Залия Гарафеева
Методическая разработка «День игры» в группе для детей с нарушением интеллекта 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность: социализация детей через игровую деятельность.
Предпосылки: развитие современной сюжетно-ролевой игры.
Вид: методическая разработка.
Предназначение: для детей с нарушением интеллекта
(для всех видов нарушений в развитии детей).
Участники: воспитатели, дети, родители.
Характер участия: сотрудничество.
Продолжительность: 4 дня
(1марта 2012г., 1 декабря 2012г.)
Актуальность:
Публикация «Методическая разработка „День игры“ в группе для детей с нарушением интеллекта 5–7 лет» размещена в разделах
Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. Важнейшей составной частью образовательного пространства детства являются игра и игрушка.
Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий.
Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности в уме создает основу для мышления, творчества.
Так же игра имеет значение и для развития его личности. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки взрослых, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, социальных эмоций, начал нравственности.
Ребенок, который не доиграл в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем дети, имеющие богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.
Для того чтобы игра стала генератором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью во всей ее полноте, стать «человеком играющим, т. е. научиться играть. А взрослый может ему в этом помочь.
В отличие от своих нормально развивающихся сверстников, дети с нарушениями в развитии нуждаются в проведении с ними специальных обучающих занятий по игре. Кроме того, недостаточная сформированность игровой деятельности обусловлена не только замедленным темпом психического развития, недостатками интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевыми проблемами, но и недостаточным социальным опытом и низким уровнем речевого развития, коммуникативных навыков.
В связи с этим возникла необходимость тщательного и системного подхода к календарно-тематическому планированию отвечающего современным требований ФГТ, создания игрового и практического материала, интересного и разнообразного по содержанию, доступного в использовании.
Данная разработка поможет педагогам позитивно настроить и организовать момент «вхождения детей в день», провести с детьми интересные совместные мероприятия в течение всего дня; эмоционально насытить и создать в группе атмосферу уюта, удобства и покоя каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ;
создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности для развития современной сюжетно-ролевой игры как способа абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
повышение творческой активности педагогов; обобщение опыта работы и участия педагогов в инновационной деятельности ДОУ.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать знания детей по темам «Зима», «Зимние забавы», «Осень», «Лето», «Солнце», «Домашние птицы»;
- обогащать словарь детей по лексическим темам. «Осень» (существительными- шуба, куртка, варежки, шарф, валенки, снеговик, снегопад, цвет, лист, квадрат, круг, треугольник, прилагательными – румяный, прохладный, круглый, липкий, красный, желтый, синий, зеленый, осенний, глаголами – кататься, лепить, рисовать, раскрашивать)
- расширять представления о сезонных изменениях в природе зимой, о зимних развлечениях;
- расширять знания детей об основных цветах спектра, форме предметов;
- вносить новые доступные элементы, предметы для развития и
расширения возможностей сюжетных линий игры (введение игровых персонажей курочки Рябы, Солнце, Карандаша, Снеговика; игр-экспериментов с песком, снегом, водой; использование «самодельных» пособий и игр «Сельскоград», «Птичий двор», «Собери снеговика», «Меткий стрелок», «Сделаем кукле бусы», «Сложи картинку»)
- развивать познавательный интерес к литературным произведениям и живописи, к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- формировать интерес к играм и забавам, к изодеятельности;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, трудолюбие, желание оказать посильную помощь;
- прививать культурно-гигиенические навыки, навыки ЗОЖ, культуры еды.
Коррекционные:
- прививать игровые умения и навыки, используя условные действия и роли
детей;
- развивать интерес к различным видам пальчиковых, речедвигательных, развивающих, подвижных игр.
- развивать конструктивные способности, умение выполнять задание по показу
- развивать моторику через пальчиковые игры, игры с песком, речедвигательные упражнения, игру-массаж, графические упражнения;
- развивать речь детей по лексическим темам через речевые игры, наблюдения, знакомство с художественной литературой, игру-драматизацию;
- совершенствовать умения пользоваться кистью и краской, рисовать карандашом, лепить из пластилина округлую форму.
- формировать коммуникативные умения и навыки, доброжелательное взаимодействие друг с другом, дружелюбие.
Этапы работы:
I этап – подготовительный:
создание условий, необходимых для методической разработки – создание условий для игровой деятельности, составление конспектов к 4 Дням игры.
II этап – формирующий (творческий) :
реализация основных видов деятельности: непосредственно проведение самих Дней Игры
III этап – заключительный (презентационный) :
обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ развития игровых умений и навыков.
Презентация. (материалы в виде слайдов)
Ожидаемый результат:
- создание в группе условий для игровой деятельности;
- привитие интереса к различным видам игр;
- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи;
- совершенствование моторики;
- развитие коммуникативных и навыков совместной деятельности;
- углубление знаний об окружающей действительности, развитие способности устанавливать простейшие связи;
- усвоение детьми практического опыта и возможных способов решения проблем и выходов из ситуаций.
Стержень: вхождение героя (атрибут Карандаш, игрушка Снеговик, Солнце, курочка Ряба, создание игровой мотивации и поддержание ее в течение дня, в конце дня подведение результатов деятельности и итога.
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, музыкально-художественная, трудовая, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, продуктивная.
Формы и методы работы : создание игровых или проблемных ситуаций, игры (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные, беседы, чтение художественной литературы и малых фольклорных жанров, драматизация, театрализованная деятельность, режимные моменты, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения, задания, рассматривание картин, иллюстративный материал, разрезные картинки, рисование и лепка.
Составляющие элементы:
- конспект-сценарий;
- список используемой литературы;
- приложение (фотоматериалы, рисунки детей);
Основные достоинства:
- поддержание Традиций ДОУ;
- сюжетно-игровое содержание;
- разнообразие форм и видов деятельности;
- занимательность, увлекательность;
- эмоциональный позитивный настрой;
- удовлетворение естественной потребности ребенка
Литература
1. Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.
2. Е. В. Салинен. Занятия по изодеятельности. Младшая и средняя группы.
3. Н. Луконина, Л. Чадова. Утренники в детском саду. Сценарии о природе.
4. С. Е. Большакова. Формирование мелкой моторики рук.
5. Т. М. Блинкова. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2-3лет.
6. У. М. Сидорова. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ.