождь, иней, роса, мороз, лужи, лёд, и. т. д.)
Воспитатель: Ребята, люди какой профессии определяют погоду, рассказывают о погоде, предсказывают её? (ответы детей: метеорологи)
Воспитатель: Как вы думаете, как они определяют погоду? (ответы детей: у них есть специальные приборы) Какие приборы для определения погоды вы знаете? (термометр, флюгер, ветряной рукав, они есть на нашей метеостанции детского сада, мы видели на прогулке)
Воспитатель: Ребята, вы помните, мы рассматривали термометр, говорили, какая бывает температура на улице (тёплая, т. е плюсовая –выше нулевой отметки, морозная, т. е. минусовая – ниже нулевой отметки). Выполняли домашнее задание: с родителями наблюдали за термометром дома и отмечали температуру.
Упражнение «Термометр»
(каждый ребёнок берёт листочек с нарисованным (схематически) термометром и под диктовку воспитателя отмечают температуру: красным карандашом отмечают плюсовую температуру, синим – минусовую)
Воспитатель:
1. Отметьте на термометре температуру + 3 градуса (красным карандашом)
2. Отметьте температуру +5 градусов.
3. Отметьте -2 градуса (синим карандашом, -5 градусов.
(воспитатель при необходимости детям помощь)
Молодцы! Справились!
Воспитатель: Зачем нужен флюгер? (узнавать направление ветра)
Для чего нужен ветряной рукав? (узнавать силу ветра)
Предлагаю поиграть! Игра «Сильный-слабый»
(Детям раздаются палочки с прикреплёнными к ним ленточками. Если воспитатель говорит «Сильный ветер!», дети сильно дуют на ленточки, если – «Слабый ветер», дети дуют слабо) Молодцы!
Воспитатель: Подумайте, для чего вам нужно знать, какая будет завтра погода? (чтобы знать, какую одежду одеть)
Воспитатель: Как вы думаете, кому надо знать, какая погода будет завтра? (нам, нашим родителям).
А людям, каких профессий, обязательно знать прогноз погоды?
(ответы детей - водителям автобусов, летчикам, строителям, воспитателям и. т. д.)
Воспитатель: Зачем им нужно знать прогноз погоды?
(ответы детей: водителям автобусов нужно менять колёса на зимние, если будет гололёд; лётчикам – чтобы знать как вести самолёт, если будет гроза или сильный снегопад и. т. д.)
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам стать метеорологами. Сейчас мы пойдём на нашу метеостанцию, будем наблюдать за приборами:
- посмотрим температуру воздуха по термометру,
- направление ветра определим по флюгеру,
- силу ветра – по ветряному рукаву).
Надо поделиться на 4 группы.
Когда вернёмся в группу, запишем в наш календарь природы свои наблюдения.
(Дети с воспитателем одеваются и идут на прогулку к метеостанции, наблюдают за погодой:
1 группа: наблюдают, какое небо, какие облака, есть ли осадки (снег).
2 группа: по флюгеру наблюдают откуда (с севера, юга, запада, востока) дует ветер.
3 группа: наблюдают по ветряному рукаву - сильный или слабый ветер.
4 группа: по термометру с помощью воспитателя смотрят температуру воздуха).
После возвращения в группу, дети идут к мольберту с календарём погоды.
Воспитатель: Ребята из первой группы! Какое небо сегодня? (ответы детей: солнечное) Как схематически нарисовать? (ответ: рисуем схематически солнышко)
Ребята из второй группы! Кто запомнил, откуда дул ветер? (с севера, т. е. северный ветер) Как нарисовать? (схематически стрелку сверху-вниз)
Третья группа! Какой был ветер? Сильный или слабый? (слабый) Как нарисовать? (если сильный ветер –рисуем три стрелки, если слабый ветер – рисуем одну стрелку).
Четвёртая группа! Кто запомнил, какая температура была на улице? (холодно, минус 5 градусов) Кто помнит, как записать? (-5).
Воспитатель: Молодцы! Справились со всеми заданиями!
3. Итог. Рефлексия. Ребята, вам понравилось быть метеорологами? (да) Что понравилось? (Ответы детей: Понравилось измерять температуру, смотреть на флюгер и ветряной рукав и наблюдать за ветром).