Татьяна Колесова
Методическая разработка игрового занятия с применением нетрадиционных техник рисования «Корзинка малины» с ребёнком с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка игрового занятия с применением нетрадиционных техник рисования с ребёнком с ОВЗ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка» с. Воздвиженское
Методическая разработка
игрового занятия «Корзинка малины»
с ребёнком - инвалидом с ОВЗ
(синдром Дауна)
на тему
«Нетрадиционная техника рисования с детьми ОВЗ как средство развития творческих способностей детей»
Публикация «Методическая разработка игрового занятия с применением нетрадиционных техник рисования „Корзинка малины“ с ребёнком с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корзина. Поделки, мастер-классы
- Корзинка. Рисование
- Малина, малинка
- Нетрадиционные техники рисования
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Выполнила: Колесова Т. В.
Воспитатель
МКДОУ д/с «Звёздочка»
с. Воздвиженское
2019 год
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Всё нарисуем были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле
В. Берестов
Актуальность разработки
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Поэтому тему свою считаю актуальной.
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.
Познакомившись с пособиями по «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
• Сформировать у детей технические навыки рисования;
• Познакомить детей с ОВЗ с различными нетрадиционными техниками рисования;
• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники;
• Развивать воображение и творческие способности детей;
• Поощрять и поддерживать творческие находки;
• Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
• Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
• Способствует получению эстетического удовольствия.
Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.
Методы и приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию :
Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.
Беседа - диалогические формы. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей.
Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.
Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом.
Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого - формирование определенных творческих способностей ребенка. Положительное подкрепление (поощрение) выражает одобрение действий, дает им положительную оценку.
На занятии я активизирую внимание ребёнка, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• Игра, которая является основным видом деятельности детей;
• Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• Живая, эмоциональная речь педагога.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Также мною ведётся работа по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, которая предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.
Программа направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Теоретическое обоснование опыта
Мой инновационный опыт имеет достаточное теоретическое обоснование и основан на изучении и анализе психолого-педагогической и методической литературы. Как утверждают современные исследователи Лыкова И. А., Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Никитина А. В., нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Результатами работы в этом направлении должны стать активность и самостоятельность детей в изодеятельности, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Л. С. Выготский подчёркивает, что развитие детского художественного, как и любого другого творчества должно быть свободным, не принудительным и необязательным. Хорошо известные «муки творчества» как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», — пишет Л. С. Выготский
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности помогают дать детям «крылья» для вдохновения, поверить в свои творческие способности, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г., она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Реализуемая инновационная деятельность позволяет мне, как педагогу, лучше понять свои креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.
Конспект НОД «Корзинка Малины»
Тип образовательного мероприятия - интегрированное занятие, игра-путешествие, обобщающее, закрепляющее, развивающее.
Тип, форма и методы используемые в НОД : формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – индивидуальный
Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.
Цель: Создать условия для формирования умения рисовать красками способом примакивания пальцев к листу бумаги.
Задачи:
1. Познавательное развитие
Учить детей умению искать возможные пути решения проблемной ситуации; формировать у детей представления о диких животных: медведе, его внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
2. Художественно-эстетическое развитие
Формировать умение рисовать красками способом примакивания пальцев к листу бумаги; продолжать развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге
3. Социально – коммуникативное развитие
Формировать умение выражать свое мнение.
4. Познавательное развитие
Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, закреплять умение узнавать и называть цвета.
5. Речевое развитие
Развивать речевую активность; активизировать речь детей, побуждая повторение слов за воспитателем и высказывание в виде полных предложений, обогащать пассивный словарь, развивать артикуляционный аппарат.
6. Социально-коммуникативное развитие
Способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
7. Физическое развитие
Развивать мелкую моторику рук, развитие движений.
Организация детских видов деятельности:
• общение ребенка со взрослым;
• игровая деятельность;
• исследовательская деятельность
Ожидаемые результаты
развитие ориентировочно – исследовательской деятельности, памяти, эстетического вкуса, познавательных способностей, самостоятельности;
будет наблюдаться снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений-стереотипов, аффективных вспышек:
внимание станет более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повысится самоконтроль;
сформируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины;
повысится уровень понимания речи, пополнится активный словарь
Активизация словаря: активизировать речь детей, побуждая повторение слов за воспитателем, обогащать пассивный словарь. Стимулировать использование детьми в активной речи слов: ягодка, малинка, медведь, большой, мягкий, маленький, грустный, веселый, красный, желтый; много-мало, сказочный.
Материалы и оборудование: для воспитателя: игрушка медведь, аудиозапись «Звуки леса», муляжи лужи и кочек, готовый образец корзинки с ягодами.
Для ребёнка : корзинки, вырезанные из бумаги, гуашь красного цвета, влажные салфетки, пластиковые тарелочки.
Предварительная работа: беседа, рассматривание картинок о диком животном – медведе, о ягоде- малине, чтение художественной литературы, пальчиковая игра «Что очень любит детвора», дыхательная гимнастика «Ищем землянику», физкультминутки «Мишка», «Дружно хлопаем руками», подвижная игра «По ровненькой дорожке».
Ход непрерывно - образовательной деятельности
Приветствие:
Воспитатель: Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.
Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх,
Пухленькие щёчки, плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки (3 поцелуя).
Здравствуйте, зубки (постучать зубами).
Здравствуй, мой носик, пип-пип-пип.
Здравствуй, Серёжа! Хлоп- хлоп-хлоп!
Воспитатель:Сегодня на улице пасмурно идёт дождик, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленький лучик солнышка, от которых становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю чаще улыбаться друг другу и дарить всем хорошее настроение! Давай подарим друг другу свои улыбки!
Создание условий для психологического комфорта в группе:
обеспечение интереса и эмоциональности детей.
Вводная часть (мотивационный момент)
Художественное слово
Подвижная игра «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Через лужу – прыг. Через кочки – скок.
Шли мы, шли.
В лес пришли.
Воспитатель: Серёжа, посмотри какой красивый, сказочный лес! У нас сейчас осень, а здесь лето!
Релаксация
Ребёнок слушает пение птиц
Воспитатель: Я вижу полянку с ягодками, смотри сколько землянички. Давай её собирать в ведёрки.
Воспитатель проводить дыхательную гимнастику на развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания.
«Ищем землянику»
Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе — выдох. Выпрямиться — вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги — быстро собираем ее, придется опять наклониться.
Мы шли, шли, шли,
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ищем ягодку опять.
Воспитатель: Серёжа, посмотри, посмотри чья – то корзинка с ягодками. Ой, а кто же её потерял? А давай мы дальше пойдём в лес и вместе поищем, чья же это корзинка? Спросим у лесных зверюшек, кто же её потерял? Вдруг кому- то нужна наша помощь.
Условия: для проявления поисковой активности;
для выражения детьми своих мыслей;
для развития самостоятельности и инициативы;
для взаимодействия детей со взрослым;
для оздоровления детей и двигательной активности.
Основная часть
Проблемная ситуация:
На стульчике под деревом сидит игрушка медведя
Воспитатель: Ой, кто это плачет?Кто это? (ответы ребёнка).
Мишка плачет у-у-у.
Как плачет мишка? (ответы ребёнка).
Как ты думаешь,почему плачет мишка? (свободное высказывание ребёнка).
Миша, почему ты плачешь?
Воспитатель объясняет, что мишка потерял корзинку с ягодками, малиной.
А давай мы пожалеем Мишку и скажем ему, что мы нашли его корзинку с ягодками.
Посмотри, а какие ягодки в мишкиной корзинке? Как называются эти ягоды? А какого они цвета? (ответы ребёнка)
Воспитатель вместе с ребёнком рассматривает ягоду.
А сколько ягодок в корзине : много или мало? (ответы ребёнка).
Да, правильно, это малина, ягод в корзинке мало и они красного цвета.
Ну, видимо кто-то захотел тоже поесть малинки и съел их.
Воспитатель: Мишка, не плачь. Мы с Серёжей поможем тебе собрать малинку. Но сначала мы предлагаем тебе с нами поиграть, чтобы ты не плакал.
Физкультминутка «Мишка»
Художественное слово
«Мишка, лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри
Раз, два, три
Раз, два, три!»
Воспитатель:Серёжа, ну что поможем Мишке набрать ягодки в корзинку?
А сейчас подойдём к столу. Давай сядем прямо, ножки поставим вместе и приготовимся слушать меня.
Сегодня мы будем рисовать ягодки пальчиком. Посмотри на стол.
– Что лежит у нас на столе?
– Какого цвета корзинки?
– Какого цвета краской мы будем рисовать ягодки? Почему?
– Для чего нужна салфетка?
Но сначала давай поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра
Что очень любит детвора (сжимают и разжимают кулачки)
Срывать с колючего куста (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)
И собирать в корзинку? (из одной руки делают «корзинку», другой «кладут ягодки»)
Конечно же, малинку.
Условия для поддержки речевой активности.
Условия для физического развития
Воспитатель: А теперь посмотри, как я буду рисовать : сложу пальчики в кулачок, а один пальчик отогну и наберу на него краску. Вот так макну в краску и приложу пальчик к бумаге – получилась ягодка. И так мы с тобой наполним полную корзинку ягодками. А потом вытрем пальчик влажной салфеткой.
Индивидуальная работа за столом.
Воспитатель:Какие мы с тобой молодцы! У нас полные корзинки. Какие сочные красные ягоды получились.
Мишка, ну вот мы наполнили корзинки ягодками, теперь ты можешь отнести их домой!
(Мишка благодарит и прощается)
Рефлексия: итог НОД
Оценка деятельности.
Ребёнок отвечает на вопросы воспитателя, делится своими впечатлениями.
Воспитатель: Скажи, тебе понравилось наше путешествие в сказочный лес? Чем мы с тобой занимались в лесу? (ответы ребёнка)
Воспитатель: Совершенно верно, мы помогали Мишке наполнить корзинки ягодами – малиной. Мы сегодня с тобой славно потрудились. А самое главное мы не оставили Мишку в беде и помогли ему. А теперь нам пора возвращаться домой.
Дружно хлопаем руками, (ребнок и воспитатель хлопают в ладоши) Вместе топаем ногой, (ребнок и воспитательтопают ногой)
Покачаем головой, улыбнмся раз, другой! (покачивание головой влево - вправо, улыбка)
До свиданья скажи, (ребнок говорит до свидания)
И рукою помаши (ребнок машет рукой по подражанию взрослого)
Результативность опыта
Результативность опыта заключается в стабилизации эмоционально-личностной сферы, развитии творческого потенциала. После нескольких занятий нетрадиционным рисованием у ребёнка ушла тревожность, появился интерес, он с удовольствием включался в создание изображений необычным способом. Показательны успехи в развитии речевой функции: повысился уровень понимания речи, значительно пополнился активный словарь.
Список использованной литературы
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007
2. Черепанова Т. С. Развитие творческих возможностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. -//Дополнительное образование и воспитание, 2011, №12
3. Евтушенко С. Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. - //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с. 57
4. Бурцева И. В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Подготовительная к школе группа. - //Дошкольная педагогика, 2013, №5,6.
5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. – М. : Просвещение, 2011.