Приложение МААМ

Метод проектов в начальной школе

Наталья Щербан
Метод проектов в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю учителем начальных классов. Анализируя свою деятельность, столкнулась с рядом проблем, затрудняющий переход обучающихся на следующую ступень образования:

• Низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;

• Неумение следовать прочитанной инструкции, выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить в нем последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

Темочки:

• Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью обучающихся и практическими упражнениями, в ходе которых раскрываются навыки;

• Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

В связи с этим, я пришла к выводу, что урочную систему необходимо дополнить новой формой деятельности обучающихся, где они могли бы погрузиться в атмосферу, требующую думать, рассуждать, т. е. могли бы применять имеющиеся у них знания на практике. Для этого необходимо применять такие методы, которые:

• Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся;

Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

• Формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

• Были бы направлены на развитие познавательного интереса обучающихся;

• Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью;

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

• высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

• развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

• приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

• межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой – либо интересующей его проблемы.

Выделяются основные требования к использованию метода проектов :

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- оформление конечных результатов;

- анализ полученных данных;

- подведение итогов;

- корректировка;

- получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проектов и т. д.).

Отсюда могут быть определены и структурные элементы проектной технологии :

1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе, обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

6. Выдвижение новых проблем.

Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились:

1) намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

2) искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;

3) осуществлять и аргументировать выбор;

4) предусматривать последствия выбора;

5) действовать самостоятельно (без подсказки);

6) сравнивать полученное с требуемым;

7) корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;

8) объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Основные цели метода проектного обучения :

1) научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели;

2) научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели;

3) сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией);

4) сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; навыки работы и делового общения в группе.

Для более успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю рекомендуется:

1) продумать учебные цели, которые будет преследовать проект, и возможности его методического и дидактического обеспечения;

2) определить число участников проекта;

3) решить, будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей;

4) определить сроки работы над проектом;

5) продумать все возможные источники информации.

1. Планирование.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешение спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.

2. Определение общего направления исследовательской работы.

Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать своё отношение к каждому. Затем выделяются наиболее удачные; определяются сроки, необходимые для получения конечных результатов; учитель помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем; продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект. Участник проекта выбирает подтему для исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой работающей группе работали учащиеся с разным уровнем знаний, творческим потенциалом, разными склонностями и интересами. Следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих.

Аналитический этап.

Это этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт, результаты обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д., сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т. д. ; анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчит контроль.

Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направлению работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи.

Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому можно оформить стенд, на котором были бы вывешены: общая тема проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, ответственных и т. д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.

Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии.

Обработка полученной информации – это, прежде всего её понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы.

Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приёмы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретённые знания; рассказывают о проблемах, с которыми им пришлось столкнуться в работе над проектом.

Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретённых навыков.

Таким образом, любой проект должен способствовать мотивации учащихся к проведению исследований; выработке навыков и умений групповой работы; выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы; мотивации учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных тем, фактов, явлений.

Литература

1. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М., 1997.

2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология : развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №9.

3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995, №6.

4. Слободчиков В. И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

Публикации по теме:

Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности в условиях введения ФГТ и ФГОС Тема : «Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности обучения в условиях введения ФГТ и.

Творческий проект для детей с ОВЗ «К сожалению, день рождения только раз в году»Творческий проект для детей с ОВЗ «К сожалению, день рождения только раз в году» Актуальность: Формирование временных представлений и ориентировки во времени у умеренно умственно отсталых обучающихся происходит с большими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов в начальной школе
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 08:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод проектов в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Щербан (УИ 140344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД