Марина Токарева
Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»
Методическая разработка
Тема: «Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Выполнила: воспитатель Токарева М. В.
2021-2022 год
Актуальность
Публикация «Использование технологии коллекционирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Актуальность данной темы обусловлена тем, что это одно из доступных, понятных направлений особенно для детей дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Дети имеют возможность собирать, а в последующем и коллекционировать, находить отличия по разным признакам, классифицировать и дополнять постоянно свои коллекции.
Коллекционирование, как вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей, позволяет расширять границы познания, становления первых представлений о развитии, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.
В процессе коллекционирования у детей формируется любознательность к окружающему миру, расширяются границы познания, становление первых представлений о развитии, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
В своей работе педагог должен создать увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь дает понятие коллекционированию, как «систематизированному собиранию однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес». Коллекционирование является одним из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
В соответствии с основными требованиями ФГОС особенность коллекционирования заключается в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей, а также в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей, их способность к принятию и реализации собственных решений.
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций :
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).
На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования :
- легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
- плангонология – собирание разных кукол.
- филолидия – собирание упаковок.
- филателия – собирание почтовых марок.
- бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
- нумизматика – собирание различных монет.
Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования :
- книжки
- открытки
- магнитики с картинками
- листья и цветочки для гербария
- модельки машин и др.
Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира.
Коллекция - это универсальное средство, которое может использоваться в различных видах деятельности ребенка, а именно:
Познавательная – развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); развитие математических представлений.
Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых) и их оформление; изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты и другие)
Коммуникативная – тематические беседы, публичная презентация, творческая сочинительная деятельность.
Игровая – игры – викторины; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.
Трудовая – при оформлении коллекции и размещение объектов; ручной труд.
Чтение – художественной литературы по теме коллекций.
Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Внедрять в образовательный процесс технологию коллекционирования, реализовывать на практике интересные формы работы с детьми и родителями воспитанников. Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.
Задачи:
- изучить опыт, представленный в методической литературе и опыт коллег по внедрению «коллекционирования» в образовательный процесс ДОУ;
-разработать перспективный индивидуальный план работы по самообразованию, а также с детьми и родителями воспитанников;
- создать в группе условия для развития познавательной активности детей, пополнить РППС группы разными видами коллекций;
- формировать умение у детей наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
- формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
- способствовать проявлению избирательных интересов;
- развивать познавательный интерес и потребности, любознательность, расширять кругозор воспитанников;
- прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
- формировать бережное отношение к хранению коллекций;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Планируемый результат работы над темой самообразования:
- создание уголка коллекционирования,
готовность педагога к осуществлению внедрения технологии коллекционирования в образовательный процесс;
индивидуальный подход к каждому ребенку;
привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
индивидуальная работа с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Работа с родителями:
Организация вовлечения детей и родителей в образовательную работу по коллекционированию строится в три этапа:
1этап-подготовительный
На этом этапе погружаем в идею коллекционирования и формируем проблему. Для родителей проводятся консультации, анкетирование. Мотивируем родителей на создание семейной коллекции. Детям читаем художественно-познавательную литературу, проводим индивидуальные беседы по интересам.
2 этап – основной:
На этом этапе происходит побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования. Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми. Осуществляется работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
3 этап – заключительный:
На этом этапе организовываются выставки коллекций; выставок творческих работ детей; презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.
План деятельности воспитателя по теме самообразования
на учебный год
Месяц Формы работы, мероприятия: Методическая
работа
с детьми с педагогами с родителями
Сентябрь Беседа «Что такое коллекционирование» Анкета для воспитателей
«Что я знаю о технологии «Коллекционирование».
Анкетирование для родителей «Увлекается ли ваш ребенок коллекционированием» Изучение литературы по данной теме
Октябрь Сюжетно ролевая игра «Ищем клад» Консультация на тему: «Может ли
коллекционирование увлечь
дошкольников» Подбор необходимого оборудования, материалов. Пополнение РППС группы для развития познавательной активности воспитанников группы
Ноябрь Дидактическая игра «Рассуждалки»
(Какую первую
Коллекцию можно совместно организовать в
группе)
Решение
проблемной
ситуации «Какие экспонаты войдут в нашу коллекцию?» Консультация на тему «Использование метода коллекционирования в развитии креативности дошкольников» Консультация «Коллекционирование – это увлекательно» Пополнение РППС группы для развития познавательной активности
воспитанников
группы
Декабрь Рассматривание
фотографий
«Способы хранения
и оформления
коллекции» Консультация «Метод осмысленного коллекционирования» Индивидуальные
беседы Пополнение РППС группы для развития познавательной активности
воспитанников
группы
Январь Беседа «Как
раньше
поздравляли с
праздником» Анкетирование «Какая коллекция может увлечь
дошкольников» Консультация «Коллекционирование – как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Пополнение РППС группы для развития познавательной
активности
воспитанников
группы
Февраль Игровой прием «Нам не хватает экспоната - что
делать». Привлечь родителей к оформлению
коллекции монет Пополнение РППС группы для развития познавательной
активности
воспитанников
группы
Март Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана одежда»
Чтение произведения Н. Носова «Заплатка» Консультация «Коллекционирование – как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Пополнение РППС группы для развития познавательной
активности
воспитанников
группы
Апрель Беседа с детьми «Фантики это не только красивая обертка!» Привлечь родителей к оформлению коллекции фантиков Пополнение РППС группы для развития познавательной
активности
воспитанников
группы
Май Беседа
рассуждение с
детьми на тему:
«Какие следующие коллекции вы бы хотели собирать в группе» Выставка индивидуальных (семейных) и коллективных (групповых)
коллекций детей. Приглашение на выставку коллекций Отчёт по теме
самообразования на итоговом педсовете
Планирование на
следующий год.
Список используемой литературы :
1. Вербенец А. М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: Феномен, особенности, приемы поддержки // Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика». № 5, 2015 г.
2. Прохорова Л. Н. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.
3. Прохорова С. Ю. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования. – Ульяновск, 2011.
4. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008 г.
5. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М. : Индрик, 2007. С. 132–138.
6. Рыжова Н. Как стать коллекционером // журнал «Игра и дети» №4, 2004.
7. Каспарова Ю. Даешь коллекцию! Создаем домашний музей // журнал «Мама и малыш», № 10, 2006 г.
8. Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. №10, 2015 г.