Погромская
Методическая разработка для детей раннего возраста «Пальчиковые игры»
Методическая разработка
для детей раннего возраста
Введение
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
За последнее время современные дети с каждым годом говорят все хуже. Решение в этом вопросе находят ученые. Некоторые из них, кто изучает деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).
Публикация «Методическая разработка для детей раннего возраста „Пальчиковые игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Так что же такое пальчиковые игры? По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.
Задачи:
1. Улучшать координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшать общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
7. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
8. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей группы раннего возраста.
Основная часть
Подбор практического материала для развития мелкой моторики
детей 2 – 3лет
Сентябрь
"Ладушки – ладушки"
Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений.
Ход игры:
Ладушки – ладушки! (хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом)
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!
"Сорока – сорока"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Сорока – сорока (указательным пальцем правой руки выполняются
Кашу варила, движения по ладони левой руки. Действия
Деток кормила. сопровождаются словами, загибаем пальчики
Этому дала, (Мизинец)
Этому дала, (Безымянный)
Этому дала, (Средний)
Этому дала, (Указательный)
Этому дала. (Большой.)
"Как у нашего кота"
Цель: Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
Как у нашего кота (дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом)
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки беленькие.
"Ладошки"
Цель: Развивать моторику рук.
Ход игры:
Ладошки вверх, (дети выполняют движения, сопровождая их
Ладошки вниз, стихотворным текстом)
Ладошки на бочок–
И сжали в кулачок.
"Мальчик – пальчик"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке.
Пальчик – мальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец)
Я на речке братьев мыл. (Моют ручки)
С этим братцем в лес ходил, (Поглаживают указательный палец)
С этим братцем щи варил, (Средний палец)
С этим братцем кашу ел, (Безымянный палец)
С этим братцем песни пел. (Мизинец.)
Октябрь
"Где же ручки"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Где же, где же наши ручки, (Прячут руки за спиной)
Наши ручки, наши ручки?2 раза
Вот ручки, наши ручки, (Выполняют движения «фонарики»)
Пляшут, пляшут наши ручки (Сжимают и разжимают кулачки)
Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп!
Где же, где же наши ножки, (Приседая, закрывают ножки руками.)
Наши ножки, наши ножки? (2 раза)
Вот ножки, наши ножки (Выставляют ножки на каблучок)
Пляшут, пляшут наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали стоп!
Где же, где же наши детки… (Закрывают лицо ладонями)
Вот детки, наши детки (Хлопают ладонями по груди)
Пляшут, пляшут наши детки (Подпрыгивают на месте.)
Поплясали, стоп!
"Рисование"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу и животе.
1. Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали
2. Мы черту нарисовали,
Наши пальчики устали
Мы руками потрясём,
Рисовать опять начнём.
3. Мы волну нарисовали,
4. Точки мы нарисовали,
Наши пальчики устали,
"Водичка, водичка…"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом.
Водичка, водичка
Умой моё личико. (Ладонями «умываем» лицо)
Чтобы глазки смотрели, (Поморгать глазками)
Чтобы щечки краснели. (Потрите ладонями щеки)
И кусался зубок. (Пощёлкать зубами)
Чтоб смеялся роток (Широко улыбнуться)
«Пальчик - пальчик»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход занятия:
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай (2 раза)
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
"Ёжик"
Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)
На клубочек он похож, (перед собой)
У ежа иголка иголки очень - очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)
Покажи иголки, очень - очень колки (сжимают и разжимают кулачки)
Ноябрь
"Сидит белка на тележке"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:(Загибает:)
Лисичке - сестричке, (Большой палец)
Воробью, (Указательный палец)
Синичке, (Средний палец)
Мишке толстопятому. (Безымянный)
Заиньке усатому. (Мизинец)
"Капуста"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры:
Мы капусту рубим, рубим, (Движения прямыми ладонями вверх, вниз)
Мы капусту солим, солим, (Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту трём, трём, (Потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем, жмём. (Сжимать и разжимать кулачки).
"Пальчики"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять.
Декабрь
"Коготки"
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
"Кошка"
Точит кошка коготки, очень острые они (царапают коготками коленки)
А кошачьи лапочки - мягкие как тапочки (плавно выставляют вперед то одну, то другую руку)
Спрячет коготки в подушки, (широко расставляют пальцы и сжимают их в кулачок)
и почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)
Молочка попьет из миски (делают из рук миску и подносят её к рту)
Очень ласковая киска (гладят руки)
"Комар".
«Летит муха вокруг уха, жжж» — водим пальцем вокруг уха.»
Летят осы вокруг носа, сссс» — водим пальцем вокруг носа.
«Летит комар, на лоб — оп» — пальцем дотрагиваемся до лба.
«А мы его — хлоп» — ладошкой до лба.
«И к уху, зззз» — зажимаем кулачок, подносим его к уху.
«Отпустим комара? отпустим!» — подносим кулачок ко рту и дуем на
него, разжимая ладошку
Январь
"Всех помощников…"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Всех помощников опять (Хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую)
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил, (в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной)
Этот братец щи варил, (растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так)
Этот брат готовил кашу (чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем)
На семью большую нашу. (всё для другой руки.)
Этот веником махал,
Чисто – чисто подметал.
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
"Два маленьких кузнечика…"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
Два маленьких кузнечика (Указательными и средними пальцами обеих рук)
Потопали на речку. («шагаем» по столу)
Воды они боялись (Поглаживаем ладонями поверхность стола.)
И в речке не купались.
На скрипочках играли – (Поочередно ребром одной ладони растираем)
Всех рыбок распугали. (боковую поверхность указательного пальца другой.)
Февраль
"Паучок"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу, по коленям)
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы) растопырены, качают руками (солнце светит)
Паучок ползёт опять, (действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.
"Червячки"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Раз, два, три, четыре, пять, (идут по столу указательным и средним пальцами
Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)
Вдруг ворона подбегает (складывают пальцы щепоткой качают ими вверх-вниз
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!» (раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь – а червячков уж нет! (Сжимают кулачки, прижимают их к груди.)
"Шалун"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
Март
"Встали пальчики"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимать, широко расставив пальцы в стороны.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
"Мизинчик"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
Апрель
"Вымыли мы ручки"
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
Вымыли мы ручки, (Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем)
Вымыли мы ножки, (руками щиколотки)
Поиграли в ладушки, (Хлопаем в ладоши)
Ладушки – ладошки!
Во дворе цыплятам (Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим)
Накрошили крошек
Поиграли снова (Хлопаем в ладоши)
В ладушки – ладошки!
Гладили котёнка (Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону)
Чистыми ладошками, (другой, затем меняем руки и повторяем действие)
С ними поиграли (Хлопаем в ладоши)
В ладушки – ладошки!
Улеглись ладошки (Кладём кисти рук на стол ладонями вниз)
Прямо на дорожку…
Как они устали – (Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону)
Ладушки – ладошки! (другой, затем меняем руки и повторяем действие)
"Пчёлки"
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к ёлке.
Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в «улей»)
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке, стучат кулаками друг о друга, чередуя руки
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят)
Раз, два, три, четыре, пять (пчёлки летают)
"В дороге".
Едем, едем мы домой на машине легковой (движения имитируют повороты руля)
Въехали на горку: хлоп! (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп! (руки через стороны вниз, присесть)
Май
Повторение изученных игр.
Заключительная часть
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ведь ум ребенка находится на кончике пальцев.
Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно.
Таким образом пальчиковые игры позволяют:
1. Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику;
2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
4. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
5. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.
Список литературы
1. Игры для малышей от 2 до 6 лет / сост. Р. Граббет. - М. : Росмэн, 2000.
2. Кисёлева М. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников / М. Киселева [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=887801
3. Никифорова И. Р. Консультация для воспитателей на тему: "Рекомендации по применению пальчиковых игр для воспитателей" / И. Р. Никифорова [электронный ресурс] / режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/10/30/rekomendatsii-dlya-vospitateley-i-roditeley-po
4. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / О. А. Новиковская. - изд. 3-е, доп. - М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007.
5. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание, 2009. - № 6.
6. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. - М. : Издательство ЭКСМО, 2009.
7. Ушакова, Н. В. Картотека пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста / Н. В. Ушакова [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.velikol.ru/dostc/Н. %20В. %20воспитатель%20гбдоу%20№123%20Используемая%20литератураc/main.html