Плотицина Валентина Александровна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные, в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сегодня эта проблема очень актуальна, потому, что дети испытывают далеко не всегда положительное влияние средств массовой информации, улицы. На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия, чтобы дети прикоснулись к азам православной культуры. Мы повышаем духовно-нравственный потенциал педагогов, заинтересовываем родителей в духовной жизни ребенка. Поэтому целью моей работы в нравственном воспитании детей является привитию любви к чтению, интереса к книге.
В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе.
Православие обращается к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Это все я формирую в процессе ознакомления с художественной литературой.
Художественная литература — одна из форм освоения мира; она отражает богатство, и многообразие духовной жизни человека Литература является источником духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести, понимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой использую разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми, это и чтение литературных произведений, рассматривание книжных иллюстраций, беседы с элементами диалога, проведение сюжетно – дидактических и театрализованных игр, организация художественно - продуктивной деятельности, проведение совместных православных праздников и тематических вечеров духовно – нравственной и эстетической направленности, организация творческих выставок. Это и есть православная составляющая
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Из моих рассказов, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнали о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви; о Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле; Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей; Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущение беззаботного детства.
Детские сказки – необходимый элемент воспитания ребенка, они доступным языком рассказывает ему о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла.
Читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
В нашем детском саду систематически проводятся православные праздники. При их организации всегда возникают вопросы о подборе стихотворного материала, по этому, мною была разработана картотека стихов к следующим православным праздникам: Пасха Христова, Рождество Христово, Покрова Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, День Петра и Февроньи. Кроме этого мной подобран, систематизирован и оформлен виде картотеки литературный материал по следующим темам: загадки, пословицы и поговорки, стихи о дружбе и доброте, загадки и стихи о Родине, стихи о семье.
Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через : занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, заседания родительского клуба «Связующая нить», на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития. Я и мои коллеги стараемся так организовать жизнь детей в ДОУ, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека. Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения.