Получи документы

Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Марина Токарева
Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»

Методическая разработка

Тема: «Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Выполнила: воспитатель Токарева М. В.

2021-2022 год

Актуальность

Публикация «Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Актуальность данной темы обусловлена тем, что это одно из доступных, понятных направлений особенно для детей дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Дети имеют возможность собирать, а в последующем и коллекционировать, находить отличия по разным признакам, классифицировать и дополнять постоянно свои коллекции.

Коллекционирование, как вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей, позволяет расширять границы познания, становления первых представлений о развитии, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.

В процессе коллекционирования у детей формируется любознательность к окружающему миру, расширяются границы познания, становление первых представлений о развитии, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

В своей работе педагог должен создать увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь дает понятие коллекционированию, как «систематизированному собиранию однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес». Коллекционирование является одним из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

В соответствии с основными требованиями ФГОС особенность коллекционирования заключается в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей, а также в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей, их способность к принятию и реализации собственных решений.

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций :

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования :

- легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.

- плангонология – собирание разных кукол.

- филолидия – собирание упаковок.

- филателия – собирание почтовых марок.

- бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.

- нумизматика – собирание различных монет.

Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования :

- книжки

- открытки

- магнитики с картинками

- листья и цветочки для гербария

- модельки машин и др.

Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира.

Коллекция - это универсальное средство, которое может использоваться в различных видах деятельности ребенка, а именно:

Познавательная – развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); развитие математических представлений.

Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых) и их оформление; изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты и другие)

Коммуникативная – тематические беседы, публичная презентация, творческая сочинительная деятельность.

Игровая – игры – викторины; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.

Трудовая – при оформлении коллекции и размещение объектов; ручной труд.

Чтение – художественной литературы по теме коллекций.

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Внедрять в образовательный процесс технологию коллекционирования, реализовывать на практике интересные формы работы с детьми и родителями воспитанников. Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.

Задачи:

- изучить опыт, представленный в методической литературе и опыт коллег по внедрению «коллекционирования» в образовательный процесс ДОУ;

-разработать перспективный индивидуальный план работы по самообразованию, а также с детьми и родителями воспитанников;

- создать в группе условия для развития познавательной активности детей, пополнить РППС группы разными видами коллекций;

- формировать умение у детей наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

- формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

- способствовать проявлению избирательных интересов;

- развивать познавательный интерес и потребности, любознательность, расширять кругозор воспитанников;

- прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

- формировать бережное отношение к хранению коллекций;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Планируемый результат работы над темой самообразования:

- создание уголка коллекционирования,

готовность педагога к осуществлению внедрения технологии коллекционирования в образовательный процесс;

индивидуальный подход к каждому ребенку;

привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Формы работы с детьми:

совместная деятельность воспитателя с детьми;

индивидуальная работа с детьми;

свободная самостоятельная деятельность детей.

Работа с родителями:

Организация вовлечения детей и родителей в образовательную работу по коллекционированию строится в три этапа:

1этап-подготовительный

На этом этапе погружаем в идею коллекционирования и формируем проблему. Для родителей проводятся консультации, анкетирование. Мотивируем родителей на создание семейной коллекции. Детям читаем художественно-познавательную литературу, проводим индивидуальные беседы по интересам.

2 этап – основной:

На этом этапе происходит побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования. Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми. Осуществляется работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап – заключительный:

На этом этапе организовываются выставки коллекций; выставок творческих работ детей; презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.

План деятельности воспитателя по теме самообразования

на учебный год

Месяц Формы работы, мероприятия: Методическая

работа

с детьми с педагогами с родителями

Сентябрь Беседа «Что такое коллекционирование» Анкета для воспитателей

«Что я знаю о технологии «Коллекционирование».

Анкетирование для родителей «Увлекается ли ваш ребенок коллекционированием» Изучение литературы по данной теме

Октябрь Сюжетно ролевая игра «Ищем клад» Консультация на тему: «Может ли

коллекционирование увлечь

дошкольников» Подбор необходимого оборудования, материалов. Пополнение РППС группы для развития познавательной активности воспитанников группы

Ноябрь Дидактическая игра «Рассуждалки»

(Какую первую

Коллекцию можно совместно организовать в

группе)

Решение

проблемной

ситуации «Какие экспонаты войдут в нашу коллекцию Консультация на тему «Использование метода коллекционирования в развитии креативности дошкольников» Консультация «Коллекционирование – это увлекательно» Пополнение РППС группы для развития познавательной активности

воспитанников

группы

Декабрь Рассматривание

фотографий

«Способы хранения

и оформления

коллекции» Консультация «Метод осмысленного коллекционирования» Индивидуальные

беседы Пополнение РППС группы для развития познавательной активности

воспитанников

группы

Январь Беседа «Как

раньше

поздравляли с

праздником» Анкетирование «Какая коллекция может увлечь

дошкольников» Консультация «Коллекционирование – как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Пополнение РППС группы для развития познавательной

активности

воспитанников

группы

Февраль Игровой прием «Нам не хватает экспоната - что

делать». Привлечь родителей к оформлению

коллекции монет Пополнение РППС группы для развития познавательной

активности

воспитанников

группы

Март Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана одежда»

Чтение произведения Н. Носова «Заплатка» Консультация «Коллекционирование – как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Пополнение РППС группы для развития познавательной

активности

воспитанников

группы

Апрель Беседа с детьми «Фантики это не только красивая обертка!» Привлечь родителей к оформлению коллекции фантиков Пополнение РППС группы для развития познавательной

активности

воспитанников

группы

Май Беседа

рассуждение с

детьми на тему:

«Какие следующие коллекции вы бы хотели собирать в группе» Выставка индивидуальных (семейных) и коллективных (групповых)

коллекций детей. Приглашение на выставку коллекций Отчёт по теме

самообразования на итоговом педсовете

Планирование на

следующий год.

Список используемой литературы :

1. Вербенец А. М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: Феномен, особенности, приемы поддержки // Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика». № 5, 2015 г.

2. Прохорова Л. Н. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.

3. Прохорова С. Ю. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования. – Ульяновск, 2011.

4. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008 г.

5. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М. : Индрик, 2007. С. 132–138.

6. Рыжова Н. Как стать коллекционером // журнал «Игра и дети» №4, 2004.

7. Каспарова Ю. Даешь коллекцию! Создаем домашний музей // журнал «Мама и малыш», № 10, 2006 г.

8. Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. №10, 2015 г.

Публикации по теме:

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 10:10
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Токарева (УИ 1837201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД