Ольга Серебрякова
Методическая разработка «Игротренинг для родителей «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить родителей с нетрадиционными приёмами и материалами, используемые в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координаций движений рук
2. Вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать союзниками своей работы по устранению речевых нарушений у детей
3. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Оборудование:
пластилин,карандаши,веревочки,прищепки, зубные щетки.
В ходе игротренинга с родителями выяснить :
1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:
Публикация «Методическая разработка „Игротренинг для родителей „Веселые пальчики“» размещена в разделах
• развивают мелкую моторику пальцев рук;
• стимулируют речевое развитие;
• повышают работоспособность головного мозга;
• оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм.
2. Необходимость использования пальчиковой игры – тренинга не только в детском саду, но дома.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки, (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи). Связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
I.Уважаемые родители, сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать как, и с помощью чего можно развивать руку. Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали особенно популярны в наши дни? Всем известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильной речи.
Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Да потому, что родители меньше стали говорить с детьми, потому, что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому, что больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо
шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.) А если движение пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом
справляется с карандашом, кистью, пластилином, то задерживается и
речевое развитие.
Поэтому слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать.
В этом нам помогут пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное
средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует
развитие речи, мышления, воображения, воспитывает быстроту реакции и
эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворный текст, его речь делается более выразительной.
А насколько ребёнку понравится игра, во многом зависит от исполнения
взрослого. Для наших детей важно ласковое, спокойное настроение и осторожное,
бережное прикосновение. Большое значение имеют выразительная речь и
мимика взрослого. Конечно, для выразительности исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть, и с удовольствием играть самому.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры и упражнения
необходимо проводить ежедневно не только в детском саду, но и дома.
А сейчас я предлагаю вам вместе со мной провести пальчиковые игры.
(Воспитатель и родители играют в пальчиковые игры)
"Моя семья"
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Наш малыш
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать
Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Когда мама трогает ладошку, поглаживает или щекочет, ребёнок получает
массу необходимых для него впечатлений.
. Развитию речи способствуют не только пальчиковые игры, но и действия
с самыми различными предметами.
У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам
наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки
детей.
1. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин
прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует
стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные
игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина, Катает наша Зина, Шарики, колбаски, И оживают
сказки. Пальчики стараются, Лепят, развиваются.
2. Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное
тонизирующее и оздоравливающее действие:
- покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый
пальчик Быть послушным научу!
3. Можно также использовать металлические и пластмассовые
конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки
разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные
кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша
фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми
предметами требует обязательного присутствия взрослых.
4. Игры с прищепками.
Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы.
Можно чередовать цвета.
«Кус – кус» – поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой
Весёлые счёты получается, если использовать обычную сушилку для белья.
Малыш долго будет двигать их туда – сюда, перецеплять с одной на другую
перекладину, пересчитывать.
Если кто – то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что- нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг – скок! Цап – царап!
Не уйдёшь от наших лап!
. 5. Игры с зубными щётками
Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, затем медленно
опускаемся к его основанию.
Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики – удальчики
6. Игры с мячиками - ёжиками
Катаем в ладошках, используя для этого обычные брелки для ключей
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад – вперед его качу,
Вправо – влево – как хочу
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
Как уже известно, дети легче запоминают текст, если он подкреплён
соответствующими движениями.
Неслучайно в русском фольклоре мы находим такое обилие и многообразие
различных потешек, прибауток, тексты которых можно использовать как пальчиковые игры. Игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для
ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-
белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно
осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не
развивающее, оздоравливающее воздействие. Они были созданы нашими предками, которые в большинстве были неграмотные и опирались на жизненный опыт и интуицию. Самобытная народная педагогика донесла до наших дней уникальные игры, в
которые с удовольствием играют наши малыши.
Памятка
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо
предлагать:
• Различные виды мозаик.
• Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).
• Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые
эспандеры
• Цветные клубочки ниток для перематывания.
Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый
подсказывает и помогает.
Рекомендации:
Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде
или растерев ладони.
Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,
сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине
ребёнка, щекотать, гладить и др.
Используйте максимально выразительную мимику.
Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где
возможно, движения без текста.
Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах
делает что-то неправильно, поощряйте успехи!