Получи документы

Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины

Юлия Савина
Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохраненное предшествующим поколением, может

любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины» размещена в разделах

Русский народный костюм – это значительная часть традиционной национальной культуры. В его структуре отражаются религиозные, эстетические представления народа, его история и уровень культуры. Народный костюм – это не просто набор художественно выполненных деталей, это отношение человека к жизни, его восприятие окружающего мира.

Одежда защищает человека от нежелательного воздействия природной среды – от холода или жары, от снега, дождя, ветра и обеспечивает в значительной мере его существование. Кроме того одежда выполняет еще одну функцию: она несет знаковую систему, позволяющую различать людей по полу и возрасту, по социальной, религиозной принадлежности.

Народный костюм является частью духовного богатства своего народа. Секреты его изготовления передавались из поколения в поколение. Мастерицы неизбежно вносили в изделие что-то своё, но в рамках традиционных представлений о красоте. Каждая деталь народной одежды – маленькое рукотворное чудо. Чем привычнее была форма, тем с большим искусством сочетала крестьянка цвета, располагала отделку. В постоянной нужде, в тяжелом труде проходила жизнь крестьянки, но это не мешало ей в свободную минуту заниматься творчеством, и на свет появлялось «чудо чудное, диво дивное» - русский народный костюм.

Русский народный костюм содержит в себе характерные элементы, имеет определенное цветовое состояние, декоративное решение, предусматривает свой способ ношения. Всё это в целом создает соответствующее образное представление и выявляет принадлежность костюма к определенному региону.

Изучение традиционного народного костюма способствует возникновению у дошкольников интереса к истории и традициям родного края, развивает уважение к труду и наследию своих предков. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Изучая традиционный народный костюм, дошкольники также попутно знакомятся с народными ремеслами – ткачеством, кружевоплетением, вышивкой, изготовлением украшений, выделкой кожи, а также другими видами народного искусства – песенными традициями края, хореографией, фольклорными традициями, устным народным творчеством.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные занятия, игры и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Для знакомства дошкольников с народным костюмом используются следующие занятия:

- познавательно-речевые занятия: рассматривание иллюстраций и картинок, а также рушников, кружева, платков и других образцов;

- беседы с детьми об отличиях в одежде в разные сезоны, об особенностях повседневной и праздничной одежды, о многообразии украшений, головных уборов и др. ;

- показ презентаций - «Традиционный народный костюм Белгородчины», «Крестьянский быт»;

- раскрашивание народных костюмов, создание аппликаций («Придумай свой орнамент», «Укрась платок» и др.).

На занятиях дети знакомятся с такими элементами женского костюма как «рубаха», «понёва», «передник», «юбка», «сарафан», находят отличия в повседневной и праздничной женской одежде. Кроме того дошкольники узнают о многообразии женских головных уборов: среди них самым распространенным был кокошник, он символизировал счастье и единение в браке. Женская одежда богато украшалась. Мужская же одежда была однотипна по покрою и однообразна по составу. Мужской комплекс одежды состоял из рубахи и нешироких штанов (портов).

Также для изучения народного костюма и приобщения детей к народной культуре используются следующие игры:

- игры – ходилки: изначально игра проводится вместе с воспитателем, который строит занятие на ее основе. В дальнейшем игра может быть использована по желанию детей, т. е. ребенок сам может выступить в роли педагога. Например, игра-ходилка «Женский народный костюм» : ход 1 – «понёва», ход 2 – «сарафан», ход 3 – «рубаха» и т. д. На занятии каждый ход воспитатель сопровождает рассказом и демонстрацией. Целью игр-ходилок является развитие мышления и внимания, закрепление новых понятий. Помимо этого, в игре с удвоенной интенсивностью отрабатывается навык счета;

- театрализованные игры: для успешной их реализации в уголке ряженья группы в открытом для детей доступе должны находиться юбки, рубахи, платки и др. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия;

- музыкальные игры: для проведения таких игр в музыкальном уголке должны иметься балалайки, деревянные ложки, трещотки и др. Включение музыкального фольклора в режим дня положительно отражается на детях – они узнают новое о русском народном искусстве - музыке, песнях, танцах;

- дидактические игры («Одень куклу в народный костюм», «Составь праздничный женский костюм», «Составь повседневный женский костюм», «Составь мужской костюм», «Дорисуй узор» и др.) : обучение на основе этих игр самое естественное в дошкольном возрасте, так как основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению это процесс непроизвольного обучения. Дидактические игры расширяют представление ребенка о традиционном народном костюме, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи;

- подвижные и малоподвижные народные игры («Горелки», «Салки», «Ручеек», «Прятки», «У медведя во бору» и др.) : такие игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения;

- проведение народных праздников (колядки, Масленица, праздник Ивана Купала и т. д.) : народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представления о традиционных обрядах, учат бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Немаловажное значение имеет привлечение родителей к проблеме изучения традиционного народного костюма. Чтобы наиболее полно осветить данный вопрос и обратить внимание родителей на необходимость приобщения детей к народному искусству, в нашем ДОУ используются следующие методы:

- памятки, листовки, буклеты, папки-передвижки по теме «Традиционный народный костюм»;

- фотоотчеты о проведенных занятиях, играх, мероприятиях;

- акция «Дополни бабушкин сундучок», в рамках которой уголок краеведения пополнится новыми экспонатами;

- акция «Выходной день – в музей!» (посещение музея народной культуры);

- совместная выставка работ педагогов и родителей «Умелые ручки» (изделия ручной работы).

Таким образом, система по приобщению дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма поможет нам :

- пробудить в детях интерес к истории и культуре родного края;

- познакомить детей и их родителей с характерными чертами народного костюма;

- познакомить детей с народными промыслами;

- развивать творческое воображение дошкольников;

- воспитывать уважительное отношение к национальному наследию, своей малой Родине;

- поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной деятельности;

- дополнить предметно-развивающую среду группы новыми элементами.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Приобщение детей к народной культуре через ручной трудПриобщение детей к народной культуре через ручной труд В течении прошедшего учебного года я вела кружок ручного труда «Мастерилка». Поделки мы делаем из различных материалов: соленое тесто, различные.

Презентация «Приобщение детей к русской народной культуре» Презентация опыта работы воспитателей первой квалификационной категории ГБОУ Школа № 1373 Лукьяновой Марии Сергеевны, Серовой Натальи Анатольевны.

Презентация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме,.

Приобщение к русской народной культуре. Мини-музей в ДОУПриобщение к русской народной культуре. Мини-музей в ДОУ Воспитание любви к родному краю, К родной культуре, К родной речи – Задача первостепенной важности, И нет необходимости это доказывать.

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре «Русская горница». Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре «Русская горница». Сообщение к презентации 1 слайд. Тема выступления: Проект.

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре»Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» Цели: Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие.

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи»Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи» Муниципальное образовательное учреждение Ореховская Средняя Школа структурное подразделение детский сад. Проект «Приобщение детей к русской.

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуреТеатрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 13:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Савина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД