Юлия Бурдакова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы экологического воспитания дошкольников сегодня находится на высоком уровне, и им уделяют всё больше внимания. Это проблема вызвана тем, что дети, окруженные самыми разнообразными развлечениями, все реже обращают внимания на окружающую природу. Родители в погоне за интеллектом своих детей, все реже обращаются к природе как одному из источников познания, поэтому остается последнее слово за педагогом.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В настоящее время вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства у ребёнок формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Произойдет это только если взрослые, воспитывающие ребенка понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают своим детям прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников.
Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста. У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.
Задачи экологического воспитания детей :
- Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
- Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
- Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
- Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
- Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
- Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.
- Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей, их воспитывающих.
Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.
1.2. Средства формирования основ экологической культуры в программах для ДОУ.
Формирование экологической культуры личности должно стать непременной частью деятельности всей системы образования согласно ФГОС. Необходимым условием этого является осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой. Способность прогнозировать отдаленные последствия вмешательства человека в природные взаимосвязи составляет основную черту экологической культуры. Основными факторами, влияющими на формирование экологической культуры, выступают: концепция непрерывного экологического образования; экологическое воспитание в ДОУ и начальной школе и соблюдение преемственности между ними; личность педагога, экологическая развивающая среда.
За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних немало экологических.
Нами были проанализированы некоторые парциальные программы, которые направлены на экологическое воспитание дошкольников.
Одной из первых появилась программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой. «Юный эколог» включает две подпрограмма – программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, то есть одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.
Все вопросы можно решить при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы – растений и животных.
Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой хороша тем, что она решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитии её у взрослых. Прививая воспитаннику экологические знания, педагог повышает и уровень своих знаний. К сожалению, не каждое ДОУ располагает достаточным пространством для размещения объектов природы – растений и животных.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» является именно такой программой и нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребёнка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой, дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своём крае.
Программа «Наш дом – природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты – знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умение видеть красоту и т. д.). Половина программы (5 блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва, и т. д.). Три блока посвящены живой природе – растениям и животным, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей : автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Моё дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе. Таким образом, изучив ряд отечественных программ, мы пришли к единому мнению, что программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» более эффективная в работе с детьми, имеет теоретическую основу – научное обоснование. Структура программы включает: цель, содержание, методическое обеспечение. Автор программы предусматривает процедуру её внедрения и распространение: публикацию материала, подготовку кадров на специальных курсах повышения квалификации.
Основными средствами формирования экологической культуры выступают : игра, ведение природоохранной деятельности, наблюдения, учебно–развивающие занятие, трудовая деятельность, организация и проведения экологических праздников, создание экологических проектов.
1.3. Формы и методы формирования экологического воспитания у дошкольников.
Достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами формирования экологического воспитания. Несмотря на различие теоретических воззрений в практике воспитательно-образовательной работе ДОУ все разнообразие используемых методов определяется следующим:
- общей целью и конкретными задачами данного этапа педагогического процесса;
- содержанием и методами науки;
- возможностями ребенка (возрастными, степенью подготовки и др.);
- возможностями воспитателя : педагогическим опытом, индивидуально
-личностными особенностями и способностями, уровнем теоретической и практической подготовки.
К методам формирования экологического воспитания относятся наблюдение, элементарные опыты, моделирование, игра и т. п. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя рассказ, беседа, чтение произведений, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений.
Существует три группы методов экологического образования : наглядные, словесные и практические. Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания. При циклической организации наблюдений осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение дошкольниками. Каждое следующие наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.
А для того, чтобы знания о природе были осознанными используются элементарные опыты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.
Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно -следственных связей, что в свою очередь способствует формированию знаний выполнения различных действий в уходе за живыми существами, умения предвидеть результат и зависимость состояния животного или растения от своей деятельности. При помощи элементарных опытов детям можно показать такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образования радуги и др.
Следует отметить, что важное значение также имеет моделирование, так как познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений и элементарных опытов. Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, переменные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели, то есть здесь имеет место моделирование - как процесс создания модели и сама деятельность с моделью, как средство экологического образования.
Саморукова П. Г. описывает последовательность в обучении моделирования, так как с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. А также возможно осуществлять моделирование закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост развития живых существ).
«Игра - это эмоциональная деятельность»,- пишет С. Н Николаева (1999). Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследования Л. А Абрамян, которая показала, что через игру легко формируется позитивное отношение к окружающему миру.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания, проявляют эмоциональное отношение к миру. Все знания, умения, приобретенные ребенком в игре он переносит в «личностный» план, ведь именно в игре проявляется поведение, истинное его существование. Итак, игра как метод формирования экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Следует отметить и тот фактор, что использование перечисленных выше методов невозможно без применения словесных методов, т. к. они решают следующий ряд задач: конкретизация, пополнение, уточнение знаний об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе, какой- либо деятельности. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
Применяя различные методы, следует так же отметить и значимость средств экологического воспитания дошкольников. Более того, учитывая, что у дошкольников отсутствуют достаточно полные представления об объектах и явлениях окружающей действительности, значение средств неизмеримо возрастает. Они обеспечивают наглядность обучения и активизируют процесс учебного познания, несут в себе и осуществляют воспитывающую и развивающую функцию. Но, пожалуй, самое главное - эти средства обеспечивают операционную деятельность и служат основными источниками знания. Все знания, умения, приобретенные ребенком в игре он переносит в «личностный» план, ведь именно в игре проявляется поведение, истинное его существование.
Систематическое обучение на занятиях - важное средство экологического образования детей дошкольного возраста.
Как известно, среди организационных форм обучения в дошкольной педагогике выделяют следующие: индивидуальная, групповая (с подгруппой) и фронтальная (со всей группой). В экологическом образовании применяется в основном групповая форма обучения.
Авторами современных комплексных программ, в частности, программы «Детство», выделяются 3 основных формы организации работы с детьми: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.
В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.
Данная система представлена в программе «Мы» Н. Н. Кондратьевой, которая является также автором раздела «Ребенок открывает мир природы» в программе «Детство».
Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей :
Специально организованное обучение:
1. Экскурсии
2. Занятия
3. Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);
4. Изобразительная деятельность экологической тематики;
5. Ознакомление с трудом взрослых в природе;
6. Обучение детей труду по уходу за растениями и животными;
7. Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы);
8. Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа);
9. Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).
Совместная деятельность педагога и детей : диагностика экологической воспитанности детей (первичная, текущая, контрольная); наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна; целевые прогулки в природу; игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные); рассказ воспитателя, чтение детской художест-венной литературы; беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношении к ней; сбор коллекций семян, камней, осенних листьев; опыты, поисковая деятельность; труд в уголке природы и на участке; просмотр диафильмов, видеофильмов; работа с моделями; ведение календарей природы, дневников на-блюдений; различные виды изобразительной деятельности на экологические темы; создание книг - самоделок; экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей :
- самостоятельная активность детей,
- разные виды игр;
- экспериментирование;
- уход за растениями уголка природы;
-работа с литературой, энциклопедиями;
- коллекционирование;
- изготовление моделей, книжек-самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций;
- театрализованная деятельность и т. д.).
Кроме того, другими авторами (например, Ахметшиной Л. Р.) выделяются также в качестве форм повышения качества экологической образованности детей следующие формы : экологические кружки, уроки доброты, уроки мышления, экологические конкурсы, КВН, аукцион марафон, викторина «Поле чудес», экологические акции, экологические экспедиции, клуб исследователей природы, лаборатории юного эколога, составление экологических карт, ведение «Панорамы добрых дел».
Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологическом воспитании дошкольников используется большое разнообразие средств и методов, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Следует отметить и то, что для комплексного решения поставленных задач целесообразно использовать сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста, в частности для формирования экологической культуры
2. Вывод.
Итак, на основе выше изложенного можно сказать следующее:
- итогом экологического образования должно стать высокоразвитое экологическое сознание, экологическое мышление составляющие экологическую культуру личности;
-экологическое воспитание включает в себя знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всем; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей;
- экологическое воспитание развивается на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного детства;
- становление экологического воспитания происходит при участии и под руководством взрослого;
-интерес к процессу формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста привел к большой экспериментальной работе в этом направлении, в ходе которой различные теоретики и практики дошкольного образования стали создавать программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста;
-в данных программах определено содержание экологической культуры детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе;
-несмотря на различие теоретических воззрений в практике воспитательно-образовательной работе ДОУ по формированию экологического воспитания дошкольников используются разнообразные методы; имеющие свою специфику и особенности применения на разных ступенях дошкольного детства;
-для комплексного решения поставленных задач целесообразно использовать сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста, в частности с целью формирования экологической культуры детей.
4. Заключение
Анализ эколого- педагогических исследований проблемы: «Экологического воспитания дошкольном детстве» показал, что исследуемая нами проблема нашла свое отражение во многих научных трудах педагогов – экологов. Педагогической наукой, практикой дошкольного воспитания накоплен значительный опыт по формированию основ экологии у дошкольников.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, различных форм и методов обучения дошкольников, взаимосвязи музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка.
4. Литература
1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М., 1997.
2. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С. 23.
4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн. : Нар. света, 1972, 238с.
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой, - М. : Просвещение, 1980. - С. 42.
6. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9.
7. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.
8. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 70-73
9. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
10. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.
11. Клепинина З. А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М. : Просвещение, 2006. – 438 с.
12. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 34-36.
13. Коломина H.B. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий / Н. В. Коломина. - М. : ТЦ «Сфера», 2003. - 143 с.
14. Кондратьева H.H. Программа экологического образования детей «Мы» / H.H. Кондратьева. - СПб. : НИИХ СПбГУ, 1996. - 104 с.
15. Мамедов Н. М, Суравегина И. Т. Экология / Мамедов Н. М, Суравегина И. Т. М. : «Школа – Пресс»,1996- 464с.
16. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с.
17. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
18. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
19. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.