Кочергина Лариса Николаевна
Автоматизация звуков в игровых упражнениях путем преодоления сенсомоторных затруднений у детей
▼ Скачать +Заказ
Введение
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра. Игра делает живым и увлекательным любое занятие. Она создает тот положительный эмоциональный заряд, который так необходим для развития полноценной личности ребенка. В атмосфере радостного общения дети учатся правильно произносить звуки играя, не ощущая тягот учебы. Несомненно, можно добиться правильного звукопроизношения скучными механическими повторениями. Но тогда исчезает то важное, ради чего мы работаем с ребенком - воспитание личности. Нет ничего плодотворнее игровых ситуаций. Для игры не существует возрастных границ. Это самый верный путь для установления эмоционального контакта. Практика убедила, что все дети талантливые актеры. Они легко вживаются в образ, в игре интонации их голоса становятся гибче и выразительнее, а движения свободные и естественные.
Публикация «Автоматизация звуков в игровых упражнениях путем преодоления сенсомоторных затруднений у детей» размещена в разделах
Как правило дети с недостатками звукопроизношения бывают двигательно неловкими, а мелкая моторика пальцев рук у них развита слабо. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (Л. В. Антакова - Фалина. М. М. Кольцова. Е. И. Исенина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Ими установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поскольку существует тонкая взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности (что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой, то, при наличии речевого дефекта у ребенка, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но дети с проблемами в развитии испытывают некоторые трудности в определении цвета предмета, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, причем этот перекос не является стойким. Такие дети затрудняются использовать слова-определения «зеленоватый», «золотой», «малиновый» и т. п.
Все это говорит о том, что с детьми, страдающими недоразвитием речи, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «мыслит формами, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Пояснительная записка
Эффективность логопедической работы по коррекции звукопроизношения детей определяется, безусловно, квалификацией логопеда, его владением методикой логопедического воздействия при недостатках произношения звуков, умением подобрать необходимый для каждого случая речевой материал, на котором строятся занятия с детьми.
Рассматривая вопрос о коррекции звукопроизносительной стороны
речи в логопедической работе, я постаралась учитывать и то обстоятельство,
что подавляющее большинство детей, помимо недостатков развития мелкой моторики пальцев рук, испытывают некоторые трудности в определении цветов и оттенков предметов. Отвечая этим потребностям, я собрала материал по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких движений пальцев рук и обогащением словаря колоративной лексикой и постаралась облечь его в ту форму, которая более всего отвечает ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.
Собранный материал сгруппирован в несколько разделов, в соответствии с основными направлениями работы по коррекции звукопроизношения (при проведении подготовительного этапа, в процессе автоматизации каждого поставленного звука изолированно, в слогах и словах, автоматизации правильно произносимых звуков в словах и предложениях, закреплении звуков в стихотворных текстах и рассказах, насыщенных отрабатываемым звуком, дифференциации звуков, автоматизации звуков в спонтанной речи).
Подобное разделение в большей мере условно, так как каждая игра может быть варьирована, в каждом конкретном случае можно вносить определенные изменения в ее содержание и форму реализации.
Дифференцированный подход к использованию игр и игровых упражнений определяется рядом моментов: возрастом ребенка, уровнем его познавательного развития, особенностями организации коррекционной работы (индивидуальные или групповые занятия, характером дефекта, причинами, повлекшими данное нарушение звукопроизношения.
Данный материал не рассчитан на последовательное и обязательное использование всех игровых упражнений. Он дает возможность гибко подбирать для занятия игры в зависимости от особенностей дефекта звукопроизношения ребенка.
Задачи данной работы можно представить следующим образом:
1. Развитие речевого дыхания.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Формирование правильного звукопроизношения.
4. Развитие мелкой моторики рук и синхронизации движений пальцев руки с произнесением звука, слога, слова.
5. Уточнение цветовых представлений детей и формирование осмысленного использования колоративной лексики.
6. Тренировка зрительного восприятия.
Игры на развитие речевого дыхания
и воспитание воздушной струи
Постановку отсутствующих у ребенка звуков я осуществляю общепринятыми в логопедии методами. Постановке звуков предшествуют упражнения для развития плавного длительного выдоха, а также распределения силы и направленности ротового выдоха. Постепенно задания усложняются, сила выдоха увеличивается. Самым сложным является для детей овладение выдохом точным по направленности и силе, т. е. движущаяся часть картинки не должна вылетать за пределы листа.
Для развития плавного длительного или сильного короткого выдоха использую уже имеющиеся и широко используемые в логопедической работе пособия, добавляя игровой прием на развитие сенсомоторики условно названного «игрой на пианино». Данные пособия носят комплексный характер, позволяющий не только развивать речевое дыхание, но и автоматизировать определенные звуки в словах, предложениях и стихотворных текстах.
«Пианино» представляет собой пять кружков, вырезанных из фактурной бумаги или ткани, и, наклеенных внизу пособия, так называемые «клавиши». При произнесении стихов или предложений, дети последовательно нажимают подушечками пальцев на «клавиши».
«Лесная избушка»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация звука «Ш» в словах и предложениях.
Оборудование: Вырезанные из картона сказочные избушки. Окна избушек закрыты шелковыми шторками. Внизу приклеены разноцветные кружки из бархатной бумаги.
Описание игры:
Логопед: Кто - кто в волшебной избушке живет?
Кто - кто в невысокой живет?
Предлагает детям плавным длительным выдохом поднять занавеску сначала на первом, потом на втором этажах и рассмотреть, кто выглядывает из окошка. Затем логопед спрашивает детей : «Кто живет в волшебной избушке?»
Дети: В моей избушке живет мышка-норушка и лягушка-квакушка.
В моей избушке живет петушок-золотой гребешок и пушистая кошка.
В моей избушке живет мушка-полетушка и мишка-шалунишка.
Одновременно с проговариванием предложений ребенок «играет на пианино».
«Жук на цветке»
Цель: Развитие сильного длительного выдоха. Активизация мышц губ. Четкая артикуляция изолированного звука «Ж».
Оборудование: Прямоугольник из картона, в центре которого изображение цветка. В углу прямоугольника под листочком прикреплена длинная нитка, на другом конце которой прикреплена фигура желтого жука. Внизу листа приклеены кружки бархатного «пианино».
Описание игры: Логопед спрашивает, знают ли дети каких - либо насекомых. Предлагает посадить желтого жука на середину цветка. Затем произносит:
Я сердитый желтый жук.
У меня шесть ножек.
Я ползу и жужжу,
Я жужжу и ползу
Быстро по дорожке.
Над лужайкою кружу.
На ромашке сижу: ж - ж - ж.
Ребенок произносит звук «Ж», одновременно играя на «пианино». Затем сильным длительным выдохом помогают жуку улететь.
«Кто сидит под елкой, прячется в траве»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление представлений по теме «Дикие животные». Автоматизация и дифференциация звуков «Л - Ль» И «Р».
Оборудование: Картинки с изображением большой ели и высокой травы. Под нижней лапой ели, вырезанной из цветной бумаги, прячется зверек (белка, волк, лось, лиса, олень). За высокой травой тоже скрываются животные (барсук, бурундук, крот, тигр, рысь). Внизу листа бархатное «пианино».
Описание игры: Педагог рассказывает детям, что животные очень осторожны. Они прячутся в траве, кустах, под деревьями.
Педагог предлагает детям плавным длительным выдохом приподнять и удержать нижние ветви елки и разглядеть, кто там прячется. Затем также длительным выдохом раздвинуть траву.
• Назвать животных, в названии которых есть звуки Л или Ль.
• Назвать животных, в названии которых есть звук Р.
Дети отвечают на вопросы логопеда, одновременно играя на «пианино».
Под елкой сидела белка. Под елкой сидел волк.
В траве прятался барсук. В траве прятался тигр. И т. д.
«Пароход»
Цель: Развитие короткого сильного выдоха. Выработка правильной воздушной струи для постановки звука Р.
Оборудование: Картинка с изображением парохода, лопасти которого
крутятся.
Описание игры: Логопед объясняет правила игры:
Большой красивый пароход
Навстречу по реке плывет.
Чтоб лопасти работали,
Воздушную струю на язычок пусти.
Ребенок прижимает кончик языка к верхней губе и делает сильный короткий выдох, не надувая щек. При этом вращает лопасти парохода пальцем.
Игры на автоматизацию правильно
произносимых звуков в словах и предложениях
«Веселые звуковички»
Цель:
Учить называть и различать гласные и согласные звуки, опираясь на артикуляцию, на цветовую символику. Упражнять детей в нахождении места звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование:
Звуковички, рот которых показывает артикуляцию определенного звука (гласного или согласного, коричневая стрелка на лбу (прическа) обозначает верхнее или нижнее положение языка. Звуковички одеты в фартучки определенного цвета: гласные - красные фартучки, твердые согласные - синие фартучки, мягкие согласные – зеленые. Звонкость согласного обозначается аппликацией желтого колокольчика на синем или зеленом фартучке (З, Ж, Р, Л, Д, Г).
Картинки, в названии которых первый звук гласный :
А – автобус, акула, альбом, автомат, ананас, автомобиль, апельсин, арбуз, абрикос, антенна, аквариум, аист, автомат;
У – утка, улитка, утюг, улыбка, удочка, укроп, узел, ухо, удав;
И – ива, иней, индюк, изюм, индеец, избушка, ирис, игрушки;
О – ослик, осы, окна, осень, обруч, обезьяна*, огурец*, орех*, очки*.
(* - начальный гласный О нужно произносить утрированно, так как он слышится как звук А).
Описание игры:
1) Педагог предлагает детям определить по артикуляции и внешнему виду Звуковичка, какой гласный звук пришел в гости. Правильно ответившему ребенку, предлагается приподнять фартук Звуковичка и назвать картинку, начинающуюся с этого гласного звука.
Для детей старшего дошкольного возраста предлагается определить, где находится звук в данном слове (в начале, середине, или конце слова, а также найти и прочитать букву, соответствующую звуку.
2) Педагог приподнимает фартучек Звуковичка, закрывая им артикуляцию «человечка», показывает картинку и предлагает определить, какой первый звук прячется в этом слове. Правильный ответ подтверждается демонстрацией артикуляции Звуковичка.
«Мотыльки»
Цель: Автоматизация звуков «Л» и «Ль» в словах и предложениях. Упражнять в подборе двух предметов одного цвета или оттенка. Учить использовать названия оттенков цветов в речи. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: Прямоугольные полоски из картона, на которые наклеены цветы васильки из цветной бумаги разных цветов и оттенков (со звуками «Л» и «Ль» в названиях: лимонный, желтый, голубой, малиновый, зеленый, салатовый, белый, фиолетовый, лиловый, алый). Плоскостные фигурки мотыльков таких же цветов и оттенков с колечками для надевания на палец.
Описание игры: Ребенок надевает на каждый пальчик правой или левой руки колечки с мотыльками.
Логопед предлагает посадить мотылька на василек такого же цвета и оттенка. Ребенок пальчиком с мотыльком прикасается к соответствующему васильку.
Ребенок: Лимонный мотылек сел на лимонный василек.
Желтый мотылек сел на желтый василек и т. д.
«Подарок ослику Иа»
Цель: Автоматизация звуков «Р» и «Рь» в стихах и предложениях. Упражнять в подборе двух предметов одного цвета или оттенка. Учить использовать названия оттенков цвета в речи. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: Прямоугольные полоски из картона, на которые наклеены разноцветные карточки (со звуками «Р» и «Рь» в названии цвета или оттенка: розовый, красный, бордовый, оранжевый, коричневый, черный, сиреневый, бирюзовый). Воздушные шары из картона такого же цвета или оттенка с колечками (для надевания на палец).
Описание игры: Ребенок надевает на каждый палец правой или левой руки колечко с шариком.
Логопед предлагает помочь Винни-Пуху и Пятачку сделать подарок ослику Иа. Для этого нужно к воздушному шарику одного цвета или оттенка подобрать такой же горшочек.
Ребенок: Розовый шарик подарим с розовым горшочком и т. д.
«Волшебная корзина»
Цель: Автоматизировать звук «Р» в словах и предложениях. Закрепить представления по темам «Овощи - фрукты», «Игрушки». Учить использовать в речи названия оттенков красного цвета.
Оборудование: Изображение большой корзины с тремя кармашками
красного, оранжевого, бордового цветов.
В красном кармашке - игрушки (предметные картинки с изображениями ракеты, мишки, кубиков, шара).
В оранжевом кармашке - фрукты (груша, яблоко, виноград, слива)
В бордовом кармашке - овощи (морковь, помидор, тыква, лук)
Описание игры: Логопед предлагает выбрать картинки, в названии которых
есть звук «Р».
Вот волшебная корзинка!
В ней волшебные картинки
Не забывайте волшебные слова.
Внимательно посмотрите и назовите одним словом предметы в красном кармашке, в оранжевом кармашке, в бордовом кармашке.
Дети: Дайте мне, пожалуйста, игрушки (называет выбранные картинки)
Дайте мне, пожалуйста, фрукты.
Дайте мне, пожалуйста, овощи.
«Волшебный мешочек»
Цель: Автоматизация звука «Ш» в словах и предложениях. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: «Волшебный мешочек» сложенный из подарочной бумаги. Прямоугольные полоски картона, на которые наклеены картинки со звуком «Ш», вставляются в «Волшебный мешочек».
1. В начале слова
2. в прямых слогах
3. в словах со стечением согласных.
Описание игры: Логопед предлагает поискать в «Волшебном мешочке» слова со звуком "Ш". Ребенок вытягивает полоску называя предметы изображенные на ней. Когда вся полоска оказывается вынутой, логопед спрашивает: «Что ты нашел в «Волшебном мешочке»?
Ребенок: «Я нашел в «Волшебном мешочке» шапку, шубу, шину, шаль, шашки.» Одновременно прижимает пальцы последовательно один за другим к называемым картинкам.
«Зажги на елке свечи»
Цель: Автоматизация звука «Ч» в словах и предложениях. Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: Плоскостная фигура новогодней елки с игрушками. В ветвях елки прорези для свечек. Свечки из картона - 10 штук.
Описание игры: Логопед предлагает зажечь на новогодней елке свечи. Ребенок вставляет свечи в прорези на елке и считает их: одна свечка, две свечки и т. д.
Логопед: «А теперь ласково назови игрушки, висящие на елке, чтобы в слове появился звук «ч» (белка - белочка, звезда - звездочка и т. д.)»
Ребенок: На елочке висит белочка. На елочке висит калач. На елочке висит зайчик.
«Включи телевизор»
Цель: Автоматизация звука «С» в словах и предложениях. Учить детей группировать одинаковые фигуры одного оттенка. Упражнять в определении первого звука в словах. Упражнять в чтении слов из трех, четырех букв.
Оборудование: Таблица, на которой слева наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа - изображение телевизора. Большие картинки для телеэкрана: сом, сок, сук, соль, нос, сани, сова, мясо, мост, куст, стул, стол. Предметные картинки, в уголке которых наклеены геометрические фигуры голубого, синего и фиолетового цвета.
