Ольга Козлова
Метод проектов — технология успеха
▼ Скачать + Заказать документы
Почти двадцать лет я работаю в дошкольных образовательных учреждениях. За это время в образовании произошли значительные изменения. Разработан «Закон об образовании РФ», вступил в силу Федеральный государственный стандарт образования (ФГОС, а так же «Профессиональный стандарт педагога». Образование стремится быть личностно-ориентированным, а для этого требуются новые методы обучения и воспитания, с помощью которых формируется активная, самостоятельная позиция воспитанников в овладении знаниями, развиваются исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки, а также умения, связанные с их применением в практической деятельности и, соответственно, с реальной жизнью.
Публикация «Метод проектов — технология успеха» размещена в разделах
Наибольшую популярность в образовании получил инновационный метод - метод проектов, поскольку «в свете новых решений и постановлений» мы – педагоги должны реализовывать комплексный подход в обучении, а этот метод позволит нам это сделать. Основой данного метода является идея о том, что учебно-познавательная деятельность ребёнка должна подкрепляться результатом, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Результатом такой деятельности является создание как внешнего продукта (рисунка, макета, презентации, текстового файла с докладоми т. д., так и внутреннего — опыта, который включает в себя знания, умения, компетенции как высший уровень умений и, наконец, осмысленные и осознанные ценности.
А настолько ли этот метод новый? Как говориться «всё новое – это хорошо забытое старое», если покопаться в отечественной педагогике, то можно увидеть, что ещё в 1905 году метод проектов был известен в России, под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику, а после революции, по личному распоряжению Н. К Крупской, метод проектов применялся в школах. Чуть позже, с приходом новой власти, метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Широкое распространение получил в 2000-е годы, а после внедрения ФГОС проектный метод стал использоваться в образовании повсеместно. Но многие педагоги используют его потому, что руководитель сказал: «Надо!» и не понимают, что технология проектов помогает решать важные задачи воспитания и обучения.
Главная цель ФГОС – это воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
Я считаю, что ребенка можно и нужно приучать к тому, что результаты его работы будут эффективнее, если ее выполнять в определенной системе, по заданному алгоритму. Сначала продумывать, затем организовывать и обеспечивать процесс, затем оценить проделанную работу самому, с товарищами, взрослыми (внешними экспертами) и, наконец, предъявлять результат. Во всём этом и сможет помочь метод проектов, который активно использую педагоги нашего ДОУ в своей деятельности.
В процессе проектной деятельности формируются: поисковые, исследовательские, коммуникативные, рефлексивные умения.
При работке над проектом детям приходится учиться умению управлять собой, а это так трудно дается нашим современным детям, которые чаще всего являются дома центром внимания. С помощью проекта можно научить ребенка управлять своими эмоциями, чувствами, не лениться, заставлять себя работать над проектом, чтобы найти нужный материал, планировать свое время, а при выступлении развивать умение вести беседу, ораторские качества.
Для сплочения детского коллектива групповые проекты играют немаловажную роль, в ходе их реализации воспитанники учатся общаться и договариваться. В процессе работы при эффективном общении получается положительный, совместный результат.
Ценность работы над проектом состоит в том, что каждый ребё нок получает свой результат: кто-то нашёл нужный материал, кто-то его оформил, кто-то презентовал. Педагог на всех этапах-помощник детей, учитывая индивидуальные особенности воспитанников, подмечает и озвучивает маленькие победы участников проекта.
С уверенностью можно сказать, что метод проектов – это технология успеха. Мы сможем воспитать успешную личность, если будем правильно использовать в своей работе метод проектов.
Реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе ДОУ, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Родители могут стать активными участниками в реализации проектов, помощниками своему чаду в подготовке и поиске материалов и, конечно. презентации продукта проекта.
А со стороны нас – педагогов должна быть искренняя заинтересованность, творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно нашим воспитанникам, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.
Да, реализация проектов, порой трудная, кропотливая работа, но «нет ничего невозможного», нужно двигаться к намеченной цели и всё разрешится. В своей работе мы с коллегами продолжаем использовать проектный метод и не собираемся от него отказываться, по крайне мере пока.