Получи документы

Использование театрализованных игр как эффективного метода развития речи у детей старшего дошкольного возраста

ИРИНА МИРЗАЯН
Использование театрализованных игр как эффективного метода развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование театрализованных игр как эффективного метода развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 42

«Аленький цветочек» города Георгиевска»

Методическая разработка

на тему:

«Использование театрализованных игр как эффективного метода развития

речи у детей старшего дошкольного возраста

Разработал: воспитатель

Мирзаян Ирина Вячеславовна

Георгиевск

2024г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Публикация «Использование театрализованных игр как эффективного метода развития речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

* Обоснование актуальности проблемы развития речи у старших дошкольников.

* Цель исследования.

* Задачи, направленные на достижение цели.

* Ожидаемые результаты от реализации проекта.

* Методические основы и организационные формы работы.

* Взаимодействие с родителями

*Перспективный план, направленный на развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с помощью использования театрализованной деятельности и игр-драматизаций.

*Заключительная часть

* Выводы и обобщения.

* Список использованной литературы и источников.

Обоснование актуальности проблемы развития речи у старших дошкольников.

Проблема речевого развития дошкольников в настоящий момент является весьма актуальной, поскольку процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, даже у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) наблюдаются не только нарушения произношения отдельных звуков родного языка, но и трудности в формировании всех остальных компонентов речевой системы: фонематический слух, восприятие слоговой структуры слова, лексика, грамматический строй речи, фразовая и связная речь. В той или иной степени большинство дошкольников испытывает трудности в развитии одного, а чаще нескольких из перечисленных процессов.

Мой практический опыт работы с детьми показал, что наиболее сложными для них на занятиях по развитию речи являются задания на описание картинки, составление рассказа по серии картинок, а также сочинение творческого рассказа. Это связано с недостаточным словарным запасом у детей.

Цель исследования:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций в театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

* Формировать у детей старшей группы навыки элементарного анализа поступков героев, их оценки и понимания морали произведения.

* Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

* Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя сложноподчиненные предложения.

* Воспитывать звуковую культуру речи.

* Обогащать словарный запас.

Развивающие :

* Развивать интонационный строй речи.

* Развивать речь как средство общения.

* Формировать эмоциональную отзывчивость детей в ходе ролевых и сюжетных игр с персонажами.

* Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности действий и налаживать взаимодействие в совместной игре.

Воспитательные:

* Раскрывать творческий потенциал детей посредством вовлечения их в различные театрализованные представления.

* Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Благодаря увлекательным играм дети смогут свободно выражать свои мысли! Их речь станет богаче, ярче и грамотнее. Они научатся красиво строить предложения, правильно склонять слова и уверенно выступать перед другими людьми, используя все богатство голоса, интонаций, мимики и жестов.

Формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Наиболее эффективный способ развития речи у детей дошкольного возрастаэто создание условий для свободного речевого общения в различных видах деятельности: игре, познавательно-исследовательской, трудовой и бытовой.

В контексте развития связной речи у детей старшей группы, настоятельно рекомендую использовать игры-драматизации в системе. Этот вид деятельности оказывает значительное влияние на развитие речи, знакомя ребенка с ярким и выразительным народным языком, обогащая его словарный запас и формируя диалогическую, эмоционально насыщенную речь.

Для организации игр-драматизаций предлагаю использовать следующие приемы :

1. Словесные: беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки, игровые упражнения.

Чтение художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы, является важнейшим источником развития выразительности детской речи.

2. Наглядные: иллюстративный материал, видео, презентации, мультфильмы.

Рассматривание картинок к сказкам, использование мультимедийных презентаций, просмотр мультфильмов – все это способствует разнообразию и насыщенности образовательной деятельности.

3. Практические: проигрывание ситуаций с участием героев рассказов и сказок; инсценировки небольших диалогов; составление диалогов с опорой на иллюстрации, пантомимы, подвижные игры.

В основе организации игр-драматизаций лежат следующие методы :

* моделирование ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов.

* Творческая беседа: введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога.

* Ассоциации: пробуждение воображения и мышления ребенка путем ассоциативных сравнений и создание новых образов на их основе.

Руководство игрой-драматизацией осуществляется посредством прямых (демонстрация способов действия) и косвенных (побуждение к самостоятельной деятельности) приемов.

Таким образом, игра-драматизация способствует совершенствованию диалогов и монологов, освоению выразительности речи. Она позволяет ребенку познать свои возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей.

Наконец, игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно-ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Взаимодействие с родителями.

Различные формы работы:

1. Информационно-аналитические формы предполагают сбор и анализ данных о речевом развитии детей (опросы, анкетирование, мониторинг).

2. Досуговые формы общения направлены на установление тёплых, неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

3. Наглядно-познавательные формы работы способствуют повышению педагогической культуры родителей и изменению их взглядов на роль речи в комплексном развитии ребёнка.

4. Виртуальные формы работы, реализуемые через интернет-ресурсы (социальные сети, мессенджеры, позволяют педагогам поддерживать постоянную связь с родителями, экономя время обеих сторон.

Перспективный план, направленный на развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с помощью использования театрализованной деятельности и игр-драматизаций.

Сентябрь: Введение в мир театра

Беседа: "Здравствуй, театр!". Беседа на тему: «В гостях у С. Я. Маршака». Драматизация стихотворения С. Я. Маршака «Перчатки».

Цель:

1. познакомить детей с историей возникновения театра и различными видами театральных кукол (марионеток, пробудить интерес к театрализованной деятельности.

2. развивать воображение, восприятие, внимание, диалогическую речь.

3. воспитать интерес к театру, желание его посещать и отражать свои впечатления в игре.

Формы работы:

* Беседа "Что ты знаешь о театре?" : Дети делятся своими впечатлениями от посещения театра.

* "Загадки с рифмами" : Развитие словарного запаса и внимания.

* Игры на воображение: "Рамка - зеркало", аудиозапись Вальса Петра Ильича Чайковского, игра с куклами-марионетками.

Материалы: домик кошки, мяч, игрушки-котята (черный, коричневый, серый, вырезанные из картона разноцветные перчатки, шапочки-маски кошки и котят.

Октябрь Игровая деятельность "Колобок"

Цель:

* Формирование интереса к драматизациям.

* Развитие диалогической речи, умения четко и ясно произносить слова, интонационной выразительности.

* Понимание содержания сказки, запоминание ее текста, активизация речи, развитие способности к диалогу, слежение за действиями персонажей.

Ход мероприятия:

1. Чтение сказки "Колобок".

2. Беседа по содержанию сказки.

3. Игры:

* Игра-звукоподражание.

* Тренировочное упражнение на развитие интонационной выразительности.

* Игра "Скажи за героя".

4. Движения:

"Пройди, как. " использованием различных персонажей сказки).

Реквизит:

* Шапочки и костюмы героев сказки.

* Декорации: домик, лавочка, стул, стол, дерево.

* Магнитофон.

Ноябрь и Декабрь: Театрализация Сказок

Ноябрь:

Театрализованная постановка сказки "Грибок-Теремок" направлена на:

* Развитие интереса к сказке :

Вовлечение детей в мир сказки, пробуждение любопытства и воображения.

* Формирование сопереживания:

Поощрение детей к эмоциональному отклику на действия героев, пониманию их чувств и мотивов.

* Воспитание моральных ценностей:

Определение границ между добром и злом, формирование положительных установок.

* Развитие речевых навыков :

Совершенствование артикуляции, тембра голоса, интонационной выразительности, умения вести диалог.

* Развитие наблюдательности и двигательной активности:

Поощрение подражания движениям животных и насекомых, развитие координации.

Методические приемы :

* Чтение сказки "Под Грибом" В. Сутеева.

* Просмотр мультфильма "Грибок-Теремок".

* Обсуждение сказки, анализ сюжета и персонажей.

* Распределение ролей, разучивание текста.

* Эмоциональная гимнастика, направленная на выражение чувств героев.

Игровые материалы: зонты, маски животных, магнитофон, фонограммы.

Декабрь:

Театрализованная постановка сказки "У страха глаза велики" ставит перед собой следующие задачи:

* Развитие сценической выразительности:

Формирование умения передавать эмоции и характеры героев посредством интонации, мимики и движений.

* Продвижение интереса к драматизациям:

Вовлечение детей в театральную деятельность, развитие творческого потенциала.

* Развитие речевых навыков :

Формирование связной и диалогической речи.

Методические приемы :

* Чтение русских народных сказок.

* Рассматривание иллюстраций.

* Беседа о страхе, его природе и преодолении.

* Упражнения на развитие интонационной выразительности.

Игровые материалы: костюмы героев (петух, два зайца, волк, лиса, декорации, магнитофон.

Январь

Тема месяца: Театрализация сказки "Заюшкина избушка".

* Образовательные задачи:

Развитие навыков поведения в определенной обстановке, умение свободно перемещаться по пространству.

* Коррекционно-развивающие задачи :

Совершенствование фантазии и воображения, интонационной выразительности речи; развитие умения разыгрывать спектакль по знакомой сказке, изображать характерные особенности поведения персонажей с помощью мимики и жестов; активизация речевой деятельности.

* Воспитательные задачи:

Воспитывание интереса к сказкам, привитие социальных навыков.

Содержание: Чтение русских народных сказок, подвижные игры ("У медведя во бору", "Лиса в курятнике", "Зайцы и волк", игровые упражнения ("Кто как кричит", "Кто как передвигается"). Индивидуальная работа - проговаривание слов отдельных персонажей.

Реквизит: Домики Лисички и Зайчика, шапочки и костюмы героев сказки.

Февраль

Тема месяца: Театрализация сказки "Два жадных медвежонка".

* Образовательные задачи:

Познакомить детей с особенностями народной сказки о животных с помощью простого анализа; развить умение давать характеристику персонажам. Развивать память, внимание, речь, наглядно-образное мышление.

* Воспитательные задачи:

Воспитание эмоциональной отзывчивости, приучение к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Содержание: Чтение сказки "Два жадных медвежонка" и беседа по содержанию; характеристика персонажей; имитационное упражнение "Танец медвежат"; упражнение "Скажи фразу по-разному"; отработка диалогов (медвежонок-медвежонок, медвежонок-лиса).

Реквизит: Книга с иллюстрациями к сказке "Два жадных медвежонка", игрушки медвежат, шапочки медвежат и лисы.

Март

Тема месяца: Театрализация сказки "Волк и семеро козлят".

* Образовательные задачи:

Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению; соотносить игровое действие и эмоциональную выразительность движения со словами. Развивать понимание речи окружающих, умение вслушиваться в речь и пользоваться ситуативной речью.

* Воспитательные задачи:

Воспитание чувственно-эмоциональной отзывчивости, нравственных качеств: быть внимательным и доброжелательным, не покидать своего места во время спектакля; реагировать на происходящее на сцене; благодарить артистов.

Содержание: Знакомство с содержанием сказки "Волк и семеро козлят" посредством театра на фланелеграфе и беседа по ее содержанию; слушание и пение песен из мультфильма "Волк и семеро козлят"; игры на развитие мимики ("Пиктограмма", "Маски", "Зеркало"); имитация движений.

Реквизит: Корзина с атрибутами костюмов (шапочки козы, козлят, волка; передник, мешок, атласная лента "тоненький голосок", молоточек, кожаный ремень для кузнеца); домик-теремок, лавочка, стул и стол, дерево; фланелеграф с сюжетными картинками по сказке; фонограмма из мультфильма.

Апрель: Театрализованные постановки

В апреле запланирована театрализация сказки "Красная Шапочка" в новой интерпретации. Целью мероприятия является развитие у детей навыков воплощения образов посредством интонации, мимики и пластики движений, а также способствовать развитию творческого мышления, уверенности на сцене и памяти.

Образовательные цели:

* Углубление умения создавать выразительный образ в игре-драматизации с помощью средств выразительности (интонация, мимика, пластика).

* Овладение навыками самоанализа собственной деятельности.

Развивающие цели :

* Развитие способностей к творческому перевоплощению.

* Формирование умения свободно держаться при выступлении.

* Развитие памяти.

Воспитательные цели:

* Воспитание интереса к игре-драматизации.

* Формирование доброжелательности, чуткости и дружеских взаимоотношений.

* Воспитание культуры поведения.

Методы реализации :

* Чтение и анализ сказки Ш. Перро "Красная Шапочка".

* Упражнения на развитие интонационной выразительности.

* Рисование персонажей сказки.

* Изготовление афиши и билетов к спектаклю.

* Проигрывание этюдов из сказки.

* Придумывание сказки "Красная Шапочка" в новой интерпретации.

* Обсуждение характеров персонажей и их поступков.

Используемые упражнения :

* Динамические упражнения.

* Упражнения на координацию речи и движений.

* Подражательные упражнения.

* Упражнения на выражение эмоций.

* Дыхательные упражнения.

Необходимые материалы:

* Костюмы героев сказки.

* Декорации.

* Афиша, билеты, деньги.

* Карточки двух цветов для анализа игры.

* Музыкальное сопровождение (игра "В этом зале все друзья").

Май:

В мае запланирована театрализация сказки "Гуси-лебеди". Целью мероприятия является формирование умений создавать выразительный образ в драматизации, развитие интереса к театральной деятельности, а также совершенствование навыков диалогической и связной речи.

Образовательные цели:

* Формирование умения создавать выразительный образ в драматизациях с помощью средств выразительности (интонация, мимика, пластика).

* Развитие интереса к театрализованным играм.

Развивающие цели :

* Формирование диалогической и связной речи.

* Развитие способностей к творческому перевоплощению.

* Формирование умения отчетливо и внятно произносить слова.

Воспитательные цели:

* Воспитание интереса к театральной деятельности.

Методы реализации :

* Чтение и обсуждение сказки "Гуси-лебеди".

* Заучивание скороговорок для развития четкости дикции.

* Упражнения на дыхание.

* Деление сказки на эпизоды.

* Импровизация сказки "Гуси-лебеди".

Необходимые материалы:

* Костюмы героев сказки.

* Декорации.

* Магнитофон.

Заключение.

В результате применения данной методической разработки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций в театрализованной деятельности наблюдается положительная динамика:

* Значительное обогащение словарного запаса детей и активное использование словаря.

* Формирование навыков самостоятельной постановки коротких сказок, с детализированным описанием состояний и действий персонажей, а также использованием различных видов речевых связей.

В ходе занятий дети демонстрируют стремление к использованию точных и доступных для окружающих слов и фраз, соответствующих содержанию высказывания.

Выводы и обобщения.

Игры-драматизации являются эффективным инструментом развития речи детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют развитию фантазии, сочинительских способностей, эмоциональной отзывчивости, преодолению застенчивости и замкнутости. Кроме того, игры-драматизации помогают детям отстаивать свою точку зрения, находить оригинальные решения в различных ситуациях, развивая словесное творчество и креативность

Список использованной литературы и источников.

1. Кошманская И. П. - "Театр в детском саду"

2. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. - "Театрализованные игры в детском саду"

3. Аншинина А. Е. - "Театрализованная деятельность в детском саду"

4. Артемова Л. В. - "Театрализованные игры дошкольников" (М. :1983г.)

5. Жинкин Н. И. Механизмы речи. Москва: АПН РСФСР, 2002.

6. Карабанова О. А. Использование игровых методов в коррекционной работе с детьми. Москва: Просвещение, 2007.

7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоциональной сферы у детей. Популярное руководство для родителей и педагогов. Ярославль: Академия Развития, 2002.

8. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в дошкольном учреждении. Методическое пособие для воспитателей. Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

10. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игры с ребенком. Москва: Педагогика, 2002. - 160 с.

11. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебное методическое пособие. Великий Новгород, 2006.

9. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л. В. Русскова. Москва: Просвещение, 2001. - 280 с.

10. Сорокина М. Ф. - "Театрализованные игры дошкольников"

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Использование кинезиологических упражнений для развития речи и координации движений детей дошкольного возраста Представленный опыт накапливался в результате работы с детьми старшего дошкольного возраста два года. Выбранное мною направление деятельности.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование театрализованных игр как эффективного метода развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 сентября 2024 в 22:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование театрализованных игр как эффективного метода развития речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА МИРЗАЯН (УИ 422894) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД