Елена Бервино
Методическая разработка проекта «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 1 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
Методическая разработка
Бервино Елена Витальевна, инструктор по физической культуре,
первая квалификационная категория
15.03.2015.
Публикация «Методическая разработка проекта „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Методическая разработка содержит подробное изложение мероприятий проекта, хода мероприятий по теме и описания методических приемов, используемых инструктором, цели и задачи в соответствии с темой.
Для инструкторов по физической культуре, логопедов, воспитателей логопедических групп ДОУ.
Содержание
1. Описание методической разработки «Богатыри земли русской» …. 3
2. Библиографический список…15
3. Приложение к методической разработке…. 16
• Конспекты НОД по теме…. 17
• Сценарий спортивного развлечения по теме…. 26
• Консультация в родительский уголок…31
• Беседа по теме…. 33
• Картотека игр по теме…. 35
• Фотоотчет по проведенным мероприятиям…. 37
• Раскраски для детей «Богатыри» …42
• Диск с авторским мини фильмом «Богатыри земли русской».
Описание методической разработки «Богатыри земли русской»
Методическая разработка содержит подробное изложение мероприятий проекта «Богатыри земли русской» : хода спортивного развлечения; конспектов занятий по теме и описания методических приемов, используемых инструктором, цели и задачи в соответствии с темой; консультации в родительский уголок; картотеки русских народных игр; раскраски детей «Богатыри»; фотоотчет по проведенным мероприятиям.
Методическая разработка предназначена для инструкторов по физической культуре, логопедов, воспитателей логопедических и простых групп.
Целью проекта является : приобщение детей к глубинному традиционному культурному и историческому наследию русского народа; формирование осознанного чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое и настоящее своего народа через практическое участие в различных видах деятельности.
Диагностическая работа по выявлению знаний детей об истории Руси через патриотическое воспитание по теме проекта проводилась на базе старшей группы для детей с общим недоразвитием речи в течении 3 месяцев.
Вначале проекта мы провели мониторинг знаний детей:
1 тест «Что дети знают об истории Руси?»
2 тест «Как звали и с кем сражались русские богатыри?»
3 тест «Знают, умеют ли дети играть в русские народные подвижные игры?»
Дата исследования 2 декабря 2014 г.
Результаты теста № 1
Уровень знаний Количество человек %
Высокий 0 0
Средний 4 36
Низкий 7 64
Всего 11 100
Результаты теста № 2
Уровень знаний Количество человек %
Высокий 1 9
Средний 4 36
Низкий 6 55
Всего 11 100
Результаты теста № 3
Уровень знаний Количество человек %
Высокий 2 18
Средний 6 55
Низкий 3 27
Всего 11 100
В конце проекта мы провели повторный мониторинг знаний детей.
Дата исследования 7 марта 2015 г.
Результаты теста № 1
Уровень знаний Количество человек %
Высокий 7 64
Средний 3 27
Низкий 1 9
Всего 11 100
Результаты теста № 2
Уровень знаний Количество человек %
Высокий 10 91
Средний 1 9
Низкий 0 0
Всего 11 100
Результаты теста № 3
Уровень знаний Количество человек %
Высокий 9 82
Средний 1 9
Низкий 1 9
Всего 11 100
Сравнение результатов мониторинга на начало проекта и конец проекта наглядно показывает, что к концу проекта :
• По результатом теста № 1 детей с высоким уровнем знаний и умений стало на 64% больше, детей с низким уровнем на 55% меньше.
• По результатам теста № 2 детей с высоким уровнем знаний и умений стало на 82% больше, детей с низким уровнем на 55% меньше.
• По результатам теста № 2 детей с высоким уровнем знаний и умений стало на 64% больше, детей с низким уровнем на 18% меньше.
Информационная карта проекта
Анализ ситуации: «Только тот, кто любит, ценит и
и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может
любить Родину; узнав её, стать
подлинным патриотом»
С. Михалков
Актуальность проблемы:
Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, русский фольклор, отвергли то, что является сутью русского человека.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Это наша сегодня задача!
Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры: русские народные подвижные игры, устный народный фольклор.
Цель проекта :
приобщать детей к глубинному традиционному культурному и историческому наследию русского народа; способствовать формированию осознанного чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое и настоящее своего народа через практическое участие в праздничном действии.
Задачи проекта :
1. Содействовать укреплению здоровья, физической подготовленности детей и профилактике заболеваний.
2. Систематизировать, расширять и обобщать знания об истории Руси, о подвигах русских богатырей.
3. Приобщить детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры, художественный фольклор и народную музыку.
4. Привлечь к участию в проекте родителей воспитанников.
5. Формировать чувство коллективизма, умение соблюдать правила поведения в играх.
Вид проекта :
физкультурно – познавательно – игровой.
Возраст детей:
дети старшего дошкольного возраста.
Продолжительность:
среднесрочный (4 месяца).
Участники проекта :
- инструктор по физической культуре;
- дети старшего дошкольного возраста;
- воспитатель;
- логопед;
- родители.
Интеграция образовательных областей:
Тема «Богатыри земли русской»
Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
«Физическое развитие»
развитие двигательной активности;
развитие физических качеств: ловкость, сила, быстрота реакции, смекалка, выносливость;
развитие мелкой моторики рук -проведение ритмической гимнастики, физкультминуток, оздоровительные, подвижные игры,
НОД - занятие «Богатыри земли русской»
Развлечение – «Русские народные игры» -подвижные игры,
игры с мячом и
скакалками на
прогулке
«Социально-коммуникативное развитие»
ознакомление детей с традициями русского народа, с правилами поведения в коллективе;
формирование эмоционального отношения к сказочным героям -ситуативный разговор «Вместе мы сила»;
-игры, способствующие сплочению детского коллектива «Ручеек»;
-просмотр мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей»;
-беседа «Ваш любимый богатырь» -беседа родителей с
детьми о былинных
героях;
-дидактические игры;
-сюжетно-ролевая игра;
«Речевое развитие»
знакомство с книжной культурой, с легендами своего народа
развитие звуковой и интонационной культуры речи -чтение русских народных былин «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и змей Горыныч»,
-разучивание стихов и потешек, считалок. -дети обсуждают
прочитанные
воспитателем книги;
-загадывают друг другу загадки;
«Художественно-эстетическое развитие»
формирование элементарных представлений о русской народной культуре;
восприятие музыки, фольклора, произведений искусства, развитие творческой деятельности детей -прослушивания русских народных мелодий;
-рассматривание репродукций;
-создание выставки детских рисунков на тему «Русские богатыри»
-Коллективная аппликация
«Богатыри» -самостоятельное рисование, лепка
«Познавательное развитие»
формирование представлений об отечественных традициях и праздниках;
-беседа «Традиции русских народных праздников»;
-рассказ на тему «Доспехи богатыря»
-рассматривание книг о богатырях;
-рассматривание иллюстраций «Доспехи богатырей»
Программа реализации проекта :
1 этап – подготовительный
План реализации проекта
инструктора по физической культуре МДОБУ комбинированного вида детского сада № 1 Бервино Е. В.
«Богатыри земли русской»
Этапы
проекта Задачи этапа Деятельность Срок реализации
Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания С 1.09.2014 г.
по 5.09. 2014 г.
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирования задач, накопление информации. Выбор и обоснования критерия успеха. С 8.09.2014 г.
по 12.09.2014 г.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. С 15.09.2014. г.
по 19.09.2014. г.
Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. С 12.09.2014. г.
по 12.10.2015 г.
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) С 13.10. 2015 г.
по 19.11.2015 г.
Защита проекта Подготовка к защите. Обоснования процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта
Участие в коллективной оценке результатов проекта. С 15.10.2015 г.
по 19.12.2015 г.
2 этап – организация деятельности по реализации проекта
План мероприятий по реализации проекта
инструктора по физической культуре МДОБУ комбинированного вида детского сада № 1 Бервино Е. В.
«Богатыри земли русской»
Месяц Мероприятие Срок реализации
Сентябрь Чтение русских народных былин : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и змей Горыныч»;
Ритмическая гимнастика «Богатырская наша сила»;
Физкультминутка «Мы теперь - богатыри»;
Обучение русским народным подвижным играм: «Бабка-Ёжка», «Гуси-лебеди», играм малой подвижности: «Передай волшебную палочку», «Угадай, кто позвал?»
Выставка книг в групповой комнате «Русские богатыри на Руси» 12.09.2014 г.
15.09.2014 г.
19.09.2014 г.
22.09.2014 г.
25.09.2014 г.
Октябрь Беседа «Традиции русских народных праздников»
Ритмическая гимнастика «Богатырская наша сила»;
Обучение русским народным подвижным играм: «Аленушка и Иванушка», «Ручеек», «Молчанка»
Просмотр мини фильма «Богатыри земли русской»
12.10.2015 г.
13.10.2015 г.
26.10.2015 г.
28.10.2015 г.
Ноябрь Консультация для родителей в уголке для родителей «Речецветик» - «Русские народные игры – Игры детей на все времена»
НОД по ИЗО-деятельности «Богатыри», изготовление коллективной аппликации.
Изготовление картотеки «Русские народные подвижные игры»
2.11.2015 г.
10.11.2015 г.
С 3.11 2015 г. по25.11.2015 г.
Декабрь Разработка методических рекомендаций по проекту «Богатыри земли русской»
С 25.11. 2015 г.
по 19.12.2015 г.
3 этап – презентация проекта
1. Спортивное развлечение «Русские народные игры»
2. НОД – занятие «Богатыри земли русской»
3. Презентация проекта, конспекты мероприятий.
4. Выставка детских работ «Русские богатыри»
5. Материалы для консультаций
6. Предоставление методических рекомендаций по проекту «Богатыри земли русской».
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью.
2. Расширение и закрепление знаний детей о богатырях Древней Руси, об их жизни, об их быте, об их оружии.
3. Обогащение знаний детей о русской народной культуре.
4. Знание русских народных игр; игровых упражнений; эстафет, ритмической гимнастики, пословиц, загадок, потешек игровой направленности с использованием спортивного оборудования.
5. Сформированность физических качеств: ловкости, быстроты реакции, выносливости, силы.
6. Пополнение словарного запаса детей.
6. Повышение уровня участия родителей в организации воспитательно – образовательного процесса.
Достигнутые результаты:
1. Дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют в активной речи считалки, потешки, загадки.
2. Дети знают о богатырях, защитниках нашей Родины.
3. Дети умеют играть сообща, помогать друг другу в достижении определённой цели.
4. Дети получают удовольствие от участия в спортивных мероприятиях, в подвижных играх.
5. Родители активно участвуют в жизни детского сада.
Материально-технические ресурсы:
1. Информационные:
• иллюстрационный
• дидактический
• музыкальный
• речевой
• картотеки «Русские народные подвижные игры», «Малоподвижные игры»; «Считалки»; «Хороводные игры».
2. Дидактическое обеспечение:
• подбор произведения для прослушивания
• репродукций по сказкам и «Три богатыря»
• книги по сказкам, былины
• игровой и спортивный инвентарь,
• костюмы к сказкам и подвижным играм
3. ТСО:
• фотоаппарат
• музыкальный центр
• ноутбук
• диск с записью музыкальных файлов
Библиографический список
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010г.
3. Г. П. Фёдорова. «На золотом крыльце сидели», Санкт-Петербург, 2000 год.
4. Г. Н. Тубельская. «Жемчужины народной мудрости», Москва, 2000 год.
5. Е. А. Покровский «Русские народные подвижные игры», Санкт-Петербург, 2009 год.
Приложение:
1. Конспекты НОД по теме.
2. Сценарий спортивного развлечения по теме.
3. Консультация в родительский уголок.
4. Картотека игр по теме.
5. Раскраски детей «Богатыри».
6. Фотоотчет по проведенным мероприятиям.
7. Диск с авторским мини фильмом «Богатыри земли русской».