Олеся Николаенко
Конспект занятия «Безопасный двор»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдение правил безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью.
Актуальность проекта связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом обязательно должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы.
Публикация «Конспект занятия „Безопасный двор“» размещена в разделах
Методологической основой для разработки данного проекта образовательной деятельности послужили основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; методические пособия Н. А. Коротковой «Образовательный процесс детей в группах старшего дошкольного возраста», Н. А. Коротковой, И. Л. Кириллова. «Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников»; интернет - источники.
Цель данного проекта: Создать условия для систематизации у детей знаний и навыков безопасного поведения на дороге и у дороги, сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
Задачи.
• Углублять представления детей о правилах дорожного движения;
• Познакомить со значением и схематичным изображением на дорожных знаках, понимать их для правильного ориентирования на улицах города;
• Формировать целостное восприятие окружающей дорожной среды;
• Развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
• Формировать у детей осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения, чувства ответственности;
• Способствовать проявлению инициативы, самостоятельности, формированию чувства контроля и самоконтроля безопасного поведения через познавательно-игровые ситуации, используя основу макета-карты «Город-Улица-Дорога», ЛЕГО-наборы и наборы сопутствующих предметов, ориентироваться на плоскости макета-карты;
• Расширять словарный запас детей по лексической теме, умение высказывать свою точку зрения в ответ на поставленные вопросы, делать умозаключения.
Форма проведения: занятие.
Форма организации: групповая.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Структура занятия :
Вводная часть – 2 минуты (организационный момент; беседа; проблемный вопрос).
Основная часть - 20 минут (решение проблемных ситуаций на дидактическом панно «Осторожно, улица»; беседа; дидактическая игра с дорожными знаками «Найди нужный знак»; дидактическая игра «Чего на улице не хватает?»; выбор детьми варианта постройки; дополнение макета «Город-Улица-Дорога» выполненными постройками, атрибутами).
Заключительная часть – 3 минуты (беседа-рассуждение; вручение раскрасок по правилам ПДД.
Методы и приёмы, используемые на занятии :
1. Наглядный метод (решение проблемных ситуаций на дидактическом панно «Осторожно, улица!»; дидактическая игра «Найди нужный знак»; макет «Город-Улица-Дорога»).
2. Словесный метод (рассуждения на темы «Дорожные знаки и светофор»;
3. Игровой метод (персонаж Киндера; дидактические /игры «Найди нужный знак»; «Чего на улице не хватает?»)
4. Практический метод (решение проблемных ситуаций; разделение на подгруппы; конструирование детьми качелей, каруселей и других предметов для создания макета «Безопасный двор для малышей»; обыгрывание макета).
Образовательные технологии: технология использования макета в познавательно-игровой деятельности Н. А. Коротковой; «Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников» Н. А. Коротковой, И. Л. Кириллова.
Авторская новизна: разработана основа макета «Город-Улица-Дорога», для использования в различных образовательных областях.
Предполагаемый результат:
1. Расширенные знания о правилах дорожного движения.
2. Умение ориентироваться в дорожной ситуации, принимать правильное решение, проявлять осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
3. Умение высказывать свою точку зрения в ответ на поставленные вопросы, делать умозаключения.
4. Проявление инициативы, самостоятельности, чувства контроля и самоконтроля безопасного поведения.
5. Проявление желания взаимодействовать с взрослым, друг с другом.
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
Тема: «Безопасный двор»
Цель. Создать условия для систематизации у детей знаний и навыков безопасного поведения на дороге и у дороги, сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
Задачи.
• Углублять представления детей о правилах дорожного движения;
• Познакомить со значением и схематичным изображением на дорожных знаках, понимать их для правильного ориентирования на улицах города;
• Формировать целостное восприятие окружающей дорожной среды;
• Развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
• Формировать у детей осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения, чувства ответственности;
• Способствовать проявлению инициативы, самостоятельности, формированию чувства контроля и самоконтроля безопасного поведения через познавательно-игровые ситуации, используя основу макета-карты «Город-Улица-Дорога», ЛЕГО-наборы и наборы сопутствующих предметов, ориентироваться на плоскости макета-карты;
• Расширять словарный запас детей по лексической теме, умение высказывать свою точку зрения в ответ на поставленные вопросы, делать умозаключения.
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о правилах дорожного движения с использованием информационных плакатов и рисунков детей; рассматривание иллюстраций с изображением разных ситуаций на дороге, людей, профессией которых является сохранение дорожной безопасности на улице; составление рассказов «Я и дорога»; чтение произведений С. Михалкова «Скверные истории», «Бездельник светофор», «Моя улица», «Велосипедист»; Н. Никитина «Правила маленького пешехода»; проведение тематической недели «Безопасная улица» (технология макетирования Н. А. Коротковой).
Предварительная работа воспитателя: составление конспекта непрерывной образовательной деятельности; подбор оборудования, демонстрационного материала.
Оборудование и материалы: Светофор; рисунок «Осторожно, улица!»; картинки к дидактической игре «Найди нужный знак»; основа макета «Город-Улица- Дорога»; оборудование: набор Киндер и дорожные знаки, машинки; образцы построе, раскраски по правилам ПДД.
Ход.
Организационный момент
I. Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о безопасности нашего двора в обычной жизни вы кто на дороге?
Вы соблюдаете правила безопасности на улице? (ответы детей).
Воспитатель: Лучший способ сохранить свою жизнь на дороге – это соблюдать правила. Что это за правила? (ответы детей).
А что нам поможет соблюдать правила дорожного движения? Какие помощники? Что вы знаете о правилах дорожного движения и дорожных знаках?
(3-4 высказывания о знакомых правилах и дорожных знаках).
Мы знаем правила поведения у дороги, тогда можно отправляться на прогулку. И я приглашаю вас в гости к своему другу, Киндеру в город Веселых Человечков. Будьте внимательны к сигналам светофора!
Динамическая пауза «Светофор»
(атрибут сюжетно-ролевой игры со сменяющимися цветовыми сигналами) Деятельность детей: движения по сигналу «Стой», «Приготовься», «Иди».
Небольшой проход детей до следующего задания
II. Основная часть.
Дидактическая игра «Осторожно, улица!»
Воспитатель. Разрешите вам представить моего друга Киндера (фото 1). Для того чтобы смело выйти на улицу города, мы должны убедиться, что все дети знают правила дорожного движения.
Предлагаю вам сесть на стульчики и посмотреть на дорожные ситуации, которыми мой друг хочет проверить, как вы ведете себя на улице и найдете ли ошибки. (Фото 2, 3)
Дорожные ситуации:
• Дорожные знаки и светофор (сигналы) перепутаны.
Дидактическая игра «Найди нужный знак»
• Игры детей у дороги (понятия «тротуар», «проезжая часть).
Дидактическая игра «Найди и исправь ошибку, поясни»
Деятельность детей: дети по желанию выходят к дорожным знакам. Детские размышления, перестановка ситуативных предметов (знаков) и героев, доказательство верности высказывания.
Вопросы для обсуждения:
Все ли участники движения соблюдают правила?
Кто из них ошибается?
Как должны поступить? Где играть?
Воспитатель. Ребята, вы справились с ситуациями, отправляемся в город Киндеров!
Переход к основе макета «Город-Улица- Дорога» (на столе, на которой есть дорожная разметка, стоят Кинде,р домики, машинки. (Фото 4)
Воспитатель. Ребята, мы попали в город Киндеров.
Вопросы для обсуждения:
Давайте посмотрим, что есть на нашей улице? (Дорога). Сколько частей у дороги? Как они называются, почему?
Где можно ходить пешеходам? (По тротуару).
Как называется часть дороги, по которой движется транспорт? (Проезжая часть).
На этой улице живут Киндеры. Они очень хотят подружиться и проводить вместе время. Но по какой-то причине никак не могут встретиться.
Давайте внимательно посмотрим на нашу улицу.
Все ли с ней в порядке?
Могут ли жители попасть друг к другу в гости?
И безопасно ли переходить здесь дорогу? Чего не хватает? (Светофор, знаки, «зебра»)
Деятельность детей: дети высказывают предположения, расставляют знаки, раскладывают пешеходные переходы.
Теперь это безопасная улица?
Воспитатель. Ребята, смотрите, сколько здесь много жителей: Киндеров.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, а почему же, они все собрались именно здесь на улице? (встретиться с друзьями)
Зачем друзья встречаются? (поиграть, поговорить)
А разве можно играть у дороги? Что может произойти? (ответы детей)
Тогда, где же им играть? (во дворе, на площадке)
Но у них нет игровой площадки. Как же помочь жителям этой улицы?
Что должно быть на площадке, чтобы было весело играть? (ответы детей, воспитатель побуждает к помощи жителям городка)
Воспитатель. Предлагаю вам помочь в создании детской игровой площадки для жителей города, а для этого нужно проявить свои конструкторские умения и фантазию. Вам предложены схемы-образцы построек (Фото 6,7). Вы можете опираться на них, а можете использовать свой замысел.
Давайте, сначала определим им место для игр и поставим ограждение (заборчик) и приступим к работе на строительной площадке.
Деятельность детей: дети делятся на группы (на столах дорожные знаки, образцы построек, рассматривают схемы, приступают к самостоятельной деятельности, оформляют Игровую площадку и обыгрывают макет. (Фото 5)
III. Заключительная часть (рефлексия).
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами сделали много добрых дел.
Каких? (Ответы детей).
закрепили правила дорожного поведения,
помогли Киндеру решить проблемные ситуации,
навели порядок на улицах города Киндеров,
оформили его дорожными знаками и пешеходными переходами,
помогли жителям создать игровую площадку.
Когда вы подрастёте и станете взрослыми, постарайтесь никогда не нарушать правила дорожного движения и научить им своих друзей и родных.
А Киндер вручает вам раскраски по правилам дорожного движения.
Приложение 1.
1. Фото Киндера (фото 1).
2. Дорожные ситуации:
(Фото 2, 3).
макета «Город-Улица- Дорога»
(фото 4).
3. дорожные знаки
(Фото 5).
4. Создание игровой площадки на макете
(Фото 6,7).