Оксана Тапленкина
Методическая мастерская «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках Орксэ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1 тема
Слайд2 Правовые основания организации и обеспечения духовно-нравственного образования в общеобразовательной организации включают правовые акты всех уровней.
На федеральном уровне это
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединения»
4. Конвенция о правах ребенка
5. Закон РФ «Об образовании»
6 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
На региональном уровне – правовые акты субъекта Федерации, правовые акты муниципального образования (местного самоуправления) и собственные акты общеобразовательной организации. Содержание правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципального образования и образовательной организации не может противоречить федеральным правовым актам, прежде всего Конституции и федеральным законам. Новый ФГОС, который вступил в действие 1 сентября 2022г, делает акцент на тесном взаимодействии единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. Ключевая роль отведена духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, его интеллектуальной, гражданской, культурной и духовной сферы.
Слайд3.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в рамках ФГОС определяет целью духовно-нравственного развития и воспитания- заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной с самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Определяет систему базовых ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемых от поколения к поколению.
Слайд 4
Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.
Слайд5
Введение курса ОРКСЭ призвано содействовать более тесному
взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников,
ОРКСЭ призван сыграть ведущую роль в восстановлении целостности современного педагогического процесса в единстве его трех важнейших функций: обучения, воспитания и развития личности.
В курсе 6 модулей, они группируются вокруг трёх основных национальных ценностей, на базе которых и осуществляется воспитание детей. Модуль обучающего курса определяется родителями.
1) Отечество,
2) семья,
3) культурная традиция.
На этих базовых ценностях
Основной целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Данный предмет носит:
*патриотический
*нравственный
*эстетический
*культурологический оттенки
Освоение школьниками курса должно обеспечить
понимание значения нравственности, морали
формирование представлений об основах религиозных культур и светской этики
формирование уважительного отношения к различным традициям
укрепление преемственности поколений
Изучение предмета является не целью, а средством для развития личности ребенка, развитие его мышления, речи, памяти, интеллектуальных умений, чувств, эмоций, характера может происходить только в деятельности.
Слайд6 В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать системно-деятельностный подход к обучению. В своей работе использую следующие современные технологии:
Технология проблемного обучения: В даннорй технологии использую такие методы работы, как
Древо познаний (на основе фишбоун) В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Синквейн, глоссарий, интерактивная тетрадка Составление словаря-глоссария и работа с интерактивной тетрадкой являются сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока.
Слайд 7 Технология проектного обучения: Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. Проект — это «пять П». Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио. Кроссворды
Слайд 8
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.
Для того чтобы оживить работу на уроке, а также для обсуждения и аналитической работы над поступками героев, показываю детям мультфильмы или фрагменты художественных или документальных фильмов. С помощью видео дети знакомятся с информацией по теме урока. Знакомство с киноэкранизациями создает новую учебную ситуацию, поэтому очень важно, когда и как продемонстрировать видеоролик. Особенно в тех случаях, когда мы предлагаем ученикам самостоятельное чтение, рассматривание или изучение материала. На уроках ОРКСЭ мы работаем с такими мультфильмами, как «Рождество Христово», «Твой Крест», «Притчи Иисуса», «Сказание о Петре и Февронии», «Милосердие», фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», анимационный фильм «Крепость: щитом и мечом» и др. Кроме видеофрагментов на уроках ОРКСЭ используем возможности виртуальных экскурсий, презентации, галерея образов, наглядность, викторины, конкурсы
Слайд 9 Наиболее эффективной технологией работы на уроках в начальной школе является игровая технология. В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элемент более общей технологии; - в качестве урока или его части. Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. Использую словесные игры: «Спасибо», «Жизненные ситуации», «Цепочка слов», где нужно подобрать однокоренные слова к слову и составить предложения с этими словами; «Продолжи фразу»: «Доброта - это.», «Добрый человек - это.». Игры - драматизации, где ученики разыгрывают диалог, сюжет, делятся личным опытом. Игры - путешествия, в них ученики путешествуют по времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам. Викторины
Слайд 10 Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, духовно обогащённого, высоконравственного человека помогает мне в работе методы и приёмы технологии критического мышления. Это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Данная технология, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
«Составление кластера» Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
«Техника постановки вопросов» Важным опорным материалом в работе могут стать притчи. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Только те ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.
Один из простых приёмов, позволяющий обучать умению задавать вопросы, – таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Этот приём может быть использован на любой стадии урока. Вопросы могут быть использованы для взаимоопроса. Прием «Ключевые слова» помогает осуществить стадию вызова на уроке. Составить рассказ, используя ключевые слова. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.
Синквейн
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Синквейны обязательно анализируются.
Все приёмы действенны. Применение даже некоторых приёмов технологи развития критического мышления (РКМ) даёт возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся.
Написание сочинений
Нарисуйте счастье. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)
Письмо
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Незабудка- незабудь-ка! Рефлексия хорошо подходит
Слайд 11 Использую технологию сотрудничества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе, в паре, которое позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса. Примеры некоторых форм и приемов работы в данной технологии: беседа, дискуссии, взаимные вопросы и задания («Чёрный ящик», «Волшебный мешочек», взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя, интервью (например, по теме «Семья», «Семейные традиции»).
СЛАЙД 12 Воспитательное воздействие предмета усиливается благодаря богатейшим возможностям использования на уроках межпредметных связей. В своей работе я активно использую связь уроков ОРКСЭ с другими предметами. К урокам ОРКСЭ подбираю литературный материал (уже пройденный учащимися или дополнительный, который служит основой для патриотического воспитания школьников. Пословицы
Где не жить — Родине служить.
Где сосна взросла, там она и красна.
Герой – за Родину горой.
Главное в жизни – служить отчизне.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
И собака свою сторону знает.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Мила та сторона, где пупок резан.
с уроками русского языка:
- работа с терминами и понятиями;
- обогащение лексического запаса;
- совершенствование навыков построения устной и письменной речи;
- повышение грамотности;
- оформление тетрадей (словарной работы, тезисов, высказываний великих людей).
• с уроками изобразительного искусства.
• Через любование картин художников дети начинают воспринимать истинную красоту Божьего мира, отраженную в предметах живописи. А патриотизм начинается с любви к родному краю, к Родине.
• «Окружающий мир» в 4 классе «перекликается» с курсом «ОРКСЭ» следующими темами:
• Природные зоны и природные сообщества, в рамках которой рассматриваются условия жизни и занятия коренного населения всех уголков России.
• Важнейшие события в истории Отечества, где дети продолжают знакомство с историческими событиями, происходящими в России
• Музыка – пища для души. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность.
Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении учащихся начальных классов:
обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах; расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности.
Слайд 13
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Нравственное воспитание школьников происходит на всех без исключения уроках. Духовно - нравственному воспитанию школьников отвечает не только содержание предмета, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе, и сама личность учителя.
Для успешного духовно-нравственного и эстетического воспитания школьников учителю важно организовать процесс коллективной деятельности детей таким образом, чтобы она была пронизана высоконравственными отношениями.
Нравственное воспитание школьников и эстетическое воспитание школьников в коллективе наиболее эффективно тогда, когда каждый ребенок занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью незаменимой. Это помогает развиться чувству собственного достоинства и сформировать адекватную самооценку.
Такое духовно - нравственное воспитание школьников без специального внешнего побуждения заставляет ребенка соответствовать нравственным представлениям, принятым в обществе.
Школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.