(Сок - собака, облако, куст - обозначают голубым треугольником, сом - стол, облако, маска - обозначают голубым крутом, нос - носки, ослик, сани - голубым квадратом, сук - сумка, утюг, кот - голубым прямоугольником, соль - сом, ослик, лиса - синим треугольником, сани - сок, ананас, нос, игла - синим кругом, сова - собака, облако, ваза, ананас - синим квадратом, куст - кот, улитка, стол, танк - фиолетовым треугольником, мост - маска, ослик, сани, туфли - фиолетовым кругом, стул - собака, тапки, утюг, лампа - фиолетовым квадратом, стол - стул, туфли, облако, лампа - фиолетовым прямоугольником).
Описание игры: Логопед предлагает детям включить телевизор. Но для этого необходимо отобрать предметные картинки, в уголке которых наклеены совершенно одинаковые геометрические фигуры (например, голубой треугольник). Логопед вставляет их в верхний кармашек (например, собаку, облако, молоток, просит назвать первый звук в каждом из этих слов (С, О, М) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (СОМ). Затем демонстрирует картинку с изображением сома на экране. В нижнем кармашке дети выставляют буквы, обозначающие выделенный звук, и читают получившееся слово.
Игры на закрепление звуков
в стихотворных текстах
«Белые стихи»
Цель: Автоматизация звука «Л» в стихотворном тексте. Обогащать речь детей колоративной лексикой. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: Прямоугольник из темного картона, на который наклеены 2 длинных кармана, один под другим, для трафаретов из белого пластика (слона, пчелы, белого гриба, белки, волка, лося, фигурки девочки в белом платье, дельфина, голубя, зайца, облака).
Описание игры: Логопед предлагает перечислить предметы на пособии.
Ребенок. Это белый слон. Это белая белка. И т. д.
Логопед. А какой из этих предметов действительно может быть белым?
Ребенок. Белый заяц, белое платье, белый голубь, белое облако.
Логопед. Мы будем учить с тобой «Белые стихи». Будь внимателен, выбирай из кармашков пособия только те предметы, которые мы уже назвали в стихотворении, и раскладывай их на листе бумаги.
Это слон, большой и белый.
Это белая пчела.
Белый гриб у белой белки.
Возле белого дупла.
Белый волк за белой елкой.
Он и голоден и зол.
Белый лось боялся волка,
Испугался и ушел.
Это в белом платье Мила.
В белой лодке на волне.
Вот дельфин с улыбкой милой
По волнам плывет ко мне.
Это голубь, тоже белый,
Выше белых облаков.
И кому какое дело,
Рисовала, что хотела,
На асфальте белым мелом,
Если нет цветных мелков.
Логопед предлагает обвести трафареты и раскрасить их цветными карандашами.
«Разноцветные стихи»
Цель: Автоматизация звуков «Л» И «Р» в стихах. Обогащать речь детей колоративной лексикой.
Оборудование: Прямоугольный лист картона с изображением клоуна, два длинных кармашка /один под другим/ для шариков. Разноцветные воздушные шары из картона.
Описание игры: Логопед предлагает выучить стихи про доброго клоуна.
По мере называния разноцветных воздушных шаров, дети достают их из кармашков и раскладывают на альбомном листе.
Добрый клоун раздавал Шар оранжевый для Веры,
Все, что сам наколдовал, Ярко-синий для Валеры.
Он воздушные шары Светло-розовый для Аллы.
Доставал для детворы. Клаве шар достался алый.
Из глубокого кармана Рае - светло-голубой.
Шар зеленый для Романа. Клоун дал и нам с тобой
Этот красный шар для Лары, Шар веселый, словно лето,
Ярко-желтый для Тамары. Яркий, круглый, разноцветный.
В конце занятия ребенок обводит эти шары по контуру и самостоятельно раскрашивает их в соответствующий цвет. А затем дети считают свои шары.
Игры на дифференциацию звуков.
«Цветик-семицветик»
Цель:
Учить различать звуки «С», «З» на слух.
Задачи:
Развивать сильную воздушную струю.
Автоматизировать звуки «С» и «З» в словах и предложениях.
Упражнять детей в практическом употреблении существительных в родительном падеже.
Оборудование:
Игрушка – «стрекоза-флюгер», которая поворачивается от сильной направленной струи воздуха; изображения цветиков-семицветиков; предметные картинки; буквы «С» и «З».
Описание игры:
1 вариант.
На столе лежат цветики с разложенными на лепестках предметными картинками. Логопед предлагает ребенку подуть на крылышки стрекозы, чтобы узнать, на какой цветок она сядет. Затем ребенок называет картинки на этом цветке («Стрекоза сядет на весы. Стрекоза сядет на медузу»). Определяет, какой общий звук слышится в названии этих картинок («С» или «З»). И кладет соответствующую букву в центр цветка: «На этом Семицветике «растет» буква «С».
2 вариант.
В серединках цветов лежат буквы «С» и «З». Логопед предлагает ребенку подуть на крылышки стрекозы, чтобы узнать, на какой цветок она сядет. Затем ребенок подбирает картинки, в названии которых слышится соответствующий звук и кладет на лепестки этого цветка. «Стрекоза сядет на насос к букве С». «Стрекоза сядет на замок к букве З»
«Мое любимое мороженное»
Цель: Учить различать звуки «Р» и «Рь». Упражнять детей в словообразовании, практическом употреблении относительных прилагательных.
Оборудование: Карта с аппликацией вазочки мороженого и четырьмя кармашками красного, коричневого, фиолетового и желтого цвета, предметные картинки ягод и фруктов.
Описание игры: Логопед предлагает детям вложить предметные картинки с изображениями ягод и фруктов в кармашки пособий, соотнося цвет кармашка со звуком. Красный кармашек - звук «Р» (смородина, арбуз, коричневый - звук «Рь» (орех, абрикос, фиолетовый - звук «Ль» (малина, слива, желтый – звук «Л» (клубника, шоколад).
Логопед просит назвать любимое мороженое со звуком «Р».
Ребенок: Мое любимое мороженое со звуком «Р» - смородиновое и арбузное.
Аналогично проводится работа и с другими звуками.
«Африка»
Цель: Учить различать звуки Р - Рь, Л - Ль в словах. Обогащать словарный запас детей по теме «Животный мир жарких стран».
Оборудование: Фланелеграф, прямоугольный лист картона, на котором наклеены три полоски бархатной бумаги (оранжевого, малинового, светло-розового цвета) в форме Африканского континента.
Предметные картинки животных жарких стран (носорог, кенгуру, леопард, тигр, лев, гепард, страус, орел, крокодил, жираф, антилопа, слон, зебра., черная пантера, и т. д.)
Описание игры: Дети получают предметные картинки животных. Логопед предлагает помочь этим животным расселиться по Африке. Те животные, в названии которых есть звук «Р» или «Рь», живут в оранжевой части Африки. Животные, в названии которых есть звук «Л» или «Ль», живут в малиновой части Африки, а те животные, в названии которых есть два сонорных звука «Л» или «Ль» и «Р» или «Рь», живут в светло-розовой части Африки.
Дети работают у фланелеграфа, помещая животных в нужную цветовую часть «Африки».
Список использованной и рекомендованной литературы.
1. Волкова Л. С. и др. Логопедия. М. «Просвещение», Владос, 1995
2. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., «Просвещение», 1968.
3. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. СПб, «Детство-Пресс», 1999.
4. Дедюкина Г. В. Коррекционно-развивающие технологии в практической работе логопеда. Ж. «Развитие и коррекция», 1999, выпуск 5.
5. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, «Литур» 1999
6. Парамонова Л. В. Стихи и занимательные упражнения для развития речи. Дальневосточное книжное издательство, Владивосток, 1998.
7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.
8. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.