Людмила Киселева
Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения по развитию цветового восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности: сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а затем — с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только в этом случае они будут хорошо закрепляться в детской памяти.
Хроматические цвета
Публикация «Методическая разработка „Дидактические игры и упражнения по развитию цветового восприятия“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета — это цвета спектра, которые являются эталонами в области цвета и называются хроматическими цветами. Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные: теплые — желтые, оранжевые, красные; холодные — голубые и синие. Фиолетовые и зеленые занимают промежуточное положение, в зависимости от сочетаний могут быть отнесены и к теплым и к холодным.
Цвета представляют собой определенную систему: хроматические цвета расположены в строгой последовательности от красного к фиолетовому в соответствии с длиной световой волны.
Желтый, синий и красный цвета — это основные цвета. Оранжевый (желтый + красный, зеленый (желтый + синий, фиолетовый (синий + красный) — сложные цвета. Смешение двух цветов, расположенных в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет.
В средней группе особое внимание уделяется формированию у детей представлений об оранжевом, голубом и фиолетовом цвете. Особенно трудным для усвоения является голубой цвет. Поэтому, прежде чем познакомить детей с голубым цветом, нужно дать им представление об оттенках, о расположении цветовых гонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных тонов в спектре и их делении на группы тёплых и холодных тонов. Знакомство с оттенками даёт возможность сопоставить светло-синий и голубой цвет, установить их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим.
«Раскрась овощи и фрукты»
Цели: закреплять знания о цветах спектра. Учить соединять представления о цвете с представлениями о реальных предметах. Формировать отношение к цвету как важнейшему свойству предметов. Расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак оранжевого цвета.
Материал. Демонстрационный: ваза с овощами и фруктами (апельсин, морковь, помидор, огурец, банан). Раздаточный: рисунки с контурным изображением овощей и фруктов, карандаш (фломастер, краска) оранжевого цвета.
Ход работы. Педагог ставит на стол вазу с овощами и фруктами и просит назвать предметы, находящиеся в ней, их цвет. Затем раскладывает перед детьми рисунки с контурным изображением овощей и фруктов. Дети выбирают изображения предметов, имеющих постоянный признак — оранжевый цвет, и раскрашивают их. В конце выполнения задания организуется выставка рисунков детей.
«Узнай и назови»
Цели: развивать восприятие цвета у детей. Формировать знания о цветах спектра. Учить узнавать и называть фиолетовый цвет, выделять его из нескольких спектральных цветов. Формировать умение контролировать свои действия, используя способ приложения.
Материал. Фланелеграф; изображение кота в сапогах фиолетового цвета; набор шляп семи цветов спектра.
Ход работы. На фланелеграфе изображение кота в сапогах фиолетового цвета. Педагог предлагает назвать, какого цвета сапоги. В случае, если дети затрудняются, дает название сам и просит повторить детей. Затем предлагает подобрать из предложенных шляп семи цветов спектра фиолетовую. Дети выполняют задание, проверяют правильность выбора, используя прием приложения.
Формирование способов обследования
цвета предметов
При восприятии предметов или их изображений следует развивать у детей способность различать их по признаку цвета, группировать по определенным основаниям, подбирать названия.
Важно, чтобы ознакомление с эталонами цвета происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. Все эти задачи должны решаться в конструировании, в лепке, аппликации, рисовании и, конечно, в играх.
Восприятие сложного цвета
Сложный цвет — это цвет, который содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (например, цвет морской волны, кофейный цвет, бордовый и т. д.).
В средней группе детей знакомите коричневым цветом посредством сличения, узнавания и называния.
Закрепляя и совершенствуя знания о коричневом цвете, детей учат получать оттенки коричневого цвета, используя способы окраски воды и разбеливания, а также ранжировать объекты коричневого цвета в порядке возрастания и убывания светлоты.
«Шоколадные конфеты»
Цели: учить выделять объекты коричневого цвета из множества разноцветных. Формировать умение устанавливать тождество однородных предметов по цвету способом зрительного соотнесения.
Материал. Раздаточный: карточка, на которой изображены конфеты в разноцветных обертках (7 цветов спектра и коричневого цвета).
Ход работы. У детей карточки, на которых изображены конфеты в разноцветных обертках. Педагог предлагает «собрать» все шоколадные конфеты в коричневых обертках, соединив их линией. Работы анализируются, дети отвечают на вопрос, сколько конфет в коричневой обертке у них на карточке.
«Сложи картинку»
Цели: учить детей составлять предмет из частей. Развивать зрительную реакцию детей на цвет. Формировать умение выполнять конструктивную задачу по памяти. Учить описывать предмет, ориентируясь на два признака одновременно (цвет и форму).
Материал. Демонстрационный: картинка-образец с изображением медведя. Раздаточный: картинка с изображением медведя, разрезанная на четыре части.
Ход работы. Дети рассматривают образец, на котором изображен силуэт медведя, педагог просит назвать его цвет. Затем убирает образец, раздает разрезные картинки, состоящие из 4 частей, предлагает сложить их. При затруднении детей педагог вновь демонстрирует образец. После выполнения задания дети рассказывают о предметном изображении.
Следует отметить, что в настоящее время в дошкольных учреждениях в первую очередь решается задача ознакомления детей с отдельными цветами спектра, а задача формирования необходимых способов обследования предметов с целью выявления цвета не получает должного решения. Это не может не сказываться отрицательно на особенностях формирования представлений малышей о цвете.