Елена Коверзнева
Конспект игровой деятельности педагога с детьми «Эмоции: их польза и вред для здоровья»
Цель: закрепление знаний у детей о видах эмоций, формирование приемов снятия отрицательных эмоций, как способов сохранения психологического здоровья.
Задачи:
Обучающие:
1. актуализировать знания детей о разных эмоциях;
2. сформировать у детей понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных);
3. расширить знания о приёмах снятия отрицательных эмоций, как одному из способов сохранения психического здоровья.
Развивающие:
1. развивать интерес к общению;
Публикация «Конспект игровой деятельности педагога с детьми „Эмоции: их польза и вред для здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
2. развивать в ходе игровой деятельности мышление, внимание, наблюдательность, любознательность, мелкую моторику рук, координацию движений;
3. обогащать словарь детей, развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры.
Воспитательные:
1. воспитывать у детей культуру общения;
2. воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе и к своему здоровью.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, задачи:
1. обогатить представления и знания детей по теме «Эмоции»
Речевое развитие, задачи:
1. развивать связную речь, повысить речевую активность.
Социально-коммуникативное развитие, задачи:
1. сформировать умение снятия отрицательных эмоций;
2. подкрепить желание детей заботиться о себе и окружающих, соблюдать культуру общения.
Физическое развитие, задачи:
1. развивать координацию движений, умение повторять движения за педагогом.
Планируемые результаты
1. обогатить представления и знания детей по теме «Эмоции»;
2. повысить интерес детей к своему психологическому здоровью;
3. подкрепить желание детей заботиться о себе и внимательно относиться к себе и окружающим;
4. способствовать использованию полученных знаний в отношениях с детьми и взрослыми.
Предварительная работа
- рассматривание иллюстраций по теме «Эмоции, настроение»;
- разгадывание загадок;
- д/и «Театр настроения»;
- речевые игры «Эмоции наоборот»;
- просмотр мультфильма «Просто так».
Этапы занятия
1. Организационно-мотивационный этап
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
- Здравствуйте! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Елена Александровна, а Вас?
- Посмотрите, ребята, у нас сегодня гости, давайте и с ними поздороваемся.
- А почему люди здороваются, что это значит?
- А знаете ли вы, ребята, что здороваться можно по-разному. Давайте, попробуем поздороваться: руками, плечами, носами.
Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать, о чем мы вами сегодня будем говорить, нужно нам собрать картинку, которую случайно перемешал ветерок.
Воспитатель: - Что изображено на картинке? Вы догадались, какая тема нашего общения будет сегодня с вами?
Воспитатель: – Правильно эмоции, мы сегодня узнаем, на какие группы можно разделить эмоции и как они влияют на наше здоровье и что нужно делать, чтоб сохранить здоровье.
2. Основной этап
Воспитатель: - Сегодня, когда я шла в садик, я несла вам сюрприз, вот он (показывает воздушные шарики) только, эти шарики были не одинаковые, а разные – каждый имел свое настроение, но я попала под дождик и вот шарики стали одинаковыми.
- Я предлагаю с помощью этого мешочка разделиться вам на пары. (В мешочке маркеры черного и красного цвета по количеству детей. Дети не глядя вытаскивают маркер). А теперь каждый красный ищет себе в пару черный цвет. Какие вы умнички, и еще теперь уже парочками выбираем себе по одному шарику.
- А сейчас с помощью маркеров мы будем возвращать шарикам – их настроение, а чтоб нам было легче, у шарика есть подсказка (к шарикам привязаны записочки со стихами по эмоции).
Воспитатель: Весел я, весел я
Ножками я топаю.
Я танцую и пою
И в ладоши хлопаю. (Логоритмика)
- Какое настроение у этого шарика? (РАДОСТЬ)
Воспитатель: Лепит девочка из глины
Ушки, лапки, хвостик длинный,
Удивляется братишка,
Вышла серенькая мышка. (Пальчиковая гимнастика)
- Так, этот шарик был таким же как и братишка, каким? (УДИВЛЕНИЕ)
Воспитатель: Посмотрите, никто не играет со мной
Потому что я злой.
Я ногами стучу,
Я сейчас закричу
Кулаки я сжимаю, пыхчу.
- Какая эмоция была у этого шарика? (ЗЛОСТЬ) (Логоритмика)
Воспитатель: У опушки две старушки
Брали груздья и волнушки
Филин: «У-у-ух!», филин: «У-у-ух!»
У старушек замер дух: «Жутко». (Пальчиковая гимнастика)
- А этот шарик видимо был таким же как и старушки в лесу? Так какую рисуем ему эмоцию? (СТРАХ)
Воспитатель: - Ребята, вы очень помогли нашим шарикам вернуть их настроение.
3. Этап практического решения проблемы
Воспитатель: - Ребята, а вы думаете, все ли эмоции, которые испытывает человек будут хорошими?
Да, эмоции можно разделить на плохие и хорошие?
- Давайте, вы сейчас попробуете распределить наши шарики на две группы, те шарики, которые испытывают, на ваш взгляд, хорошие эмоции мы прикрепим к солнышку, а те эмоции, которые вредят здоровью к тучке.
(Дети сортируют шарики, если потребуется, вместе с педагогом исправляют ошибки)
Воспитатель: - А как вы думаете, ребята, что будет, если долго копить плохие эмоции в себе?
- А сейчас ребята я вам хочу показать, что может произойти, если человек будет очень долго копить в себе плохие эмоции.
Опыт: Стакан с водой с добавлением лимонной кислотой «спокойное состояние человека» и баночка с содой «отрицательные эмоции».
- Как мы видим, у человека эмоции начинают выходить из под контроля. Человек очень может сильно злиться и расстраиваться, а когда мы злимся или расстроены, то это очень плохо влияет на наше здоровье. Но к сожалению со всем избежать плохих эмоции в течении всей жизни человек не может, а что же делать, как уберечь наше с вами здоровье?
- Сейчас мы с вами попробуем превратить плохие для здоровья эмоции в хорошие.
- Итак, что же можно сделать, если вдруг мы стали злиться? А вот, оказывается злость можно выдувать.
(Игра «Выдуваем злость»)
Воспитатель: - Наполняемся все воздухом,
Вдох-вдох-вдох
А теперь резкий и долгий выдох
И превратились в сдувшиеся шарики (Дыхательная гимнастика)
Расслабились. И еще разок.
Ну, как получилось злость «выдуть»?
Воспитатель: - А теперь давайте, будет побеждать страх, а точнее пугать страх, да, да страхи тоже чего-то да бояться. Итак…
(Игра: «Напугаем страх»)
- Страх боится солнечного света,
Страх боится летящей ракеты,
Страх боится веселых людей,
Страх боится интересных затей!
Я улыбнусь, и страх пропадет, (Логоритмика)
Больше меня никогда не найдет,
Страх испугается и задрожит,
И навсегда от меня убежит!
(Воспитатель вместе с детьми делает движения)
Воспитатель: - Как думаете: испугались наши страхи убежали или нет?
4. Заключительный этап
Воспитатель: А еще ребята, иногда любому человеку нужно просто уметь расслаблять, и это очень полезно для здоровья, потому что таким образом наш организм восстанавливает свои силы, которые нам нужны, чтобы оставаться спокойными, весело играть и меньше капризничать и сейчас мы поиграем в игру «Солнечный зайчик».
(Игра «Солнечный зайчик»)
Воспитатель: Итак, садимся на ковер по-турецки, закрываем глазки и представляем, что вышло солнышко:
- Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. (Самомассаж)
1. и вот солнечный зайчик пробежал по-нашему лобику, давайте, нежно погладим лобик рукой, словно зайчик коснулся;
2. затем солнечный зайчик прикоснулся к нашему носику, погладим носик;
3. сейчас он скользнул по нашим щечкам, и их мы нежно погладим;
4. затем зайка пробежал по нашему животику, гладим животики;
5. и погладил нас по волосам.
- Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним.
- А теперь открываем глазки, ну как настроение? Вам понравилось? Силы для дальнейших игр появились?
5. Рефлексия.
Воспитатель: - Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что в течении жизни у человека возникают разные эмоции хорошие и плохие.
- А какие эмоции, вы выберите для своего здоровья?
– А как сделать, чтоб положительных эмоции было больше?
- А как вы думаете, неожиданный сюрприз вам доставит какие эмоции хорошие или плохие? Тогда, держите… (Вносятся шарики и раздаются детям)
Литература:
1. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009г.
2. Яковлева Л., Юдиной Р. Дошкольное воспитание. – 1997
3. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2005
4. Чистякова, М. М. Психогимнастика. [Текст] - М., Просвещение, 1990
5.. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении//Методист. 2012. № 4.
6. 30. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн. : НИО, 2011.