Папки-передвижки

Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у дошкольников

Любовь Архипова
Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: сформировать представление детей о жизни животных (птиц, рыб, зверей) и их приспособления к среде обитания характерного для того или иного класса животных.

Работа проходила в 3 этапа:

1. Знакомство с рыбами;

2. Знакомство с птицами;

3. Знакомство с зверями;

Последовательность этапов была обусловлена результатами эксперимента показывающими, что приспособление рыб к среде обитания детям давалось легче чем у птиц или зверей т. к. эти приспособления ярко выражены и наглядно – представлены.

Публикация «Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у дошкольников» размещена в разделах

Для реализации поставленной цели, был разработан и частично апробирован педагогический проект.

При работе с детьми, действовала по следующей схеме. Были выбраны три области по которым будут проводиться различные занятия с детьми: рыбы птицы, звери.

Непосредственная работа с дошкольниками осуществлялась в групповой и индивидуальной форме. Занятия проходили в группе и на улице. На первых занятиях, проводились дидактические игры.

В группу была внесена модель сред обитания животных, которая помогла детям лучше понять особенности жизни животных соответствующей сред обитания.

Также с детьми в ходе совместной деятельности было организовано несколько НОД на темы «рыбы», «птицы», «звери», где были показаны иллюстрации, прочитано стихотворение, рассказана информация. Дети были активны и старались по максимуму выполнять все задания и просьбы.

Этапы были разделены на недели. Первая неделя была посвящена рыбам.

Тема: «рыбы и их среда обитания».

Цель: учить видеть проявления общей зависимости внешнего строения рыб, их образа жизни от среды обитания: рыбы в воде плавают – это их способ передвижения, плавают с помощью плавников и хвоста; плавники находятся на спине, брюшке и хвосте (самый сильный).

Краткий ход НОД: детям давалась информация о том, что главную роль при движении рыбы играет хвостовой плавник, другими рыба гребёт как вёслами; тело рыбы сжато с боков, вытянутое или круглое, обтекаемой (рыбовидной) формы, что помогает им плавать в воде; тело покрыто чешуёй, чешуйки накладываются одна на другую, что препятствует проникновению воды, чешуя гладкая и скользкая, что облегчает движение в воде. Всё это вместе взятое помогает рыбе плавать в воде.

Тема № 2: «как питаются рыбы».

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости способа питания от устройства ротового аппарата.

Краткий ход НОД: детям давалась информацию о том, что питаются рыбы тем, что есть в воде – маленькими рачками (дафниями, циклопами, личинками комаров, червями, др. рыбами, растениями. Рот у рыбы образован челюстями, во рту зубы, ими она схватывает пищу. Рыбы питаются мелкими животными и растениями, мирные (карась, линь, плотва и большинство мелких рыбок). Они ищут и ловят корм в воде. Рыбы, которые поедают других рыб, называются хищными. У них сильные, острые зубы, они стремительно догоняют или подкарауливают свою добычу и схватывают её пастью с зубами (щука, окунь, налим, акула и др.).

Тема № 3: «Где зимуют рыбы?».

Цель: Учить детей понимать состояние рыб в разных сезонах.

Краткий ход НОД: детям давались знания о том, что активность и жизнь рыб зависит от того, холодно им или тепло в воде (от температуры воды). В тёплой воде весной и летом рыбы деятельны, ищут пищу. С осенним похолоданием вода в водоёмах становится холодной, меньше становится пищи (жучки, рачки, личинки умирают или прячутся на дне, растения увядают, поэтому и рыбы снижают активность. Большинство рыб собираются на дне водоёмов или зарываются в ил, где и находятся до весны. Весной откладывают в воду много икры, из которой появляются мальки, умеющие сразу плавать и находить корм.

Далее была неделя, посвящённая птицам.

Тема № 1: «птицы».

Цель: учить детей видеть проявления приспособленности птиц к наземно-воздушным условиям жизни.

Краткий ход НОД: давались знания о птицах как животных, живущих на земле и в воздухе. Живут они везде: в лесу, в степи, в горах, около воды и на воде, и в других местах.

Так же детям давалась информация того, что дышат птицы окружающим их воздухом при помощи лёгких.

Тело птиц покрыто перьями, которые защищают от холода и жары.

Учили детей видеть основной способ передвижения большинства птиц по воздуху – полёт. Летают они с помощью крыльев. Передвижение по воздуху связано с постоянными поисками пищи. Лёгкое тело обтекаемой (вытянутой) формы, перья также помогают при полёте.

Дали информацию и о втором способ передвижения птиц по земле – ходят, прыгают, бегают с помощью ног (двух) разной длины у разных птиц. Способ их передвижения по земле зависит от устройства ног: с крепкими длинными ногами птицы ходят, бегают, с короткими – подпрыгивают с помощью цепких пальцев с когтями птицы передвигаются по деревьям и удерживаются на ветвях.

Тема № 2: «как питаются птицы».

Цель: учить детей пониманию способа питания и устройства ротового аппарата птиц.

Краткий ход НОД: давали знания о том, что рот у птиц представлен клювом, им они берут пищу. «Питаются птицы по-разному. У насекомоядных птиц клюв ещё острый, может широко открываться, им удобно доставать и ловить насекомых. У зерноядных птиц клюв короткий, крепкий, тупой.

Тема № 3: «Птицы и сезонные изменения».

Цель: Формировать знания об изменении образа жизни птиц в зависимости от сезонных условий среды обитания.

Краткий ход НОД: особый период в их жизни – зима. В это время жизнь птиц складывается по-разному.

Зимой становится холодно, сплошной снежный ковёр покрывает землю, сокращается световой день, нет обилия корма, так как исчезает большинство насекомых, с растений осыпаются семена, ягоды и т. д. Поэтому на зиму многие птицы покидают родные места, те которые насекомоядные и водоплавающие, улетают в тёплые края, где тепло и много пищи (ласточки, жаворонки, журавли, скворцы, грачи и др.). Весной они возвращаются. Однако многие птицы остаются зимовать у нас. Они находят себе пищу и зимой – почки, семена и поды растений, личинки, куколки насекомые. Часть птиц кормится около жилья человека (ворона, сорока, подкармливаются снегири, синицы и др.

Третью неделю мы посветили зверям через разные приемы формировали знания о наземных зверях как животных, живущих на земле.

Тема № 1: «звери».

Цель: подвести детей к пониманию того, что дышат они, как и птицы, окружающим их воздухом с помощью лёгких, тело зверей покрыто шерстью, которая защищает их от холода и жары, помогает сохранить тепло.

Краткий ход НОД: звери по земле ходят, бегают, прыгают, лазают по деревьям с помощью четырёх ног, наличие которых позволяет животным передвигаться по земле. Ноги у зверей разные по длине. У одних короткие, у других длинные, у третьих – передние и задние ноги разной длины. Животные с одинаковыми ногами ходят, бегают (лиса, волк, кошка, с разными по длине ногами – прыгают (заяц, белка, кролик).

Тема № 2: «как питаются звери».

Цель: дать знания детям о том, что питаются звери по-разному.

Краткий ход НОД: одни поедают других животных, едят мясо (волк, лиса, собака). Это хищные звери. Другие питаются растениями и их частями. Это травоядные звери (заяц, белка, корова). По-разному звери добывают пищу. Например, хищники выслеживают добычу, гоняются за животным, загоняют, схватывают добычу пастью с сильными, острыми клыками и разрывают её. Травоядные звери находят и собирают растения. Их части (траву, ветки, листья, плоды, семена, откусывают, грызут пищу острыми передними резцами и перетирают пищу плоскими коренными зубами. Хищники догоняют свою добычу, быстрый бег им необходим. Травоядным нужно умение быстро прыгнуть в сторону, быть незаметным, уметь спрятаться или убежать.

Тема 3 «Зима и животные».

Цель: дать знания детям о сезонных изменениях зверей в жизни и поведении.

Краткий ход НОД: летом для всех животных много разной пищи. Зимой же, когда холодно и земля покрыта снегом, пищи становится значительно меньше, поэтому звери по-разному проводят зиму, по-разному переносят это неблагоприятное для них время года. Все звери к зиме линяют, меняют летний шерстный поров на зимний, более густой, длинный. Это уменьшает потерю тепла их телом и облегчает поддержание постоянной температуры тела зимой. У многих из них меняется и окраска их шерсти на светлую или более белую, меняя заметную зимой (заяц-беляк, белка и др.). Это помогает зверям спрятаться от хищников. Тёплый зимний мех защищает зверей от холода, но это позволяет многим из них сохранять активность в течение зимы. Свободно живут зимой те звери, которые могут прокормиться в это время (волк, лиса, заяц и др.) или питаются заранее запасённым на зиму кормом (белка). Звери, которым корма зимой недостаточно, впадают в спячку (медведь, барсук, ёж и др.).

На основании данного содержания знаний подвели детей к понятию «млекопитающие, или звери». Это животные, тело которых покрыто шерстью, рождают живых детёнышей и вскармливают их своим молоком.

После формирования у детей общих понятий уточнили понятия «домашние» и «дикие звери». Домашние живут в хозяйстве человека, он строит для них жилища (коровники, телятник, крольчатник и др., ухаживает за ними (кормит, поит, содержит в чистоте, оберегает). Люди создают им необходимые условия для жизни в зависимости от их потребности. Без заботы человека домашние животные погибнут. Чем лучше человек ухаживает за ними, тем животные здоровее, красивее и подвижнее. Ухаживают за домашними животными пастухи, доярки, телятницы и др.

Дикие животные живут свободно в разных местах, сами добывают себе пищу, никто о них не заботиться, сами спасаются и от врагов.

Вывод:

Проведенная работа показала, что дети усвоили знания о приспособлении животных к среде обитания. Сформировалось понимание, что каждое животное обладает определенной системой, набором приспособлений к условиям среды.

Далее у детей сформировалось представление о легочном дыхании, затем усвоились знания о приспособлении животных к сезонным изменениям.

Таким образом, результаты обучения показали достаточно высокую степень обобщенности знаний и умений выделять в предполагаемых группах животных существенные признаки приспособления животных к условиям среды. Убедительное доказательство этому – достаточно отдаленный перенос усвоенных способов и направления анализа, а также характер проводимых сравнений и обобщений.

Пример конспекта:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Среда обитания!»

Цель: Сформировать представления детей о том, что у каждого живого организма существует своя среда обитания.

Задачи:

1. Расширить понятие приспособленности организмов к среде обитания; подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений;

2. Расширить кругозор детей, внимание, память, речь, мышление;

3. Воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование: картинки животных, рыб и птиц.

Предварительная работа: Просмотр картинок животных, рыб и птиц; беседа с детьми о животных и их жизнью в природе.

Ход занятия:

Вводная часть

В: ребята сегодня мы с вами поговорим о рыбах зверях и птицах, какие 3 среды вы знаете?

(Ответы детей)

В: Где живут птицы? (звери, рыбы)

(ответы детей)

В: а зачем птицы летают?

(ответы детей)

В: каждое из существ живет в той среде где ему комфортно, добывать пищу, передвигаться.

В: Как все эти животные приспособились к своей среде обитания?

(ответы детей)

В: давайте рассмотрим птиц (рыб, зверей, что им помогает передвигаться? Питаться? Дышать?

(ответы детей)

В: благодаря чему рыбы передвигаются по воздуху?

А есть ли птицы, которые не умеют летать? А почему? (масса бела больше чем размах крыльев)

Чем питаются птицы? Как приспособились?

В: у рыб обтекаемая форма тела, она помогает передвигаться в воде, плавники и хвост. Тело покрыто чешуёй и слизью.

Дышат рыбы чем?

В: Ребята, а каких рыб называют хищными? Да, они питаются другими рыбами.

- А не хищные рыбы чем питаются? (листьями, стеблями подводных растений)

В: отлично. Остались звери. Зверей очень много, но мы рассмотрим с вами некоторых (лиса, заяц, волк)

В: как же звери приспособились к наземной среде?

Как питаются?

Чем покрыто их тело?

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделейФормирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа. Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей. Задачи: • формировать.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у дошкольников
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 14:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Архипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД