Ахматова Зубайда
Методическая разработка проекта «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка.
«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Публикация «Методическая разработка проекта „Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 2–3 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
2. Разработка содержания проекта : «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап основной
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3 этап заключительный
1. Организация выставки
2. Участие в конкурсах, фестивалях (районных, краевых, международных)
Продукты проектной деятельности : рисунки, выставки.
Деятельность по осуществлению проекта :
Перспективный план совместной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
Месяц Техника нетрадиционного рисования Тема
Октябрь Рисование пальчиками Цветные пальчики
Цели: учить детей рисовать красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, один лист бумаги большого формата для коллективного рисунка, вода, салфетки.
Ягодки на тарелке
Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию.
Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, готовая картинка с изображением ягод, круги из бумаги, вода, салфетки.
Ноябрь Рисование ладошками Цветные ладошки
Цели: учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, или акварель различных цветов; бумага для рисования красками большого формата для коллективного рисунка, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.
Птички
Цели: учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь, акварель, бумага для рисования красками формата А 4 (по количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.
Декабрь Рисование пальчиками Листья желтые летят
Цели: продолжать учить рисовать детей гуашью при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать бытовые навыки.
Материал: рисунок – образец, листы бумаги с нарисованными деревьями (по количеству детей, гуашь желтого цвета, вода, салфетки.
Дождик, дождик пуще
Цели: учить изображать тучу и дождь при помощи пальцев. Закрепить знание синего цвета. Развивать чувство цвета и ритма.
Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Материал: листы бумаги формата А 4 (по количеству детей, гуашевая краска синего цвета, вода, салфетки.
Январь Рисование пальчиками Нарядим елочку
Цели: учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата А4 с заготовками для рисунков (по количеству детей) : контурами ёлок; вода в баночках; салфетки; готовая картинка – образец.
Конфетти
Цели: продолжать учить рисовать детей при помощи пальцев; знакомить с цветом, закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата А4 (по количеству детей); вода в баночках; салфетки; хлопушка с конфетти или конфетти в пакетике
Февраль Штамп Кубики
Цели: научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: гуашь; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики.
Башни
Цели: продолжать учить детей рисовать красками при помощи штампа, используя деревянные кубики; соблюдать ритм при использовании двух цветов; ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять знание цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: краски - гуашь или акварель; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики из строительного набора.
Март Рисование ватными палочками Веточка мимозы
Цели: учить рисовать веточку мимозы ватными палочками; уточнять и закреплять знания цветов; воспитывать желание сделать маме подарок своими руками.
Материал: листы бумаги с заготовками для рисунков (по количеству детей); ватные палочки; гуашевая краска желтого цвета; салфетки; стаканчики с водой; рисунок – образец.
Узор на платочке
Цели: продолжать учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец; квадратные листы бумаги белого цвета; ватные палочки; гуашь.
Апрель тычок Пушистые котята
Цели: познакомить детей с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного); упражнять в аккуратном закрашивании тычком жёсткой кистью; учить фактурно изображать животное; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков: контурное изображение котенка (по количеству детей); гуашь разных цветов; жесткие кисти.
Одуванчики
Цели: продолжать знакомить детей с техникой тычкования; упражнять в технике тычка; закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь желтого, зеленого и белого цвета; жесткие кисти.
Заключение.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников групп раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : рисование пальчиками, ладошками, рисование штампом и т. д. Малышам очень нравится разнообразие техник.
Список литературы:
1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. По
д ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
9. Литвинова О. Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности - СПб. 2014.