Сардана Алексеевна Аввакумова
Метод проектов «Девять раз почему?»
▼ Скачать + Заказать документы
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью. " Л. Н. Толстой |
Темочки:
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Фокус проектной деятельности.
Проектная деятельность - метод моделирования, позволяющий устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости окружающего мира; формировать представления о цикличности явлений; систематизировать и группировать объекты окружающего мира; воспитывать чувство ответственности, сопричастности, сотрудничества, бережного отношения к результатам общего труда.
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, педагога-воспитанника-родителя, воспитанника-родителя;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.)
В деятельности нашей группы используем следующие типы проектов :
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;
2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т. д.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.).
Они классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
Задачи развития:
• обеспечение психологического благополучия и развития детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Практическая новизна.
1. Своеобразие нашего проекта состоит в том, что сам замысел ребенка намного опережает его технические возможности. В связи с этим мы оказываем помочь ребенку в реализации замысла. В этом смысле трудно рассчитывать на помощь других детей. Для реализации нашей проектной деятельности мы привлекли взрослых, в первую очередь, родителей ребенка. Именно совместное выполнение замысла дошкольника с родителями позволят им лучше понять друг друга и установить поддерживающие отношения.
2. Вторая особенность проектной деятельности заключается в том, что ее участники должны быть мотивированы. Но простого интереса недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребенок реализовывали в проектной деятельности не только свое понимание, но и свои смыслы.
Приведем пример. Подготовка к празднику – привычное мероприятие, технология организации и проведения которого подробно описана во многих программах. Ребенок может быть заинтересован в подготовке к празднику, но проектная деятельность начнется только в тот момент, когда педагог совместно с ребенком попытается открыть для себя смысл праздника. Ведь что такое праздник? Это особый день в жизни человека или страны, напоминающий о каком-то важном событии. Поэтому нужно понять, что этот день или событие означают для каждого ребенка и педагога. Как мы к нему относимся? Почему мы его празднуем? Какими способами мы выражаем свое отношение к празднику? И т. д. Очевидно, что такие вопросы заставляют нас задуматься о смысле, который несет праздник для каждого участника проектной деятельности. А как только определен смысл, можно искать способы его предъявления.
ФОТО ВИДЕО
3. Третьей важной особенностью является ее адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение и личные смыслы, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта.
Именно проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Зачем нужны проекты? Актуальность.
• Детям
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Она обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде расширяются знания ребенка о различных областях действительности. Во многом это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Развиваются также общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные. Действительно, выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его в доступной системе средств, навык определения этапов его реализации, следование задуманному плану и т. д. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте малыш приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.
Проектная деятельность благоприятно сказывается на общем групповом развитии детей: дети не просто с удовольствием занимаются, но и приобретают необходимые навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
В связи с проектной деятельностью меняется и содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами малыши становятся интересны друг другу.
• Педагогам
Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, а требует ежедневного творческого, личностного роста.
• Родителям
Развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое. Сам факт продуктивности проектирования позволяет создать историю развития и совместного проживания всего периода дошкольного детства. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое может быть представлено в виде альбомов, увлечений, традиций.
Анализ. Результат.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Таким образом, наша работа в рамках проектной деятельности способствовала выработке исследовательских умений, сплочению группы, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектная деятельность качественно повлияла на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогов.
Планы на будущее.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, мы в дальнейшем разрабатываем поэтапный план - схему осуществления проекта, где будут отражаться наиболее яркие формы работы по данному направлению. Для детей этот алгоритм мы переведем в схему реализации проекта, моделирующей коллективную творческую деятельность. Совместно с детьми выстроим последовательность реализации проекта, продумаем фигуры-знаки, обозначающие определенное действие.
Каждый педагог рано или поздно задается вопросом, «каких детей он хочет воспитать».
Вот как ответил на него Жан-Жак Руссо: «Идеал воспитания - это сочетание ума мудреца с силой атлета». Конечно же, мы хотим видеть своих детей умными, добрыми, порядочными. Хотим, чтобы жизнь их стала интересной и счастливой.
И не для кого ни секрет, что все это невозможно без хорошего, крепкого здоровья. Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как часто мы растрачиваем его попусту, забывая, что 1 потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Именно в раннем детстве закладывается фундамент здоровья человека, а значит наш долг - помочь ребенку заложить прочный, надежный фундамент.
Проект отличается оригинальностью подачи материала, выдумкой и творческим подходом. Одной из первой деятельности нашей группы был социально-значимый проект «Будь здоров!»
Цель: воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. В ходе его осуществления решаются следующие задачи:
• создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
• комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с семьей;
• воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
ФОТО