Лаура Смагулова
Детско-взрослый проект в старшей группе «Секреты вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурсное задание очного этапа муниципального конкурса профессионального мастерства в номинации "Воспитатель года - 2019" «Моя тема самообразования» мною был представлен Детско - взрослым проектом "Секреты вежливости".
Пояснительная записка
В настоящее время одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества с дошкольного возраста, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями, знакомого с основами общечеловеческой культуры, обладающего широкими и разнообразными представлениями об окружающем мире. Поэтому родители и воспитатели должны постоянно поддерживать и развивать в ребенке его собственное «Я» и стремление к познанию окружающего.
Публикация «Детско-взрослый проект в старшей группе „Секреты вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяется процессу становления данного направления. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стало обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ. И это естественно, т. к. именно на занятиях этого образовательного курса, переживая множество ситуаций, отношений и поступков, ребенок укрепляет свою духовную жизнь, делает ее подвижной, отзывчивой, доброй, более способной к сопереживанию и пониманию своих сверстников.
Проектная деятельность детей в рамках тематики «Секреты вежливости» позволяет ребенку в будущем стать хорошо воспитанным, культурным человеком, владеющим своими эмоциями и соблюдающим правила вежливости. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости. Английский естествоиспытатель и моралист Д. Леббок заметил: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом».
В наше время, у многих дошкольников, сложилось такое мнение: потребуй и «весь мир ляжет у твоих ног», не употребляя при этом элементарных слов вежливости (спасибо, пожалуйста, будьте добры).
Прочитав с детьми книгу В. Осеевой, рассказ «Волшебное слово», ребята задались вопросом, в чем секрет волшебных слов.
Поэтому возникла потребность внести коррективы в тематику планирования. Все вышеизложенное послужило толчком к созданию проекта «Секреты вежливости».
Матрица проекта
Название проекта: «Секреты вежливости»
Тема проекта: Развитие у детей знаний о культуре поведения в процессе познавательной деятельности.
Проблемное поле проекта: Необходимость развития знаний о культуре поведения у детей в процессе познавательной деятельности. В чем секрет «волшебных» слов. Для решения этой проблемы мы с детьми провели работу над проектом на тему “Секреты вежливости».
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Методы достижения поставленных целей и задач:
игровой метод: дидактические игры («Хорошо - плохо», «Вежливо - невежливо»
наглядный метод: просмотр мультфильма
словесный метод: беседа «Об истории и возникновении «волшебных слов», досуг «День вежливых слов»
средовый метод: рисование «Фея Вежливости»
Цель проекта: содействовать вежливому общению детей с окружающими.
Задачи:
1. выяснить с детьми и родителями о происхождении словосочетания «добро пожаловать»;
2. активировать в речи соответствующие слова и обороты;
3. Способствовать развитию памяти, внимания, воображение; умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
4. Стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях;
5. Расширение знаний о культуре поведения, введение вежливых слов в активный словарь детей.
Вид проекта – познавательный
Участники проекта:
Дети – группа, старший дошкольный возраст
Педагоги – воспитатель Смагулова Лаура Жексенбаевна
Родители – участвуют в создании книги «Вежливые слова», принимают участие в мастер классе, организованном воспитателем
Планируемые результаты:
В результате проведения проекта, у детей сформируется:
навык вежливому общению;
развитие памяти, внимания, воображение;
умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях;
расширятся знания о культуре поведения, введение вежливых слов в активный словарь.
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Подготовительный этап.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта 3 дня
2 Основной этап
1 день - Беседа об истории и возникновении «волшебных слов»
2 день – досуг «День приветствий»;
3 день – «День пословиц и поговорок»;
4 день - чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово»;
5 день - мероприятие «День вежливости» 5 дней
3 Заключительный этап. Создание книги «Вежливые слова»
Проведение родительского собрания на тему «Роль Риторики в развитии выразительной речи» 2 дня
Планируемое время на реализацию проекта по этапам: Зима, продолжительность проекта – 2 недели, продолжительность каждого этапа: подготовительный – 3 дня, основной – 5 дней, заключительный – 2 дня.
Организационные формы работы над проектом
Подготовительный этап реализовывался в течение 2 дней воспитателем группы.
Основной этап проекта реализовался в течение 5 дней совместной деятельностью воспитателя и детей и индивидуальной деятельностью детей.
Заключительный этап реализовался в течение 2 дней совместной деятельностью родителей, детей и воспитателя.
Организационные формы работы над проектом
№№ пп Деятельность по участникам Формы работы Название / тема Сроки
1 Деятельность воспитателя
Разработка проекта «Секреты вежливости» 2 дня
2 Совместная деятельность воспитателя и детей Беседа Беседа об истории и возникновении «волшебных слов»
в течении
недели
Дидактическая игра Дидактическая игра «Вежливо - невежливо» В
течении недели
Чтение рассказа Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово» в течении
недели
Дидактическая игра
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
в течении
недели
Досуг «День приветствий»
в течении
недели
3 Совместная деятельность детей Подвижная игра «Магазин», «В гостях»
в течении
недели
Подвижная игра Игры с мячом
«Кто больше знает вежливых слов»
в течении
недели
4 Самостоятельная деятельность детей Рисование Фея Вежливости в течении
недели
Просмотр мультфильма Просмотр мультфильма «Лунтик. Невежи» В течении
недели
Заучивание скороговорок «Приготовила Лариса, для Бориса суп из риса. А Борис Ларису угостил ирисом» В течении недели
5 Совместная деятельность ребенка с родителями Художественно – эстетическая деятельность Создание книги «Вежливые слова» в течении
недели
6. Совместная деятельность воспитателя с родителями Родительское собрание «Роль Риторики в развитии выразительной речи» в течении недели
Консультации «Риторика для родителей», «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки» В течении недели
Итоговое мероприятие
Форма мероприятия – игровое развлечение (досуг)
Цель: Познакомить детей с культурой общения, необходимостью уважительного отношения к окружающим.
