Наталья Гурьева
Методическая работа как средство повышение профессионального мастерства педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Современный ученый, Никишина И. В., дала одно из определений методической работе. «Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом». [16]
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Публикация «Методическая работа как средство повышение профессионального мастерства педагога» размещена в разделах
Актуальность проблемы, оказание помощи в подготовке высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку. Помощь воспитателю в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, в повышении своего педагогического мастерства.
Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.
Методическое обеспечение – новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения – оснащение учреждений передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности.
С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы. Сюда входят разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
В соответствии с действующим законодательством утверждена, приказом №1028 Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022года, федеральная образовательная программа дошкольного образования.
К структуре программы дошкольного образования определяется методическое обеспечение образовательной деятельности:
1. Методически обеспечиваться должны будут как обязательная часть, так и часть формируемой участниками образовательного процесса основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии объемами;
2. Методически обеспечены должны будут компоненты образовательных областей;
3. Соблюдение комплексно-тематического принципа в методическом обеспечении;
Необходимость методического обеспечения системы образования сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность является и условием эффективности, и одним из средств достижения качества деятельности и ее результатов. На современном этапе в приоритет вынесено программное обеспечение, прежде всего педагогического процесса, которое реализуется преимущественно самими педагогами — результат выражен в разнообразии авторских проектов, моделей образовательных объединений.
В широком понимании слова к методическому можно отнести и нормативное обеспечение системы образования как федерального, так и регионального масштаба — это документы, определяющие функциональное назначение, содержание и организационные аспекты деятельности работников. Например, к нормативно-методическому обеспечению федерального уровня можно отнести Типовое положение, Положение об аттестации и аккредитации учреждений образования, квалификационные характеристики педагогических работников системы образования.
Роль нормативной базы, особенно на этапе переосмысления предназначения и приоритетов образования, особо значима: она не столько регламентирует, сколько упорядочивает, приводит именно в систему всю отрасль образования.
Однако хотелось бы отметить, что для стабильного функционирования, качественного продвижения и развития учреждения образования особо необходимо научно-методическое и, если можно так выразиться, практико-методическое обеспечение педагогического процесса, педагогических систем учреждений образования детей.
Функционально задача методического обеспечения предписана методистам учреждений дошкольного образования. Их назначение, изложенное в федеральных квалификационных характеристиках, очень масштабно, а именно: по целям, функциям, направлениям и видам деятельности. Главное, что можно вывести из всех предъявляемых к методисту требований, — это задача осуществить методическое обеспечение профессионально.
Основной задачей методистов и основным направлением их работы является методическое обеспечение образовательного процесса.
Литература
1. Аншукова Е. Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление ДОУ. – 2004. - №3.
2. Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. - №3.
3. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М, : ООО «Издательство Астрель», 2002.
4. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М. 1991. –5. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000
7. Васильева А. И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение. 1990.
8. Василенко Н. П. Диагностика и организация методической работы. Р / н Дону. – М., 1995.
9. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М. : ТЦ Сфера, 2003
10. Волобуева Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. № 6.
11. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в ДОУ. М. 1995.
12. Крымов А. А. Вы – управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? М. : Бератор – Пресс, 2003.
13. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. 2005.
14. Левшина Н. И. Информатизация как условие эффективности контрольно – аналитической деятельности. // Управление ДОУ. – 2005.- № 2
15. Никишина И. В. Методическая работа в ДОУ : организация, управление. – Волгоград, 1995.
16. Никишина И. В. Технология управления методической работой. – Волгоград, 1996.
17. Никишина И. В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. – Волгоград, 1993.
18. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград. 2007