Татьяна Юрьевна Сафонова
Конспект занятия для дeтeй стaршeгo дoшкoльнoгo вoзрaстa «Кoшeлёк и eгo друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход, а также сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, банковские операции.
Развивающие:
Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей;
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия для дeтeй стaршeгo дoшкoльнoгo вoзрaстa „Кoшeлёк и eгo друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей;
Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения.
Предварительная работа:
Изготовление бумажных кошельков способом оригами, использование бумажных денег, проведение экспериментов с деньгами.
Условные обозначения:
С – сказка, В. - слова воспитателя, ?- вопрос.
Ход занятия:
В. - Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька). Он пришел к вам с вопросами и своими проблемами и очень надеется на вашу помощь …
С… Итак…. Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…
? -Для чего открывали кошелек? (достать деньги). Ответ детей
С: Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.
?-Отчего кошелек становился толстым? Ответ детей
- Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет? Ответ детей (мама, папа - зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, брат-студент - стипендия, маленький ребенок - пособие)
На магнитной доске один из детей вывешивает картинки
? - Можно ли кошелек назвать семейным бюджетом?
Задачка:
- Если папа работает на двух работах, а мама на одной, сколько зарплат пополнят этот кошелек -O--Что означает слово ДОХОД? Ответ детей (деньги, которые поступают в семью)
Физкультминутка.
Мама милая, родная, ладони прикасаются к
щекам,движения головой – влево- вправо
Папа тоже дорогой. вытягивают руки вперёд.
Бабушка совсем седая, поглаживая виски в
сторонузатылка
Дед уже не молодой. поглаживание щёк вниз
Брат похаживает в школу, ходьба на месте
А сестра лишь в детский сад, сгибание ног в коленях
Я скажу, ребята, смело, сгибание правой руки в локте, большим пальцем
прикасаясь к груди
Что семье я очень рад. руки от груди разводят в стороны.
?-Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Ответ детей (купюры и монеты - показать). Это наличные деньги, т. е. их можно увидеть, пощупать.
Игра «Дополни фразу»
Закреплять умения сопоставлять предметы и находить в них разницу. Я начну фразу, а вы дополните:
- Монета круглая, а банкнота…. (прямоугольная)
- Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)
- Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)
- Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)
- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)
?-Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?
Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают (предложить купюру и монету)
С:В кошельке крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали только для товаров первой необходимости.
?-На какие товары первой необходимости использовали деньги? Ответ детей (продукты, одежда, покупка крупных вещей)
- оплаты за что? Ответ детей (за квартиру, свет, газ)
С :Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.
?-Как одним словом можно назвать деньги, которые потратили? РАСХОД
Речевая игра «Доход или расход» (в парах)
Учить детей задавать ситуацию на понятия «доход», «расход». Мама получила зарплату — доход.
Бабушка заболела — расход. Выиграла приз — доход.
Заплатили за квартиру — расход.
Продала бабушка яйца — доход.
Продолжите…. Дети задают ситуацию адресно (работа в парах)
?- Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Подвести детей к тому, что расходы не должны превышать доходы)
В. У вас тоже есть кошельки, и в них есть деньги? Ответ детей.
С Но, бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто.
?-Почему? Ответ детей
- Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?
Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, я …
Формировать умения находить выход из создавшейся ситуации.
?-На чем мы можем экономить? Ответ детей (экономить электроэнергию, воду, аккуратно носить одежду, меньше покупать сладкого)
Разминка «Пальчиковая гимнастика»
Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)
1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)
Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)
?Для чего спрячем деньги в донце кошелька?
- Как хранить деньги без копилки?Ответ детей (положить в банк) В. Все, кто хранит деньги в банке, получают документ - сберегательную книжку (показать, в которой записывается количество денежных средств,
положенных в банк, и доход по процентам, начисленным банком по денежному вкладу. Банки не только хранят деньги, но и оказывают разные услуги.
Когда кошелек становился пустым, его перебрасывали с одного места на другое.
Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая банковская пластиковая Карточка. Она вам знакома (показать)
(дети отвечают). (Предлагается детям придумать ответы героев самим, поучаствовать в сюжете сказки)
Кошелёк насторожился:
— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета. (Что могла сказать карточка)
— А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.
— Но где же ты хранишь купюры? (Что могла ответить карточка)
— Они во мне, — гордо ответила Карточка.
— Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются? (Что могла ответить карточка)
— А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги— загадочно улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.
«Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:
— А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.
Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело».
И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.
Рефлексия
?-Понравилась вам сказка?
- А что больше всего понравилось?
- Важно ли то, что вы сегодня узнали?
- Для чего это пригодится в жизни?
Воспитатель дарит детям магнитики – копилки