Задачи: воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам; развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.
Краткое содержание: одной из форм взаимодействия и сотрудничества воспитателя с детьми в процессе реализации проекта была совместная организация и проведение мероприятия «День вежливости». Это мероприятия сблизило детей и воспитателя, увлекая совместным делом. Для нас это мероприятие имело свое значение – появилась возможность не только формирования культуры речи детей, всестороннего и коммуникативного развития в рамках проекта, но и стало способствовать развитию у детей стремления быть вежливым и добрым человеком.
Описание продукта, полученного в результате проекта
Форма мероприятия – изготовление дидактического пособия
Название – книга «Вежливые слова»
Краткое содержание: одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей в процессе реализации проекта было изготовление детьми и их родителями дидактического пособия – книги «Вежливые слова». Изготовление пособия способствовало привлечению родителей к участию в мероприятии проекта, повышению компетентности родителей в деле воспитания детей, способности взаимопонимания педагога и родителя, родителя и ребенка посредством книги «Вежливые слова».
Цель изготовления книги «Вежливые слова»: развитие творческих способностей и закрепление знаний детей о вежливых словах и их значении.
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные ситуации окружающей действительности.
Книга состоит из сюжетных картинок с изображением детей, описания и значения вежливых слов.
Интеграция образовательных областей
1 Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство) Рисование: «Фея Вежливости» - Формировать умения правильно пользоваться карандашом, развивать фантазию, формировать интерес к рисованию.
2 Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) Чтение художественной литературы - рассказа «Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово» - Развивать память, развивать речь, формировать умение составлять рассказ
3 Познавательное развитие Беседа «об истории и возникновении «волшебных слов» - Формировать представления о возникновении вежливых слов; Досуг «День приветствий» - Формировать представления о формах приветствия; Дидактическая игра «Вежливо - невежливо» - Формировать представления о речевом этикете; Дидактическая игра «Хорошо - плохо» - Формировать представления о правилах поведения.
4 Речевое развитие Игры «Магазин», «В гостях» - Формировать знания о правилах поведения, развивать речь; заучивание скороговорок - Развивать память.
5 Физическое развитие Игры с мячом «Кто больше знает вежливых слов» - Формировать умение ловить и бросать мяч двумя рукам друг другу, развивать координацию движений.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта. Условия, необходимые для реализации проекта:
Накопление информационной базы о вежливых словах, через организацию НОД и образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;
Тесное взаимодействие с родителями.
Нацеленность на создание конкретного продукта
Личная заинтересованность и ответные отношения участников проектной деятельности
возросший интерес детей к процессу образовательной деятельности, так и к её результату;
Учет индивидуальных познавательных интересов и потребности личности
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
ИКТ (просмотр мультфильма, презентации)
Книжный центр (Детский рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»; картотека пословиц и поговорок; картотека скороговорок)
Центр настольно - печатных и дидактических игр: дидактическая игра «Вежливо - невежливо», «Хорошо – плохо
Центр физической культуры. Оборудование и материалы: мячи
Центр изобразительного искусства. Оборудование и материалы: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; бумага для рисования.
Центр сюжетно – ролевых игр (Магазин, Дом, семья)
ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Проектная карта краткосрочного проекта «Секреты вежливости»
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами
1 Понедельник. Наблюдения
Показ мультфильма Мультфильм «Лунтик. Невежа»
2 Вторник. Рассказывание Беседа об истории и возникновении «волшебных слов»
День приветствий
3 Среда. Чтение художественной литературы «День пословиц и поговорок» Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово»;
4 Четверг. Игры (настольно-печатные и дидактические) Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
Дидактическая игра «Вежливо – невежливо»
5 Пятница. Художественно-творческая деятельность
рисование; День вежливости. «Фея Вежливости»
Заключение
Педагогический проект «СЕКРЕТЫ ВЕЖЛИВОСТИ» реализован полностью. Разработана система игр и игровых развивающих упражнений, которые внедрены в процесс обучения на занятиях развития речи у детей дошкольного возраста. При использовании разработанной системы игр и игровых упражнений дети смогли освоить и закрепить знания речевого этикета. Дошкольники владеют элементарными речевыми навыками; научились высказывать свои мысли на доступные для них темы; у детей сформированы элементарные навыки речевой культуры, умение слушать и правильно понимать речь окружающих; обогатился словарный запас слов.
Необходимо заметить, что на занятиях мы лишь определяем, обозначаем проблемы общения, стремимся зафиксировать в памяти дошкольников правила общения. Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный, он не может ограничиваться только занятиями. Учить общению, обращать внимание на правила коммуникации, на речевое оформление высказывания необходимо и вне занятия. При этом следует не забывать, что речевое поведение взрослого является для ребёнка образцом.
Используемая литература и интернет ресурсы
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», Москва,
«Просвещение» 1985г.
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль: «Академия развития», 1996г.
3. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Составитель Елкина Н. В, Тарабрина Т. И., - Ярославль, Изд – во «Академия развития»,2009г.
4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994г.
5. http://festival.1september.ru/ 6. http://www.olesya-emelyanova.ru/ 7. http://muzofon.com/search/Волшебные%20песни