ирина голованева
Дидактические игры для развития математических способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Почему так часто можно видеть картину: у ребенка много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки себя уже «исчерпали». Элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать ребенку задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. Поэтому совершенно очевидно: нужны игры моделирующие сам творческий процесс и создающие условия для развития творческой стороны интеллекта.
Публикация «Дидактические игры для развития математических способностей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью карточек. Задачи даются ребенку в устной форме. Задачи имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет идти в перед и совершенствоваться. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
Игра «Логический поезд».
Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста логическое мышление, память, фантазию. Учить самостоятельно принимать решение.
Материал : 86 карточек размером 5Х7 см, на которых изображены животные, времена года, одежда, головные уборы, природные явления, бытовые предметы, растения, одна карточка с изображением паровоза.
Ход игры:
Вариант 1.
Педагог раздает карточки, а у него остается картинка с изображением паровоза. Договаривается с детьми, в какой последовательности они будут выставлять карточки: «Все ваши картинки – это вагончики, из них нужно собрать поезд. Вагончики должны крепко держаться друг за друга. Но так как это необычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками».
Вариант 2.
На столах у детей карточки-картинки, картинка с паровозом у педагога. Педагог объясняет ребятам, что ставить рядом можно любые вагончики, составляя логическую цепочку по любой связи между ними (названия предметов начинаются на одну букву, или слова имеют одинаковые звуки, или они рифмуются между собой и др).
Вариант 3.
Карточки перевернуть белой стороной вверх и раздать участникам игры. Поезд собирают, не глядя на картинки. Игрок переворачивает и кладет на стол любую карточку, а потом уже пытается отыскать связь с предыдущей карточкой.
Игра «Ответь правильно».
Цель: изучение состава числа. Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10, развитие логического мышления. Обучение решению логических задач на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Материал : 2 карточки размером 20Х12 см. первая карточка-слева в кружочках цифры синего цвета: 2,1,3; а в середине – пустой квадрат, справа – пустые кружочки. Вторая карточка – слева в кружочках цифры: 2,1,3,4; в середине – пустой квадрат, справ – пустые кружочки, рядом с каждым изображением любое животное (кошка, белка, лось, утка). Набор квадратиков размером 2Х2 см с цифрами от 1 до 9, кружки диаметром 2 см с аналогичными изображениями.
Ход игры:
Вариант 1.
Играют двое детей. Считалкой выбирается ведущий. Берем карточку №1. Ведущий закрывает центральный квадрат квадратиком с любой цифрой, например 7. Второй игрок должен в пустые кружочки положить кружки с цифрами так, что бы в каждом ряду по горизонтали при сложении получилось число 7 (5,6,4,3). Если ребенок все сделал правильно, то он получает очко. Затем ведущий, меняет цифру в центральном квадратике и игра продолжается.
Вариант 2.
Используется карточка №2.
Ведущий кладет квадратик с любой цифрой (от 5 до 9) на центральный квадрат и сам дополняет до указанной суммы числа 2,1,3,4, то есть заполняет пустые кружочки, умышленно допуская кое-где ошибки. Второй ребенок должен проверить, кто из нарисованных сбоку животных допустил ошибки, и исправить их. Затем дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто обнаружит и исправит все ошибки. Эту игру рекомендуется проводить как закрепление материала по математике.