Гнездова Екатерина Игоревна
Консультация для родителей детей группы раннего возраста (2–3 года) «Агрессия в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Участники: родители детей раннего возраста, воспитатели группы.
Место проведения: группа.
Форма проведения: круглый стол.
Время проведения: 1 час.
Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детской агрессивности в раннем возрасте.
Задачи:
Публикация «Консультация для родителей детей группы раннего возраста (2–3 года) „Агрессия в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
1. Познакомить родителей с причинами, провоцирующие агрессивное поведение ребенка;
2. Показать способы, с помощью которых можно избежать агрессии у ребенка.
3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.
Консультация для родителей детей раннего возраста.
Тема: «Агрессия в раннем возрасте».
Уважаемые родители! Сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на такую проблему как детская агрессия. Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом он становится источником огорчений воспитателя и родителей. Этого драчливого и грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Но агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Одной из серьезных проблем, с которой часто сталкиваются родители детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет, является детская агрессивность.
1. Агрессия — это намеренное причинение ущерба людям или предметам. Под ущербом понимается и физический ущерб, и отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д. Под агрессивностью понимаются свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии, а под агрессией - действия, направленные на причинение ущерба кому-либо или чему-либо.
К агрессивному поведению относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр., так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение иногда опасно для окружающих и самого ребенка, и потому требует грамотной коррекции специалистов (психологов, социальных педагогов).
2. Причинами агрессивного поведения детей могут быть :
- негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
- терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е., поощрение такого поведения);
- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
- ограничение самостоятельности ребенка;
- авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
- чрезмерно уступчивое поведение родителей;
-индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).
При этом основную роль в формировании агрессивности детей играет поведение членов их семей.
3. Виды агрессивного поведения по форме проявления:
1. физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта
2. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
3. Предметная агрессия – срывает свою агрессивность на окружающих предметах.
Так же агрессивность выражается прямо и косвенно:
прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта
косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу)
4. Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
• Отказывается от коллективной игры.
• Не понимает чувств и переживаний других детей.
• Часто ругается со взрослыми.
• Создает конфликтные ситуации.
• Перекладывает вину на других.
• Суетлив.
• Не может адекватно оценить свое поведение.
• Имеет мускульное напряжение.
• Часто специально раздражает взрослых.
• Мало и беспокойно спит
Мы предлагаем определить степень агрессивности Вашего ребёнка.
Деятельность воспитателя по преодолению агрессии в поведении детей включает работу как с детьми, так и с их родителями.
Дополнительные рекомендации родителям
Агрессивное поведение ребенка чаще всего вызвано недостатками воспитания. Родители должны приучить себя внимательно следить за настроением малыша. В раннем возрасте дети не умеют обманывать и все их реакции на окружающие события будут правдивыми. Поэтому отец и мать будут знать, что вызывает в ребенке недовольство, обиду, раздражение и другие негативные эмоции. Это позволит предотвратить их появление в дальнейшем.
5. Профилактика детской агрессии включает в себя следующие меры:
• Здоровый микроклимат в семье.
• Выяснение отношений при ребенке недопустимо.
Внимание к ребенку. Он должен чувствовать себя нужным, даже если родители заняты другими делами.
• Развитие в ребенке чувства уверенности в себе. Нужно поощрять любую инициативу и не ругать его в случае ошибок.
• Недопустимы телесные наказания, унижения и оскорбления ребенка.
• С раннего детства нужно приучать малыша общаться с другими детьми, играть с ними в игры и делиться игрушками.
• Если ребенок чего-то боится, ведет себя замкнуто, нужно выяснить, что его тревожит.
• Малыш должен доверять родителям, поэтому нельзя отказывать ему, когда он хочет поделиться своими идеями или переживаниями.
• Ограничьте просмотр телевизора. Так как агрессивное состояние могут вызвать мультфильмы со злыми героями, игрушки, а также сказки-страшилки, фильмы ужасов. С детства учите справедливости, доброте и пониманию, при помощи добрых сказок и ролевых игр с позитивными персонажами.
Поведение ребенка зеркально отражает поведение его родителей, поэтому они должны следить за манерой своего общения. Взрослые не должны демонстрировать свое превосходство над детьми. Терпение, любовь и внимание помогут родителям в воспитании и предотвращении агрессивного поведения ребенка, однако, в любом случае появлении агрессии стоит проконсультироваться с психологом.
Работа с детьми, ведущими себя агрессивно, может осуществляться по четырем направлениям:
Первое направление - обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Например, совершенно нормальным в раннем возрасте является амбивалентное отношение к матери, т. е. сочетание агрессии (так как мать не дает всего, что хочется ребенку) с привязанностью. Кроме того, агрессия ребенка обычно усиливается в периоды возрастных кризисов (первого, второго и третьего года жизни). Агрессия - показатель того, что ребенок пытается отстоять свое «Я», поэтому абсолютный запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием – неспособность ребенка проявлять инициативу. Выходом из такой ситуации может стать обучение малышей прямому проговариванию своих чувств источнику гнева или перенос агрессии на другие неопасные объекты.
Второе направление - обучение детей приемам саморегуляции и самообладания. Применительно к раннему возрасту, это заключается в выборе занятий, в которых дети могли бы расслабиться и тем самым снять ведущее к агрессии напряжение. Снятию напряжения у агрессивных детей способствуют также рисование, лепка, музыка, массаж, игры с водой, песком, глиной, использование цвета и другие.
Третье, что следует делать при работе с агрессивными детьми, - развивать у них навыки общения с другими ребятами, учить их конструктивным способам общения друг с другом, правилам выхода из конфликтной ситуации. Взрослый может непосредственно показывать ребенку, как конструктивно общаться с другими детьми. Кроме того, помочь в формировании навыков общения может инсценировка взрослым различных конфликтных ситуаций между игрушками, в ходе чего детям не только показываются разные способы решения этих ситуаций, но при помощи вопросов и мягких указаний малыши сами обсуждают поступки героев, эмоционально переживают за них.
Четвертое направление - развитие позитивных качеств личности - осуществляется через совместное чтение детской литературы, обсуждение поступков литературных и мультипликационных персонажей, сопереживание им. В повседневной жизни взрослый обращает внимание ребенка на переживания других людей, стремится вызвать сочувствие к ним.
6. Работа психолога с родителями и воспитателями детей, ведущих себя агрессивно, заключается в информировании их о причинах агрессивного поведения и факторах его становления, а также в обучении взрослых эффективным способам реагирования на агрессивное поведение ребенка, таким, как:
- спокойная реакция на агрессивное поведение ребенка находящегося с ним взрослого, примерно такая: "это нехорошо, но ничего из ряда вон выходящего; постепенно ты научишься так не делать". Если взрослый реагирует бурно, ребенок
может вновь и вновь вести себя агрессивно только для того, чтобы вызвать эмоциональную реакцию взрослого.
- желательно стараться находиться рядом с ребенком, чтобы предотвратить агрессию, при первых ее признаках направить малыша по желаемому пути;
- отвлечь, дать другую игрушку, предложить ребенку топнуть ногой, изменить место игры и т. п. ;
- если ребенок все сделал правильно, то похвалить, обнять его, побыть рядом;
- в случае, когда ребенок бьет другого, незамедлительно увести его и отвлечь, занять чем-то другим;
- в ситуации, когда ребенок находится в возбужденном состоянии, ничего ему не говорить, а дождаться, пока малыш успокоится, и только тогда побеседовать с ним;
- в случае разрушительной агрессии кратко и однозначно выразить свое недовольство и предложить устранить разгром;
- в некоторых случаях использовать мягкое физическое манипулирование, т. е. спокойно взять ребенка на руки и унести с места конфликта,
- если ребенок отвечает на удар ударом, не надо его ругать за то, что он дерется, потому что это будет воспринято как несправедливость. Желательно объяснить, что вообще лучше договариваться, чем драться (имея в виду, что иногда нет другого выхода, кроме драки).
- учить ребенка давать сдачи в возрасте до трех лет не стоит, потому что он не способен понять, в каких ситуациях это надо делать, и может начать давать сдачи, когда его случайно толкнули или когда у него забирают чужую игрушку.
