Людмила Абдуллаева
Схема наблюдения за поведением ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
ФИО ребенка___ Группа___ Кол-во полных лет___
Дата заполнения___
Заполнил: родитель, психолог, педагог___
Характер нарушений поведения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
Агрессивность В мимике: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки.
Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника; кусается; плюется; походя, ударяет встречных.
Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.
Публикация «Схема наблюдения за поведением ребенка» размещена в разделах
Вербальная: ругается, говорит обидные, нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит стукнуть себя еще раз.
Вспыльчивость В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать книгу, пособие, плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово.
Негативизм
В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.
Как отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: говорит слова «не хочу», «не буду», «нет».
Демонстративность В движениях: поворачивается спиной, утрирует движения на занятиях; падает с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого.
Как ориентация на собственное состояние и поведение : стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-нибудь наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) В мимике недовольное выражение лица, плачет.
Как реакция на препятствие обижается при проигрыше в игре, другой деятельности.
Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса.
Конфликтность Чувствительность к провокации: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состояние: не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает замыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.
Как трудность переключения: не уступает игрушек.
Эмоциональная отгороженность Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.
Как эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.
Особенности речевого поведения : не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как неодушевленные предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние других людей
Дурашливость В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает в движениях.
Как реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала и порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка.
Как нарушение социальных норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками выводит окружающих из себя.
Нерешительность В социальных отношениях: избегает устного опроса; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх; проявляет застенчивость, стесняется новых людей.
В речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать»; не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
В физических действиях: боится спрыгнуть с возвышения в ситуации неопределенности.
Реакция на новизну: проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее вариативное, чем в привычной.
В деятельности: затрудняется в принятии решения в условиях выбора, дефицита времени.
Страхи Конкретные: пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра. Социальные:новых людей в новых ситуациях; публичного выступления; остаться одному.
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.
Тревога
В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.
В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит.
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремится быть поближе к взрослому.
Скованность В речи: запинается.
В движениях: скован, неловок в новой ситуации.
Заторможенность
В познавательной активности: ничем не интересуется; не знает, чем себя занять.
В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам.
В речи: говорит слишком тихо.
Время реакции: темп действий (движений) замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.
Эгоцентричность Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты, все внимание окружающих для него.
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям.
В речи: использует местоимение «я».
Избегание умственных усилий
В условиях умственной деятельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослым.
На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту мыслительного задания.
Дефицит внимания Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.
Содержание помощи: приходится словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
В речи: переспрашивает условия выполнения задания.
Расторможенность (двигательная) Особенности в планировании действий: поспешно планирует собственные действия.
Темп и количество действий: темп действий убыстрен; много лишних действий; действует раньше условленного сигнала.
Длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.
Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.
Расторможенность (речевая) Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить, пользуясь обычной силой голоса.
Темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб; переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого.
Непонимание словесных инструкций
Сложных: путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.
Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.
Застреваемость В деятельности: рисует многократно повторяющиеся элементы.
Во взаимоотношениях: навязчив в общении; привлекает к себе внимание.
В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу (просьбу); навязчивые хмыкание, поперхивания.
сфере чувств и эмоций: застревает на обиде; нетерпим к замечаниям.
Трудности переключения: с трудом переключается.
В мышлении: трудность осмысления материала в условиях дефицита времени.
Навязчивые, стереотипные действия и движения: биение, грызение, глотание, выдергивание, дергание, обкусывание, кручение, сосание, сжимание-расжимание, посасывание, раскачивание, постукивание, потирание, пощипывание, подергивание, ковыряние, поглаживание, почесывание.
Работоспособность Умственная: быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия.
Физическая: быстро устает на прогулке, от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; необходимо варьирование сложного задания, требующего физических усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.