лариса ткаченко
Конспект занятия «Богатыри — первые защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с историей Древней Руси, как жили славяне.
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Вызвать у детей интерес к истории нашей Родины, уважение к русским войнам.
Закрепить знания русского фольклора через театральную деятельность.
Воспитывать желание быть отзывчивым, стремление прийти на помощь.
Материал к занятию :
Публикация «Конспект занятия „Богатыри — первые защитники земли русской“» размещена в разделах
Слайды, с изображением русской природы, дубовой и березовых рощ, с изображением древнего Киева, картины В. Васнецова «Три богатыря».
Деревянный конструктор.
Мини-музей в виде избы со старой утварью.
Костюмы для фольклорной театрализации.
Аудиозапись шума ветра, шума и крика завоевателей.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Разучивание с детьми фольклора, изготовление костюмов.
Просмотр мультфильмов о богатырях, об истории земли русской.
Ход занятия:
(Слышен шум раскачивающихся деревьев)
Наша Родина – Россия. Здесь очень много интересного и красивого. Слышите, как шумят деревья, когда дует сильный ветер. (Показ слайда дубовой и березовых рощ) Посмотрите, какие замечательные краски выбрала наша российская природа. (Небольшое описание слайда) В любое время года можно любоваться нашими родными местами. Давным – давно, когда наша страна называлась Русью тоже росли цветы, зимой падал снег, жили люди. Но жили они совсем по - другому. А хотите посмотреть и послушать про наших предков? (Ответы детей) Путь нам предстоит долгий, пешком туда не дойти, в нашей стране всегда было много рек, а давайте построим большую лодку и отправимся на ней в стольный град Киев. В давние времена Киев был столицей нашей Родины и называлась наша страна - Киевская Русь. (Из большого конструктора строим лодку и отправляемся в путь (Показ слайда с изображением древнего Киева)Вот и попали мы с вами в старые, старые времена. Зайдем в один из домов и посмотрим, как же тогда жили. (Один из уголков оформлен в виде избы со старой утварью)
(Воспитатель рассказывает об устройстве древней избы, какие предметы быта можно здесь увидеть, их предназначение)
Людей, которые жили в давние времена, называли – славяне. А скажите мне, с каким словом схоже слово «славяне»? (Слава) Правильно и народ этот был славный, добрый, трудолюбивый. Не было в те времена ни телевизоров, ни компьютеров, а прейдут труженики после тяжелого, трудового дня, сядут на завалинку, песню запоют, а то и пошутят. (Музейные экспонаты оживают. Дети показывают сценки с использованием фольклора)
1. – Тит, а Тит! Пойдем молотить.
– Спина болит.
– Тит, пойдем мед пить.
– Дай поскорей шапку схватить!
2. – Федул, что губы надул?
– Да кафтан прожег.
– Зачинить можно?
– Да иглы нет.
– А велика дыра?
– Да один ворот остался.
3. – Эй, Фома, что из леса не идешь?
– Я медведя поймал!
– Так веди его сюда!
– Не идет.
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает!
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
Много приходилось делать своими руками – вырезали из дерева ложки, миски, делали столы, стулья, а сколько работы в поле. И хлеб надо поднять, овощи, фрукты собрать, а еще и лен выращивали, чтобы наткать из него ткани, да нашить ребятишкам сарафанов, рубашек да штанов.
Поможем и мы посеять ленок. (Хороводная игра «Уж я сеяла ленок»)
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала
Я полола, полола ленок,
Я полола ленок, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Уж я дергала, дергала, ленок,
Уж я дергала, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Я уже говорила, что наши предки – славяне были очень добрыми и мирными людьми. Никогда они первыми не нападали на своих соседей, но и умели охранять свою Родину. А врагов было видимо – невидимо. Многим хотелось захватить наши красивые, хлебородные земли. И поднимался русский народ на защиту Руси. А воинов, которые оберегали свою землю называли богатырями. (Слайд с изображением картины В. Васнецова «Три богатыря») Это были сильные, смелые, любящие свою Родину люди. Мы с вами знаем о них из сказок, былин, мультфильмов. Расскажите кого защищали богатыри, как они выглядели, на чем передвигались? (Ответы детей)
Молодцы, ребята, правильно ответили. (Раздается шум и крики, нападающего монголо-татарского войска) Мы с вами совсем забыли, что находимся в старом времени, а здесь неспокойно, слышите опять обидчики хотят Русь завоевать, что же делать, как помочь? Как вы представляете, что же могли сделать богатыри в таких случаях? (Ответы детей) А мы с вами смогли бы помочь богатырям русским? (Ответы) Пока нет, но когда вырастим, конечно же сможем. А чтобы вырасти сильными и крепкими как богатыри необходимо укреплять свое здоровье и силу физическими упражнениями. (Проводится игра " Мы теперь богатыри")
Дружно встанем раз-два-три-
Дети шагают на месте
Мы теперь богатыри!
Руки согнуты в локтях, показывают силу.
Мы ладонь к глазам представим,
Руку правую подносят козырьком к глазам
Ноги крепкие расставим,
Ноги в стороны
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.
Поворот вправо
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево
Наклонились влево- вправо
Руки на поясе, наклон влево-вправо
Получается на славу!
Много мы с вами сегодня узнали о старых временах, да пора нам домой возвращаться. (Садимся в лодку и ведем беседу о том, где были, что видели)