-Много забот взрослым приносят и случаи, когда дети кусают друг друга. При таком поведении малышей следует твердо сказать «нельзя!», оказать внимание «жертве», попросить посочувствовать обиженному ребенку, объяснить малышу, что нельзя кусаться, потому что жертва – живой человек и ей больно, а в дальнейшем выяснить причину «кусачества».
Иногда, особенно если ребенок тревожный, спокойно принять его агрессию, тем самым давая выход его гневу, и организовать место, где он может выражать агрессию (например, играя в буйные игры на диване, батуте или инсценируя агрессию в игре).
7. Альтернативные пути выражения агрессии.
1) Чувства можно выразить словами. Ребенок может просто сказать: мне это не нравится, я сержусь, я злюсь, я недоволен, мне неприятно, и т. п. Пока ребенок маленький, мама может проговорить его чувства за него: ты сердишься, потому что я не разрешаю тебе рисовать на обоях. Если ребенок подходит и бьет маму, можно сказать: не надо меня бить, я живая и мне больно; я понимаю, что ты сердишься, потому что я не разрешила тебе то-то и то-то, но бить меня не надо, лучше просто сказать, что ты сердишься. Я понимаю, что ты хочешь то-то и то-то, но делать это не надо, потому что. (объяснение); давай лучше делать то-то и то-то. При этом важно не запрещать хотеть ("как ты мог такое попросить!") и не отрицать желания ("на самом деле ты не хочешь то-то и то-то", потому что это дезориентирует ребенка, и он перестает понимать, чего он хочет. Важно проговорить чувства ребенка, его желания, и то, почему эти желания не надо воплощать (негативные последствия, которые будут, если ребенок сделает то, что хотел).
2)Агрессию можно выразить жестами - например, топнуть ногой.
3) Агрессия может быть выражена в игре. Можно бороться и возиться с теми, кто не против это делать с мамой, папой, друзьями или кем-то еще) там, где это безопасно - на диване и на батуте или играть в игры с элементами агрессии ("стрельба", "столкновение", инсценирование драки на игрушках).
В заключение хотелось бы сказать, дети — это наше отражение. Они копируют наше поведение, поэтому в первую очередь, начните воспитание с себя. Прививайте любовь к животным, например, объясните, что кошка и собака друг человека, и ни при каких обстоятельствах их нельзя обижать. Уделяйте больше времени своим детям, общайтесь, интересуйтесь его увлечениями, играйте вместе в коллективе других детей.
Используемая литература:
Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа / И. В. Ковалева. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 48 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с., ил.
Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 3-е. - Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 314 с.
Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 164 с.
Приложение
Уровень агрессивности у вашего ребёнка.
Если утверждение подходит - «да», не подходит - «нет».
1. Временами кажется, что в него вселился «злой дух».
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, старается отплатить тем же.
4. Иногда без всякой причины ругается.
5. Бывает, с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.
7. Не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычное распоряжение стремиться сделать всё наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссориться, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. Редки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ - 1 балл.
Высокая агрессивность - 15–20 баллов.
Средняя агрессивность – 7–14 баллов.
Низкая агрессивность – 1–6 баллов.
Ряд игр и элементов релаксации, которые помогут ребёнку
избавиться от склонности к насильственным действиям
«Брыкаши»
Ребёнок ложится на ковре на спину. Ноги свободно раскинуты, и он
начинает (сначала медленно) брыкаться, касаясь пола попеременно
левой и правой ногой. Постепенно увеличиваются сила и скорость
данных действий. На каждый удар ногой об пол ребё нок говорит:
«Нет!», увеличивая интенсивность удара. Упражнение способствует
эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
«Кулачок»
Дайте в руку ребёнку какую-нибудь мягкую, но недеформирующуюся
игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко.
Пусть он подержит его сжатым, а потом раскроет его, расслабляя
кисть. На своей ладони он увидит игрушку (или конфету) в том же
«первозданном» виде
Упражнение помогает сместить агрессию и мышечно расслабиться.
«Зигфрид»
1. Фаза напряжения. Сядьте прямо, как свеча. Разведите руки, плечи и
предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше
назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький
предмет, например карандаш.
2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза
вдохните, затем расслабьтесь. Плечи и голова расслабленно падают
вперёд. Обхватите руками своё колено и подтяните руки и плечи.